В 1970-х годах были невероятно популярны детективы и криминальные истории, где главным действующим лицом был не работник правоохранительных органов и даже не ловкий жулик, а …произведение искусства, раритетный музыкальный инструмент или старинная драгоценность. У артефакта всегда бывала примечательная биография, связанная с войнами, похищениями, убийствами.
И вот, что существенно – артефакт непременно хотели переправить на Запад к тамошним коллекционерам или же дельцам из мира искусства. И вот – ещё один такой фильм. Режиссёр Алоиз Бренч – мастер изящных кинодетективов, и «Ралли» (1978) – не исключение. Перед нами – грандиозное соревнование автомобилистов, проходящее по трём территориям – Советский Союз, Польша, ГДР.
Однако всё начинается с титров: «В 1944 году из Художественного музея в Риге, при отступлении гитлеровских войск, была похищена картина «Рафаэль и Форнарина» французского художника XIX века Жана Огюста Доминика Энгра», и поиски, предпринятые после войны, результата не дали. К слову, у Энгра было два варианта этой фабулы. Спрашивается, где ралли и где Энгр? Оказывается, что весьма близко.
Один из наших гонщиков – Гунар Грауд (Роландс Загорскис) обнаруживает, что в одной из дверей что-то стучит. Он вскрывает дверцу и обнаруживает там …свёрнутую в рулон картину. Ни о каком Энгре, а также о Рафаэле с Форнариной этот, далёкий от живописи, парень и знать не знает, но делится находкой со своим штурманом Янисом Лиепой (Витаутас Томкус). Немолодой штурман убеждает Гунара молчать, чтобы их не сняли с пробега.
Поначалу кажется, что Янис – сообщник тех, кто решил вывезти найденную где-то картину за рубеж – слишком уж он суетлив. Однако тут всё сложнее, и он ни при чём. Лиепа вообще согласился на эту поездку, так как его возлюбленная – переводчица Кристина (Валентина Титова) сказала ему типично женскую фразу: «Хочу, чтобы ты был победителем», сам же он хочет уйти из этого выматывающего спорта. И да, Кристина здесь тоже не соучастница.
В этом сюжете много зацепок, как в классическом детективе, и невольно подозреваешь всех и вся – и мечущегося Лиепу, и его красивую даму, и администратора команды, бесконечно травящего анекдоты (Александр Вокач). Однако наивный Гунар идёт прямиком в немецкий музей (раз уж ему штурман запретил обратиться в органы) и просит там показать ему Энгра. Директор музея тут же подозревает что-то и начинается игра спецслужб.
Однако финал нетипичный и картина оказывается всего лишь удачной копией, созданной на 100 лет позже, тогда как подлинник так и не найден. А ещё в этом фильме – страны соцлагеря, дружественные и добросердечные. Ощущение дружбы и общности, которая оказалась потом утраченной, да и латышская команда, выступавшая от имени Советского Союза – тоже была нашей. Подобные ленты воскрешают в памяти всё то прекрасное, чем мы владели когда-то.
Zina KorZina (c)
- Детективы Алоиза Бренча:
- Детективы о раритетах и артефактах: