Представьте на минуточку что Вы огромная сверхдержава с самым мощным вооружением в мире и Вам очень нужно как можно эффективнее и жёстче распространять демократию в самые отдалённые уголки мира. Флот – Ваша гордость, ведь с помощью огромных авианосцев Вы можете проводить огромный спектр воздушных операций в далёких странах. Но что если Вам нужно организовать военную операцию включающую прорыв и завоевание господства в воздухе, десант нескольких сотен солдат с полным комплектом вооружения, быстрое развертывание тяжелой техники и обеспечение беспрерывного контроля всего театра боевых действий с помощью командного пункта – да ещё и в короткие сроки добравшись до места назначения на другой стороне земли. Задача магко говоря трудная и требует кооперации нескольких родов войск с целой кучей транспорта и кораблей вкупе со сложной логистокой. А что если был бы такой инструмент, который бы мог выполнить все эти задачи, да ещё и значительно быстрее и эффективнее, чем всё что было до него. Что ж, в 1960-х военные почти нашли такой инструмент, им оказался Lockheed CL-1201 – самолёт который мог бы изменить авиаиндустрию навсегда.
Идея проекта
В конце 1960-х годов компания Lockheed представила пентагону один из самых амбициозных и футуристических проектов в истории авиации — концепт самолёта-авианосца на ядерном топливе – Lockheed CL-1201. Этот проект олицетворял собой стремление к созданию воздушного судна, которое могло бы выполнять функции авианосца в небе, обеспечивая поддержку и транспортировку самолётов на огромные расстояния без необходимости в дозаправке.
Lockheed CL-1201 задумывался как гигантский летательный аппарат с размахом крыла около 340 метров и общей длиной более 200 метров. Для сравнения, это значительно больше, чем у самых крупных современных пассажирских самолётов. Основной идеей проекта было создание воздушного судна, способного нести на борту десятки истребителей и другой техники, обеспечивая их взлёт и посадку прямо в воздухе. Такая концепция могла бы существенно изменить стратегию ведения боевых действий, предоставляя возможность быстрого реагирования и переброски авиационных сил в любую точку мира. Истребители которые нёс бы этот монстр, крепились бы к нему на специальных подвесках под крылом, обеспечивая выход экипажа прямо в самолёт, а старт бы выполнялся просто свободным их сбросом. Однако в таком случае становилось непонятно как бы техники меняли вооружение на этих истребителях, не имея возможности работать с ними напрямую, но я думаю если бы этот самолёт довели бы до лётного состояния, то инжинеры Lockheed решили бы и эту проблему. Эти же истребители служили одной из систем защит самого CL-1201 – они бы патрулировали местность и в случае угрозы, немедленно бы её ликвидировали.
Силовая установка
Особое внимание в проекте уделялось двигательной установке. CL-1201 должен был быть оснащен 4 основными сверхмощными турбовентиляторными двигателями и 84 небольшими, вертикально-расположенными подкрыльевыми двигателями для коротких взлетов и посадок, правда в случае CL-1201 – короткими они были бы это очень относительно. Предполагалось, что CL-1201 будет оснащён ядерным реактором, который обеспечивал бы самолёт практически неограниченной дальностью полёта. Это решение могло бы позволить судну находиться в воздухе месяцами без необходимости в дозаправке, что делало его идеальным кандидатом для выполнения длительных миссий. Ядерный реактор должен был питать электрогенераторы, которые в свою очередь обеспечивали бы энергией электродвигатели самолёта. Скорость же самолёта была бы близка к крейсерским скоростям современных широкофюзеляжных авиалайнеров.
Закрытие проекта
Однако, несмотря на всю привлекательность идеи, проект столкнулся с рядом серьёзных проблем. Во-первых, техническая сложность создания настолько крупного летательного аппарата с ядерным двигателем оказалась чрезвычайно высокой. Разработка безопасной и эффективной ядерной установки для самолёта потребовала бы значительных ресурсов и времени. Кроме того, возникли серьёзные опасения по поводу безопасности: авария такого самолёта могла бы иметь катастрофические последствия из-за риска радиоактивного заражения.
Экономические факторы также сыграли свою роль. Стоимость реализации проекта была астрономической, и в условиях ограниченного бюджета Министерства обороны США финансирование столь рискованного предприятия выглядело неоправданным. В результате проект Lockheed CL-1201 был закрыт, так и не выйдя за рамки чертежей и концептуальных разработок.
На сегодняшний день идея создания самолёта-авианосца на ядерном топливе остаётся скорее предметом научной фантастики, чем реальной инженерной задачей. Современные технологии пока не позволяют создать безопасную и экономически оправданную ядерную установку для авиации. Тем не менее, проект CL-1201 остаётся ярким примером того, как далеко могут зайти инженерные амбиции в стремлении к новым горизонтам. Возможно, когда-нибудь в будущем развитие технологий позволит вернуться к этой идее, но на данный момент она остаётся лишь смелой страницей в истории авиационных инноваций.
— Skyward Insights Journal