Найти тему
ЭХ, ПРОКАЧУ!

«Возвращение святого Луки» - тяга жуликов к старине, ограбление века и ничего святого!

Фильм «Возвращение святого Луки» (1970) оказался одним из тех милицейских детективов, где главную роль играет шедевр или - драгоценно-исторический артефакт, который хотят умыкнуть какие-нибудь свoлoчи (местные да западные), а наши правоохранительные органы мешают им это сделать. С конца 1960-х годов советское общество как-то резко охладело к футуро-мечте – напротив, стало волновать изящное и – великое прошлое. Послезавтра оказалось не так интересно, как позавчера.

Франс Хальс «Евангелист Лука» (1625) и афиша фильма «Возвращение святого Луки» (1970). Википедия.
Франс Хальс «Евангелист Лука» (1625) и афиша фильма «Возвращение святого Луки» (1970). Википедия.

Отсюда все эти остросюжетно-головокружительные «приключения» ворованных картин, поддельного Фаберже, антикварных - обязательно прижизненных изданий и скрипок Страдивари. Даже в грустную комедию «Старики-разбойники» (1971) был включён мотив похищения старинного полотна. Насчёт 3-й серии «Приключений Электроника» (1979) тоже все помнят (мне лишь неясно, зачем Стампу понадобилось обворовывать музей – могли бы сразу банк).

Кадр из фильма «Возвращение святого Луки» (1970). Скриншот.
Кадр из фильма «Возвращение святого Луки» (1970). Скриншот.

Кстати, «Возвращение святого Луки» основано на реальном событии, правда, пытались выкрасть эту картину Франса Хальса, когда она экспонировалась в залах Пушкинского музея в Москве. Здесь же мы видим Одессу - «Евангелист Лука» принадлежит Одесскому музею западного и восточного искусства. Фабула – стандартна и оттого – прекрасна. Мы заранее знаем, что будет дальше - жуликов поймают, а Луку - вернут. Но есть нюансы.

Кадр из фильма «Возвращение святого Луки» (1970). Скриншот.
Кадр из фильма «Возвращение святого Луки» (1970). Скриншот.

Есть типичный «жучок» и подпольный торговец антиком – инженер Лоскутов. Вот тут - изюминка, так как обычно гадами бывали работники торговли, адвокаты, снабженцы. Лоскутова дивно играет Олег Басилашвили, которому всегда удавались подобные «маски». Этакий Самохвалов. Наглый и – трусливый. Квартира Лоскутова – тоже узнаваема. Смесь модной старины и не менее модных подделок «под старину» - с импортными бутылками и кричащими лейблами.

Кадр из фильма «Возвращение святого Луки» (1970). Скриншот.
Кадр из фильма «Возвращение святого Луки» (1970). Скриншот.

На Лоскутова выходит некий зарубежный «любитель», точнее – его эмиссар Кейт. Для Лоскутовых - ничего святого. В прямом смысле. Предоставить Святого Луку? Ради денег - готовы. Между делом, зритель, а заодно и полковник Иван Сергеич Зорин, узнаёт, что в заграничном Буржуинстве есть миллионер, собирающий именно произведения Хальса и ни-ко-му не показывающий свою коллекцию. Изысканно-то как (возвращаясь к Электронику… У Стампа, видимо, был такой же заказчик)!

Кадр из фильма «Возвращение святого Луки» (1970). Скриншот.
Кадр из фильма «Возвращение святого Луки» (1970). Скриншот.

В сюжет вплетаются неординарные судьбы. Так, мы видим бедного-но-талантливого художника Куликова, страдающего от безвестности и отсутствия нормальной работы; несчастную и по-французски эффектную бабу Полину, связанную с преступниками (Екатерина Васильева тут чудо, как хороша) и, наконец, ловкого и жестокого вора по кличке Граф (загадочный и красиво-страшный Владислав Дворжецкий).

Кадры из фильма «Возвращение святого Луки» (1970). Скриншоты.
Кадры из фильма «Возвращение святого Луки» (1970). Скриншоты.

При всём том, рецидивист оказывается не так гадок по сравнению с Лоскутовым, нанявшим Графа для деликатного изъятия «Святого Луки» из музея. Несмотря на то, что настоящий советский детектив – это не интрига вора, но – изображение слаженной работы милиции, прокуратуры, КГБ, всё ж тут имеется любопытный поворот, когда Граф, узнавший, сколь дорого стоят картины Хальса, решает играть самостоятельно.

Кадр из фильма «Возвращение святого Луки» (1970). Скриншот.
Кадр из фильма «Возвращение святого Луки» (1970). Скриншот.

Разумеется, ничего у них не вышло, у этих пoдoнкoв, как и в реальной жизни! А ещё в этом фильме хорошо показано отношение к религиозной живописи в атеистическом СССР – искусство отдельно, вера в Бога - …другое. Ко всем этим полотнам прилагалась аннотация в виде сожаления, смешанного с осуждением - время, дескать, было такое, не без мракобесия. Хотя, все те художники были глубоко верующими. Иначе у них не получались бы картины, которые и через 300-400 лет хочется украсть.

Zina KorZina (c)