Найти в Дзене
Крещение гуннов: поиск археологических свидетельств
Византийские (Феофан Исповедник) и сирийские (Иоанн Малала) источники сообщают о трагических событиях христианской истории, разыгравшихся вблизи Таманского полуострова в конце 20-х гг. VI в. По существу, это свидетельство о первых христианских мучениках на территории современной России. В начале указанного десятилетия, по сообщению Прокопия Кессарийского, «боспориты отдали себя под власть императора» Юстина (518-527 гг.). Около 523 г. на Боспор был послан знатный византийский сановник патрикий Пров,...
281 читали · 1 неделю назад
Возвращение гиганта: как пифос из античной Горгиппии обрёл новую жизнь
Лаборатория реставрации Анапского археологического музея рассказывает сегодня о процессе реставрации пифоса. В Древней Греции пифос (др.-греч. πίθος) представлял собой большой, часто высотой с человека, керамический сосуд для хранения припасов. В нём держали зерно, вино, оливковое масло и солёную рыбу. Памятник поступил во фрагментированном виде. На поверхности фрагментов были обнаружены пылевые и почвенные загрязнения, фрагменты гипса, следы старой склейки. Сотрудники лаборатории реставрации провели...
160 читали · 2 недели назад
А вы знали, что терракотовые античные статуэтки когда-то были ярко раскрашены? Знакомый всем нам красно-коричневый цвет терракоты — это лишь тень былого великолепия! Когда-то эти фигурки сияли яркими красками и играли огромную роль: они охраняли домашний очаг, служили связью с богами в храмах и домашних святилищах, сопровождали умерших в загробный мир, а еще были любимыми игрушками для детей. После обжига в печи мастер-коропласт (так называли создателя таких статуэток) брался за кисти. Чтобы поверхность была идеально гладкой, её могли покрыть тонким слоем глины, а затем — наносили цвета. Одежда покрывалась голубыми, розовыми, сиреневыми оттенками, лица и тела — телесным тоном, волосы могли быть красными или коричневыми, а детали подчёркивались белой и чёрной краской, иногда даже золотом. Эта раскраска делала каждую фигурку уникальной, живой и нарядной. К сожалению, за века краски почти не сохранились, и до нас они дошли в своем «глиняном» виде. На фото — мужская фигурка в коротком кафтане, обнаруженная в 1981 году на территории археологического заповедника «Горгиппия». На её одежде ещё заметны следы синей или чёрной краски, а грудь и пояс окрашены красным. Эта находка лежала в одном из домов, уничтоженных страшным пожаром, который в середине III века н.э. погубил целый город. Увидеть эту статуэтку и многие другие «терракоты» вы можете в экспозиции «Античный город Горгиппия». #МузейГоргиппия #ГоргиппияЭкспонаты
1 месяц назад
Иногда самые обычные, на первый взгляд, предметы, пролежавшие в земле тысячелетия, хранят в себе удивительные истории. Они связывают нас с миром древних, их верованиями, ритуалами и представлениями о красоте. Одна такая находка была сделана учёными почти полвека назад в сердце современной Анапы, на территории некрополя античного города Горгиппии. В 1974 году, во время исследований на улице Терской, археологи обнаружили парное погребение женщины и ребенка (I в. н.э.). Среди личных вещей, сопровождавших усопших в последний путь, лежал особый предмет — крупная плоская раковина средиземноморского гребешка (лат. – Pectinidae). Эта раковина, найденная в ногах женщины рядом с бусиной из египетского фаянса, бронзовым зеркалом и кольцом, служила изящной пудреницей. На ее внутренней поверхности археологи обнаружили остатки красных румян — следы древней косметики. Для эллинов это был не просто практичный предмет, а глубокий символ, связанный с самой богиней любви и красоты. Согласно древнегреческим мифам, богиня Афродита родилась из белоснежной морской пены, что образовалась у берегов Кипра из капель крови свергнутого бога Урана. Легкий зефир вынес ее на берег в великолепной раковине, которая с тех пор стала ее священным атрибутом и символом. Прекрасная «пенорожденная» (Анадиомена) вышла из волн уже в образе совершенной женщины. Именно поэтому раковину гребешка называли «Венерин гребешок» (по аналогии с римским именем богини — Венера). Ее перламутр считался божественной оболочкой, частицей того самого чудесного рождения. Женщина из Горгиппии, используя эту раковину как косметический аксессуар, возможно, не только поправляла макияж, но и взывала к покровительству самой Афродиты, надеясь сохранить свою красоту и обаяние. Эта находка — прекрасный пример того, как в античном мире сакральное переплеталось с повседневным, а мифология становилась частью быта. Раковина-пудреница представлена в экспозиции «Античный город Горгиппия». Ждём вас в музее, где каждый экспонат готов рассказать свою удивительную историю! #МузейГоргиппия #ГоргиппияЭкспонаты
1 месяц назад
Согласно легендам, за краем известного древним грекам мира, там, где море теряется в бескрайних степях, жили племена легендарных амазонок. Бесстрашные женщины-воительницы скакали на боевых конях, а их свиту составляли грифоны — грозные «псы Зевса» с львиными телами и орлиными клювами. В этих же золотоносных землях, овеваемых ветрами, скрывались аримаспы — одноглазый народ, вечно сражавшийся с грифонами за богатства подземного мира. Полные таинственной силы, эти образы оживали под рукой греческих мастеров на керамических сосудах, которые становились не просто утварью, а настоящими хранителями мифов. Перед вами краснофигурная пелика (разновидность столовой амфоры) конца IV — начала III веков до н.э., найденная в 1970 году при раскопках некрополя Горгиппии. Высота этого сосуда — 20 сантиметров, а диаметр устья — 14 сантиметров. На его поверхности, как в отражении мифа, проступают головы амазонки и её коня, а на другой стороне — двое мужчин в гиматиях, будто застывшие в вечном разговоре. Роспись нанесена быстрыми, свободными линиями, что характерно для массового производства подобных сосудов, широко использовавшихся в повседневной жизни и погребальных церемониях. В Аттике создавали целые серии подобных пелик специально для Боспора. Греческие мастера будто переносили на керамику поэтический миф о далёкой и загадочной Скифии: о женщинах-воительницах, одноглазых аримаспах и грозных грифонах, чьё дыхание хранило золото степей. Эта пелика — не просто керамика, не просто сосуд. Это голос античного мира, шёпот легенд, дошедших до нас сквозь века. Стоит лишь прислушаться — и перед глазами оживут амазонки, мчащиеся во весь опор в бескрайние просторы Причерноморья. Экспонат представлен в зале «Античный город Горгиппия». #МузейГоргиппия #ГоргиппияЭкспонаты
1 месяц назад
Монетное дело Боспора: на перекрёстке античных цивилизаций (часть 2)
Перед вами вторая часть нашей статьи об истории монетного дела Боспора. Если вы еще не читали первую часть, рекомендуем ознакомиться с ней по этой ссылке: Рубеж II–I веков до н.э. стал для Боспора переломной эпохой. После падения династии Спартокидов и включения царства в состав державы понтийского царя Митридата VI Евпатора начинается новая глава в его истории — полная политических конфликтов, военных переворотов и смен власти. Эти бурные события получили яркое отражение в монетном деле. После гибели Перисада V в 109 году до н...
660 читали · 2 месяца назад
Монетное дело Боспора: на перекрёстке античных цивилизаций (часть 1)
Монетное дело Боспорского царства представляет собой уникальное явление в истории античной экономики Северного Причерноморья. Оно возникло и существовало на пересечении трёх миров – варварского, греческого и позднее римского. Здесь, в условиях культурного многообразия и активных внешних связей, родилась самобытная денежная система, которая не только отражала политическую и социальную динамику региона, но и сама становилась важным фактором государственной устойчивости. Боспорское царство стало одним из первых государств Восточной Европы, где была налажена собственная чеканка монет...
1036 читали · 2 месяца назад
Зеркало из могилы: как сарматский артефакт ожил в руках реставраторов
Отдел фондов и лаборатория реставрации Анапского археологического музея представляют историю находки и восстановления небольшого зеркала, обнаруженного в античном погребении. Этот артефакт поступил в музей в 1982 году благодаря научному сотруднику Н.Д. Нестеренко, проводившему раскопки на участке некрополя Горгиппии вдоль современной улицы Новороссийской. Согласно данным отчёта об охранных раскопках, в феврале 1982 года в Анапский археологический музей поступила информация о несанкционированных земляных работах, произведённых кооперативом домовладельцев на улице Новороссийской...
2470 читали · 3 месяца назад
Открытие, забвение, спасение: история склепа «Героон» в Анапе
Каналу «Музей Горгиппия» исполнился ровно год! Спасибо каждому, кто читает, комментирует и вдохновляет нас двигаться дальше! Именно со статьи о склепе «Героон» началась история нашего канала. В честь годовщины мы решили вернуться к этой теме и рассказать подробнее об уникальном памятнике античной эпохи — одном из самых известных археологических объектов на территории Анапы. В период с 1894 по 1908 гг. археологические изыскания в районе Анапы проводил выдающийся русский ученый Николай Иванович Веселовский (1848–1918) – востоковед, профессор Петербургского университета (с 1890 г...
369 читали · 3 месяца назад
Доктор Будзинский: человек, превративший Анапу в курорт
В современной России город-курорт Анапа ассоциируется с золотыми песчаными пляжами, удобным пологим шельфом моря, когда родители могут с берега наблюдать за тем, как купаются их дети. Из советского прошлого многие помнят Анапу как «Пионерскую республику». И сейчас санаторно-курортный комплекс курорта включает более 250 различных учреждений, рассчитанных на отдых людей всех возрастов. Однако мало кто знает, кому Анапа обязана своим рождением в качестве курорта, кто стоял у истоков его возникновения и развития...
1343 читали · 3 месяца назад
Как древние греки предсказали искусственный интеллект
«Может ли машина мыслить?» — этот вопрос, кажущийся современным, волновал человечество куда дольше, чем существуют компьютеры. Задолго до появления нейросетей древние греки размышляли о создании искусственного разума и механических существ, способных заменить человека. В их мифах оживали бронзовые великаны, боги-кузнецы творили самодвижущихся слуг, а философы рассуждали о природе познания так, словно предвидели будущее машинного обучения. Идеи древних греков стали первыми шагами к концепции искусственного интеллекта (ИИ)...
4 месяца назад
Забытые раскопки: кто первым нашел сокровища древней Анапы?
История археологических открытий в районе Анапы восходит ко временам русско-турецких войн конца XVIII – начала XIX веков. Уже тогда военные походы и осады турецкой крепости Анапа приносили не только стратегические результаты, но и неожиданные исторические находки. Одним из первых известных артефактов стала каменная плита с надписью, обнаруженная в 1791 году после похода генерала И.В. Гудовича на Анапу. Плиту перевезли в Херсонес Таврический, а позже её судьба оказалась связана с именем Эдварда Даниэля...
657 читали · 5 месяцев назад