66,6K подписчиков

«Двойной капкан» - фарца и западный образ жизни

9,5K прочитали

Читатель предложил поговорить о двухсерийном фильме «Двойной капкан» (1985) – интереснейшем проекте Рижской киностудии, где сошлись всё звёзды – режиссёр Алоис Бренч, композитор Раймонд Паулс и много приятных актёров из самых западных республик – Лилита Озолиня, Альгис Матулёнис, Петерис Гаудиньш (наш советский Айвенго) и много других.

Кадры из фильма «Двойной капкан» (1985). Скриншоты.
Кадры из фильма «Двойной капкан» (1985). Скриншоты.

Это – типовой милицейский детектив, где мы, согласно логике жанра, знаем, кто преступник с самого начала, и всё внимание – на работу правоохранительных органов. В центре сюжета – очень-плохие-буржуи, мечтающие, во-первых, при помощи видеокассет и красочных журнальчиков «насадить буржуазный образ жизни», а, во-вторых, переправлять антиквариат в капстраны, чтобы делать на этом свой business.

Кадр из фильма «Двойной капкан» (1985). Скриншот.
Кадр из фильма «Двойной капкан» (1985). Скриншот.

Тема старины и всяких златых портсигаров эпохи Ар Нуво, и особенно – монет и драгоценных орденов – любимая «фишка» тогдашних детективщиков (вспомним хотя бы «Подпаска о огурцом» (1978) из серии «ЗнаТоКи»). Да и фарцовка всяческими джинсами-жвачками-«Бурдой», а то и чем более пикантным (а этого в «Двойном капкане» много) – популярный мотив 1970-1980-х годов.

Кадр из фильма «Двойной капкан» (1985). Скриншот.
Кадр из фильма «Двойной капкан» (1985). Скриншот.

Действующих лиц – много. Жулики и сыщики. Просто женщины. И ...не просто женщины. Ловцы дольче-вита и честные труженики. Типовой расклад. Но есть нюансы. Допустим, логовом аферистов является ночной бар «Карат», где, собственно, бар соединён с варьете. Эстрада с эффектными девушками, чьи танцы сопровождали поедание какого-нибудь мяска-и-салатика, - это нормально работало в Прибалтике, что для многих гостей этих республик, было в новинку.

Кадр из фильма «Двойной капкан» (1985). Скриншот.
Кадр из фильма «Двойной капкан» (1985). Скриншот.

Кабаре имелись в Болгарии и Венгрии (в других странах – не в курсе). Мне сейчас (а не тогда!) оказалась интересна линия фарцовщика по кличке Банан и его подручных. Уже в этом фильме 1985 года произнесли важную фразу, которую никто не заметил: Банан не валит в Канаду, где у него дядя, потому что он там будет – никто, а в советской Риге он – крутой и «упакованный». Дядя-то не профессор и не владелец магазина в своей Канаде.

Кадры из фильма «Двойной капкан» (1985). Скриншоты.
Кадры из фильма «Двойной капкан» (1985). Скриншоты.

Но имеет возможность присылать фирменные штуки. Если посмотреть, чем Банан поражает своих нетребовательных гостей, это – забавный шлак. Недорогое пойло в красивых бутылках, западная музыка, вещички, кассеты и – журналы, причём не новые, а месячной или даже полугодовой давности – в одном из кадров они смотрятся потрёпанными. И это продавалось не за 20 копеек.

Кадр из фильма «Двойной капкан» (1985). Скриншот.
Кадр из фильма «Двойной капкан» (1985). Скриншот.

У меня были западные каталоги и всякие буклеты 1981-1984 годов. Думаете, я их выкидывала в 1985 или 1986 году? Я и позже их держала чуть не на видном месте. И, когда к нам приходили гости, они любили всё это листать. Сейчас очень трудно объяснить, что Burda 1982 года или периодика, вроде Stern… или какие-то дамские журнальчики, привезённые мамой из Хельсинки, считались чем-то, вроде «окна в заманчивый и запретный мир», где всё – в шикарных обёртках, и конфеты, и женщины.

Кадр из фильма «Двойной капкан» (1985). Скриншоты.
Кадр из фильма «Двойной капкан» (1985). Скриншоты.

Видака у меня не было – я ходила к подругам. «Эммануэль» всякую, упоминаемую в одном из эпизодов, мы не смотрели – неинтересно (да никто не дал бы нам это смотреть, даже если бы оно было у их родителей), а вот боевики и комедии – да. По сути, авторы «Двойного капкана» чётко определили идею – показ «красивой жизни», в принципе, недоступной даже и в Латвии, подтолкнёт общество к отказу от социализма.

Кадр из фильма «Двойной капкан» (1985). Скриншот.
Кадр из фильма «Двойной капкан» (1985). Скриншот.

По-хорошему, надо было завалить молодёжь всей этой блескучей ерундой… Нам, конечно, вещают, что один из помощников Банана – Каспер шумно раскаивается и даже швыряет глянцевые журналы в лестничный пролёт. Но бывало ли так в реале? К слову, у Каспара в одной сцен американская военная рубашка – мол, это мощно и привлекательно. Тогда юношество исподволь училось любить Америку и всё, что с ней связано.

Кадры из фильма «Двойной капкан» (1985). Скриншоты.
Кадры из фильма «Двойной капкан» (1985). Скриншоты.

Потом это ярко вспыхнет в 1990-е, а пока на дворе 1985 год (точнее 1984-й, когда снимали). Ностальгия – дутые курточки, пластмассовая бижутерия, широкие тугие пояса… Наивное время, когда обложка была «дороже» содержания, а видеокассета стоила 150 рублей – зарплата молодого инженера. Журнал мод трёхлетней давности, но привезённый из Франции стоил примерно, как ...альбом по искусству.

Кадр из фильма «Двойной капкан» (1985). Скриншот.
Кадр из фильма «Двойной капкан» (1985). Скриншот.

Конечно, фабула шире фарцы и спекулянтов, этой возни с кассетами, штучками и лейблами, символизирующими дольче-вита, но сейчас именно это, а не острый сюжет, цепляет. КАК?! Вот это?! Мы ради этой ерунды? Впрочем, заиметь спокойно-равнодушное отношение к «Бурдам» и джинсам, было можно только получив их в запредельном количестве. А в те годы и реклама казалась АХ! А помните, как она быстро надоела уже в 1990-х?

Статья другом фильме Алоиса Бренча: «Мираж» - как выглядела бедность на Западе?