Найти в Дзене
Технарь из ЕКБ

Калильное зажигание иногда бывает полезно

Оглавление
Изобретателю дизельного мотора в день рождения на торте свечи не зажигают, а накаливают.

Первый двигатель с искровым зажиганием был запатентован в 1860 Жаном Жозефом Этьеном Ленуаром. А свеча зажигания, похожая на современную, была создана Робертом Бошем только в 1902 году. Каким образом происходило воспламенение смеси в поршневых двигателях, выпускавшихся до этих изобретений?

Реклама нефтяного двигателя
Реклама нефтяного двигателя

Многие изобретатели использовали в своих двигателях воспламенение смеси при помощи раскалённых деталей в камере сгорания.

Довольно часто в двигателях того времени использовались калильные трубки (калильные головки).

Калильная трубка
Калильная трубка

Принцип действия был довольно прост: из головки цилиндра торчала полая трубка, запаянная снаружи. Перед запуском трубка разогревалась отдельной горелкой (или паяльной лампой) до нужной температуры. Во время такта сжатия бензо-воздушная смесь проталкивалась внутрь трубки и там самовоспламенялась, поджигая основную часть смеси в цилиндре. Во время работы температура трубки поддерживалась за счёт сгорающего в ней топлива.

Двигатели с калильным зажиганием называют еще "нефтяными двигателями" или "полудизелями". Нефтяные - из-за их способности работать на всем что горит (керосин, солярка, масло и даже сырая нефть). Полудизелями их называют из-за того, что принцип работы похож на двигатель Дизеля (топливо самовоспламеняется). Но у дизеля, топливо впрыскивается в камеру сгорания под высоким давлением, а у полудизеля смесь готовится вне камеры сгорания.

Вот видео запуска такого нефтяного мотора

Из видео понятно насколько непростым был запуск таких моторов. Сначала оператор греет паяльной лампой головку примерно 10-15 минут. Затем начинает раскручивать маховик двигателя.

Следует заметить, что направление вращения такого двигателя не всегда предсказуемо. Поскольку угол опережения зажигания регулировать практически невозможно - вспышка может происходить в любой момент. Двигатель одинаково хорошо запускается в обе стороны. И даже при определённых условиях (на низких оборотах и малой подаче топлива) может работать с "нулевыми" оборотами, то есть вращаться сначала пол оборота в одну сторону, а затем в другую. С помощью этого трюка оператор мотора может сменить направление его вращения. На видео этот момент тоже есть.

Представьте, если вы, зайдя утром в гараж так запускали бы мотор своего автомобиля или мотоцикла.

Достоинства двигателей с калильным зажиганием

  1. Простота конструкции, а значит и надёжность. В конструкции нет сложных механизмов: нет системы клапанов, топливного насоса высокого давления (ТНВД - довольно сложное устройство), никакого электричества не требуется, а значит и сложных схем зажигания.
  2. Возможность работы на разных видах топлива (вплоть до отработанного моторного масла).
  3. Могут работать при любом направлении вращения маховика, для реверсирования необходимо плавно снижать обороты до тех пор, пока очередная вспышка топлива не произойдёт раньше, чем поршень подойдёт к верхней мёртвой точке, после чего маховик останавливается и начинает вращение в обратную сторону. То есть можно не делать "задней передачи" в коробке.

Недостатки двигателей с калильным зажиганием

  1. Необходимость прогрева калильной головки перед запуском, что занимает 10-15 минут.
  2. Необходимо постоянно следить за температурой калильной головки. На малых оборотах или при низкой температуре воздуха необходимо дополнительно подогревать головку, чтобы двигатель не заглох. На высоких оборотах головка перегревается и зажигание происходит раньше чем нужно, приходится охлаждать головку, например водой.
  3. Низкий КПД за счёт того что двигатель двухтактный и степень сжатия у него низкая. Да и момент зажигания может быть далёк от оптимального.
  4. Двигатель очень проблематично сделать многоцилиндровым из-за невозможности согласования вспышек в цилиндрах. Поэтому мощность таких моторов ограничена чисто технически.
  5. В калильной трубке во время вспышки довольно высокое давление, к тому же её стенки довольно сильно нагреты. Бывали случаи разрыва калильной трубки. Поэтому трубку делали из прочных огнестойких материалов (делали не только из металла, но и из фарфора) и защищали снаружи кожухом. К тому же трубки приходилось прочищать от сажи и периодически заменять на новые.
  6. Двигатель требует очень массивного маховика.

Вот видео запуска и работы модели мотоцикла Даймлера (Daimler Reitwagen)

Видно, что калильная трубка двигателя находится прямо под седлом мотоцикла, что потенциально опасно для "пятой точки" ездока.

В наши дни

В наше время калильное зажигание считается вредным явлением, мешающим нормальной работе двигателя. Единственная область, в которой калильное зажигание еще используется (а не воспринимается как крайне вредный эффект) это авиамодели. В основном это двухтактные двигатели объемом до десяти "кубиков" . Более крупные моторы используют искровое зажигание.

Авиамодельный двигатель с калильной свечой
Авиамодельный двигатель с калильной свечой

В этих моторах используется калильная свеча с электрическим нагревателем, которая перед стартом нагревается при помощи аккумулятора докрасна. В остальном принцип работы остался тем же.

Почему до сих пор пользуются калильными свечами вместо обычных? Все дело в габаритах. Калильные двигатели значительно меньше и могут применяться в самом широком спектре радиоуправляемых моделей.

Не забудьте подписаться и поставить лайк. Это помогает развитию канала.

Авто
5,66 млн интересуются