Найти тему
Сравни

Кроссовер или внедорожник: чем отличаются и что выбрать

Оглавление

Кроссоверы и внедорожники могут быть очень похожи внешне. При этом технически они отличаются. Рассказываем‚ в чём разница и какой автомобиль выбрать.

Характеристики кроссоверов

Технически кроссоверы не сильно отличаются от седанов, хетчбэков, универсалов и купе. По типу кузова они больше всего схожи с хетчбэками, лифтбэками

и универсалами — салон и багажный отсек кроссоверов представляют собой единое пространство. Обычно кроссоверы имеют пятидверную конфигурацию, а задняя дверь располагается вертикально. Особенности кроссоверов:

  • увеличенные габариты;
  • увеличенный дорожный просвет;
  • наличие модификаций с полноприводной трансмиссией.

Кроссоверы имеют несущий кузов. Это значит, что элементы силовой конструкции интегрированы в корпус автомобиля, а подвеска крепится к кузову. Такой же тип силовой конструкции характерен для седанов, хетчбэков, лифтбэков, купе и универсалов. Несущий кузов ограничивает ход подвески. Если одно колесо наедет на большую неровность, то упрётся в колёсную арку.

-2

Кроссоверы могут оснащать бензиновыми, дизельными, гибридными и полностью электрическими силовыми установками. Существуют бюджетные экономичные и высокопроизводительные модели.

Многие автомобилисты относят все кроссоверы к моделям повышенной проходимости, но на деле это не так. Например, часто кроссоверы оснащают моноприводной трансмиссией — то есть у них два ведущих колеса (обычно передних), как и, например, у большинства седанов.

-3

У полноприводных кроссоверов трансмиссия обычно реализована через муфту подключения второй оси. То есть большую часть времени усилие от двигателя передаётся на одну ось, а вторая подключается только при пробуксовке первой. Кроссоверы с постоянным полным приводом встречаются реже.

У кроссоверов может быть полностью независимая подвеска или независимая только спереди, а сзади — полузависимая (торсионная балка). Независимая подвеска кроссоверов обеспечивает комфорт и безопасность, а полузависимая — недорогая в ремонте. Но оба варианта плохо подходят для бездорожья.

У многих кроссоверов нет блокировок межосевых и межколёсных дифференциалов. Такие блокировки нужны при движении по бездорожью. Они создают жёсткую связь между осями или колёсами ведущей оси. Тогда крутящий момент распределяется равномерно, и машина может двигаться по песку, грязи или снегу.

Популярные модели кроссоверов:

  • Renault Duster;
  • Hyundai Creta;
  • Haval Jolion;
  • BMW X5;
  • Mercedes-Benz GLE;
  • Audi Q7;
  • Volvo XC90;
  • Mazda CX-5.

Характеристики внедорожников

Внедорожники тяжелее кроссоверов. Чтобы у автомобиля была приемлемая динамика, приходится устанавливать мощные двигатели. Из-за этого модели расходуют больше топлива. Поэтому внедорожники часто оснащают дизельными моторами, потому что они более экономичные.

-4

Основная отличительная черта внедорожников — рамная конструкция. Это силовая основа, к которой крепятся подвеска и кузов. Раньше раму также использовали для седанов и универсалов, но сейчас такие машины практически не встречаются. Рама увеличивает ход подвески, поэтому автомобилю легче передвигаться по бездорожью.

А ещё рама внедорожников увеличивает комфорт передвижения, потому что удары, которые получают колёса и подвеска, передаются раме, а не кузову.

Ещё одна особенность внедорожников заключается в использовании зависимой подвески — моста. Преимущество моста в том, что при увеличении нагрузки (например, если в машине грузы или несколько пассажиров) высота дорожного просвета не уменьшается.

У современных моделей такую конструкцию устанавливают только сзади, а спереди — независимую (например, двухрычажную). Тогда получается добиться хорошей управляемости и высокой проходимости.

У внедорожников клиренс выше, чем у кроссоверов. Это значит, что им легче передвигаться по грязи или снегу, потому что элементы ходовой части и кузова не цепляют поверхности.

Есть внедорожники с постоянным и подключаемым полным приводом. В некоторых моделях используется система Part-time, которая не подходит для езды по асфальту, потому что у неё нет межосевого дифференциала. Поэтому у таких моделей большую часть времени усилие передаётся только на одну ось (в отличие от кроссоверов, чаще всего на заднюю).

-5

Внедорожники чаще, чем кроссоверы, оснащают блокировками дифференциалов (межосевого и межколёсных), а также понижающей передачей. Понижающая передача нужна для увеличения крутящего момента, который передаётся на колёса, — например, если колёса увязли в грязи и двигатель не может их провернуть.

Ещё у внедорожников часто высоко расположен воздухозаборник. Это нужно для того, чтобы автомобиль мог преодолевать броды и вода не попала в двигатель. Например, у современного Mercedes-Benz G-Class высота преодолеваемого брода составляет 700 мм (без дополнительного оборудования — шноркеля).

Популярные модели внедорожников:

  • Nissan Pathfinder (R51);
  • Land Rover Discovery (III и IV);
  • Mercedes-Benz G-Class;
  • Suzuki Jimny;
  • Jeep Wrangler;
  • УАЗ «Патриот»;
  • Tank 300;
  • Tank 500.

Плюсы и минусы кроссоверов

Плюсы кроссоверов Минусы кроссоверов Стоят ненамного дороже легковых моделей Невысокая проходимость Стоимость обслуживания сопоставима с легковыми моделями Много моноприводных моделей Удобно передвигаться зимой в городе благодаря высокому дорожному просвету Дорожного просвета часто не хватает на бездорожье Если модель полноприводная, можно выезжать на пересечённую местность Опасно преодолевать броды без дополнительного оборудования В среднем объём багажника больше, чем у легковых моделей Посадка выше, чем у легковых моделей Есть семиместные модели Есть высокопроизводительные модификации

Плюсы и минусы внедорожников

Плюсы внедорожников Минусы внедорожников Высокая проходимость Расходуют больше топлива Мощные двигатели Большие габариты неудобны в городе Могут перевозить тяжёлые грузы и буксировать тяжёлые прицепы Выше стоимость ремонта и обслуживания Могут преодолевать глубокие броды Стоят дороже кроссоверов и легковых моделей Более комфортны за счёт рамной конструкции Редко встречаются высокопроизводительные версии Высокая посадка Многие модели управляются хуже, чем легковые автомобили

Что выбрать

Если нужна машина, чтобы ездить на дачу, комфортно передвигаться зимой и не бояться задеть бампером бордюр — лучше выбрать полноприводный кроссовер. Такая машина будет стоить ненамного дороже седана или универсала. В качестве семейного автомобиля можно выбрать семиместный кроссовер.

Если часто выезжать на бездорожье — например, на охоту или рыбалку, — то лучше выбрать внедорожник. Такая машина не застрянет в лесу или в грязи. При этом в бюджет нужно закладывать более высокую стоимость обслуживания и ремонта, а также высокий расход топлива.

При этом часто внедорожники приобретают только из-за высокой посадки, полного привода и внешнего вида — и машина может никогда не выезжать на бездорожье. В этом случае автомобилист оплачивает удовольствие, которое он получает от владения внедорожником.

Пикапы: внедорожники ли это?

Иногда пикапы приравнивают к внедорожникам, но это не всегда справедливо. Действительно, некоторые пикапы и внедорожники одной марки построены на одной платформе. Также пикапы часто оснащаются мостами. Для того чтобы машина могла перевозить больше грузов, на задней подвеске устанавливают рессоры вместо пружин — как на грузовиках.

-6

Многие пикапы оснащены заднеприводной трансмиссией. Это значит, что, несмотря на наличие моста и высокий дорожный просвет, пикапы не предназначены для поездок по бездорожью.

Читайте также:

Подпишитесь на наш канал, если статья была полезной

Авто
5,66 млн интересуются