Найти в Дзене
Музей Горгиппия

Узкое горло, остроконечное дно, две ручки — зачем всё это амфоре?

Кувшины, как вид керамической тары, были известны в Микенах, Греции и на Ближнем Востоке ещё во втором тысячелетии до нашей эры. В эпоху бронзы и железа они стали широко распространены по всему древнему Средиземноморью, конкурируя с бурдюками и корзинами в перевозке грузов.

В начале первого тысячелетия до нашей эры древние греки столкнулись с задачей перевозки больших объёмов жидких и сыпучих продуктов на кораблях. Для решения этой задачи они разработали особую форму кувшина — амфору. Слово «амфора» происходит от греческого «ἀμφορεύς», что означает «нести с обеих сторон». Характерной чертой амфоры являются две вертикальные ручки и коническое тулово.

Амфора из коллекции музея. Родос. III — II вв. до н.э.
Амфора из коллекции музея. Родос. III — II вв. до н.э.

Основное предназначение амфоры — это роль торговой тары. В них древние греки и римляне перевозили различные товары, в основном вино и оливковое масло. Также амфоры использовались для транспортировки пряностей, солёной рыбы, краски и шерсти.

Особая остроконечная форма амфор была обусловлена способом их перевозки на торговых кораблях. В трюме амфоры укладывали вертикально в несколько слоёв в шахматном порядке или «веером». Первый ряд амфор, прислонённый к наклонной стенке трюма, служил опорой для остальных.

Римский корабль с грузом амфор в трюме (aquarelle de Jean-Marie Gassend, 2005 г.).
Римский корабль с грузом амфор в трюме (aquarelle de Jean-Marie Gassend, 2005 г.).

В природе можно найти аналогию тому, как амфоры размещались в трюме корабля. Зёрна граната, благодаря своей форме (сужающейся к основанию), заполняют пространство внутри плода. Так же и амфоры в трюме корабля занимают отведенное для груза пространство.

Гранат. Фото: Wikipedia Commons
Гранат. Фото: Wikipedia Commons

Чтобы защитить сосуды от ударов друг о друга, между ними клали солому или тростник. Свободное пространство у основания рядов заполняли песком или мелким гравием. Это выполняло сразу две функции: амортизацию для амфор и балласт для судна. Через ручки амфор пропускали веревки, связывая их друг с другом, чтобы предотвратить смещение или опрокидывание во время морской качки.

Реконструкция трюма римского грузового судна (I в. н.э.). Выставка «Помпеи 79 г. н.э. в истории Рима» в Колизее.
Реконструкция трюма римского грузового судна (I в. н.э.). Выставка «Помпеи 79 г. н.э. в истории Рима» в Колизее.

Также в остром основании амфор при длительной перевозке оливкового масла или вина концентрировался осадок, и при переливании этих продуктов в более мелкую тару не требовалась дополнительная фильтрация.

Ещё одно преимущество заостренных амфор заключалось в процессе их изготовления. Растрескивание во время обжига сосудов такой формы сильно сокращалось, так как тепло меньше концентрировалось на дне и распределялось равномернее.

Узкое горло амфоры предназначалось для уменьшения размера пробки, что позволяло ей быть более герметичной и предотвращать поступление воздуха внутрь сосуда для сохранности продуктов. Амфоры с более широким горлом предназначались для перевозки зерна, соленой рыбы и мяса, орехов.

Широкогорлая амфора из коллекции музея. II-III вв. н.э.
Широкогорлая амфора из коллекции музея. II-III вв. н.э.
Амфора в экспозиции музея.
Амфора в экспозиции музея.

Каждый отдельный греческий полис вырабатывал свою, неповторимую форму амфоры, опираясь на собственную традицию керамического производства. В результате амфоры разных центров отличались внешним видом тулова и горла, оформлением венчиков, ручек и ножек, а также технологическими приемами изготовления. Отличается и цвет глины амфор, ведь в каждом регионе она имеет свои особенности. На горле или ручке амфоры иногда ставили при изготовлении клеймо гончара или гончарной мастерской.

Клеймо на ручке амфоры с эмблемой в виде головы бога Гелиоса. Родос. II в. до н.э. Анапский археологический музей.
Клеймо на ручке амфоры с эмблемой в виде головы бога Гелиоса. Родос. II в. до н.э. Анапский археологический музей.
Клеймо на ручке амфоры с изображением плуга. IV-II вв. до н.э. Анапский археологический музей.
Клеймо на ручке амфоры с изображением плуга. IV-II вв. до н.э. Анапский археологический музей.

На некоторых амфорах можно увидеть надписи. Это могут быть процарапанные на глине — граффито, или написаны краской — дипинто. Такие надписи обычно содержат информацию о количестве содержимого в амфоре, имени производителя или оптового покупателя, который был связан с дальнейшей продажей товара.

Изучая все это ученые определяют откуда происходит та или иная амфора, а также в какое время она была изготовлена.

В древности эти сосуды в большинстве случаев были одноразовыми. Когда они становились ненужными, их разбивали. Керамические осколки использовались для покрытия дорог и в строительстве. Например, керамическую крошку добавляли в состав штукатурки для придания ей прочности.

Именно поэтому при раскопках античных городов и поселений находят большое количество осколков амфор. Однако иногда обнаруживают и целые амфоры, которые когда-то использовались в домах для хранения продуктов.

Амфоры находят и на дне моря. Они могут быть как одиночными (например, если на корабле амфора треснула, её могли просто выбросить за борт), так и целыми скоплениями в местах древних кораблекрушений.

В Анапском археологическом музее хранится большое количество античных амфор из различных античных центров: Хиоса, Фасоса, Родоса, Синопы, Гераклеи, Коринфа, Менды, Книда, Коса и др.

Коллекция амфор в экспозиции музея.
Коллекция амфор в экспозиции музея.
Верхняя часть Колхидской амфоры. I в. н.э.
Верхняя часть Колхидской амфоры. I в. н.э.
Коллекция амфор в экспозиции музея.
Коллекция амфор в экспозиции музея.
Коллекция амфор в экспозиции музея.
Коллекция амфор в экспозиции музея.
Еда
6,93 млн интересуются