Найти тему

Игрушечные грузовики и экскаваторы Московского завода "Серп и Молот" по «взрослой» цене. Часть 4.

Этой статьей мы завершим рассказы про основные игрушечные грузовики выпускавшиеся на Московском заводе «Серп и Молот». Сегодня мы покажем вам две игрушки, которые выпускались на заводе в самом начале его работы и две выпущенные в последние годы работы этого огромного предприятия. Завод был основан в далеком 1883 году французом Юлием Гужоном, а через семь лет, в 1890 году, была запущена первая заводская мартеновская печь. После революции, в 1918 году завод национализировали. Свое новое название «Московский металлургический завод «Серп и Молот»» предприятие получило 7 ноября 1922 года. Выпуском игрушек занимался «Цех товаров народного потребления». Серийный выпуск железных игрушек начался 27 ноября 1934 года. В этом же году была выпущена игрушка, ставшая настоящим раритетом за которым гоняются многие современные коллекционеры. Речь идет о паровом экскаваторе:

Паровой каток "СиМ". Фото из открытых источников.
Паровой каток "СиМ". Фото из открытых источников.

Размеры игрушки достаточно внушительные, длина ее около 50 см и, несмотря на простой внешний вид, игрушка интересная и функциональная.

Паровой каток "СиМ". Фото из открытых источников.
Паровой каток "СиМ". Фото из открытых источников.

Платформа экскаватора поворотная, а вот стрела зафиксирована. В отличие от следующих моделей металлических экскаваторов этого завода, стрела не могла подниматься и опускаться, подвижной была только часть с ковшом.

Вращая боковую ручку, на барабан наматывалась веревочка поднимая и опуская часть стрелы с ковшом. Ковш был интересной конструкции, как у настоящих экскаваторов того времени низ ковша откидывался и груз высыпался.

Паровой каток "СиМ". Фото из открытых источников.
Паровой каток "СиМ". Фото из открытых источников.

Стоит уделить внимание и такой мелочи как штамповка дверцы «топки» в задней части игрушки.

Паровой каток "СиМ". Фото из открытых источников.
Паровой каток "СиМ". Фото из открытых источников.

С момента выпуска игрушки прошло уже почти 100 лет. За это время экскаватор стал коллекционной ценностью. В хорошем состоянии встречаются они крайне редко, а стоят не мало. За комплектную игрушку в хорошем состоянии просят от 50 тысяч рублей.

Перейдем к другой не менее редкой игрушке. В 40-х годах прошлого века на заводе начался выпуск знаменитой «полуторки».

Как и экскаватор, полуторка получилась не маленькая, длина игрушечной машины 50 см, ширина 20 см, высота 21 см. Решетка радиатора изготавливалась отдельной деталью, центр ее украшала аббревиатура завода – «СиМ» и ниже надпись «Москва», выше штамп пятиконечной звезды.

Полуторка "СиМ". Фото из открытых источников.
Полуторка "СиМ". Фото из открытых источников.

Двери кабины не открывались, кузов не поднимался, а из подвижных деталей был только откидывающийся задний борт и поворотная передняя ось.

Полуторка "СиМ". Фото из открытых источников.
Полуторка "СиМ". Фото из открытых источников.

Прототипом игрушечной полуторки мог послужить как ГАЗ-АА, так и ЗИС-5, поэтому в продаже ее можно встретить под обоими названиями.

ГАЗ-АА . Фото из открытых источников.
ГАЗ-АА . Фото из открытых источников.
ЗИС-5. Фото из открытых источников.
ЗИС-5. Фото из открытых источников.

Только в продаже, как и паровой экскаватор, найти эту полуторку трудно, да и чаще всего в продаже попадаются «полуторки» требующие хорошего ремонта и реставрации, но даже в таком состоянии, цены на эти машины кусаются, в среднем это от 35-40 тысяч рублей.

От машин первых выпусков переходим к игрушкам выпускавшимся уже на «закате» истории этого завода. Про ранние пожарные автомобили «СиМ» мы уже писали:

При смене модельного ряда игрушечных автомобилей, пожарный авто так же был обновлен и в серии появился пожарный «МАЗ»:

Пожарный автомобиль стал продолжением серии игрушек, прототипом которых скорее всего стал МАЗ 500.

МАЗ-500, фото из открытых источников.
МАЗ-500, фото из открытых источников.

Как и большинство металлических автомобилей завода «Серп и Молот», пожарный автомобиль был большим и тяжелым. Длина игрушки – 55 см, ширина – 18 см, высота – 28 см. Как и у пожарного «Захара» из предыдущих выпусков у обновленной игрушки была поворотная платформа с лестницей. Поворачивалась она на 360 градусов при вращении ручки на задней части платформы.

Пожарный автомобиль "СиМ". Фото автора.
Пожарный автомобиль "СиМ". Фото автора.

Ручка в передней части предназначалась для подъема и опускания лестницы:

Пожарный автомобиль "СиМ". Фото автора.
Пожарный автомобиль "СиМ". Фото автора.

Отметим и то, что лестница была выдвижной. С торца задней части лестницы имеется еще одна ручка, при вращении которой внутренняя часть лестницы выдвигается и задвигается. Длина выдвинутой лестницы около 85 см.

Пожарный автомобиль "СиМ". Фото автора.
Пожарный автомобиль "СиМ". Фото автора.

При повороте ручек дверей кабины, двери открывались, передняя ось с колесами и специальным отверстием для веревки поворачивалась. Благодаря штампу номера в задней части кузова можно узнать год выпуска игрушки. Например, этот пожарный автомобиль был выпущен в 1991 году, чему соответствует номер 19-91.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

У автомобиля из нашей коллекции такого штампа нет. Игрушки без штампа номера выпускались в 1991 году и позднее, т.е. в последние года выпуска этих игрушек. Эти пожарные машины, в отличие от машин ранних выпусков, в продаже встречаются постоянно. Средняя цена на них стартует от 4-5 тысяч рублей в зависимости от комплекта и состояния.

В заключении статьи, да и грузовой серии «СиМ» в целом, покажем вам еще один грузовик. Это редкая цистерна «Молоко»:

У машины нет ни вращающихся, ни поднимающихся деталей, но, тем не менее, это один из самых редких вариантов МАЗовских СиМов. Люки на цистерне открывались, а кран был рабочим.

Цистерна "Молоко" завод "СиМ", фото из открытых источников (автор фотографии Михаил Махов).
Цистерна "Молоко" завод "СиМ", фото из открытых источников (автор фотографии Михаил Махов).

Выпускали этот игрушечный автомобиль с конца 1970-х до начала 1990-х годов. Как и на других грузовиках завода «Серп и Молот», номер на цистерне обозначал год выпуска.

Цистерна "Молоко" завод "СиМ", фото из открытых источников.
Цистерна "Молоко" завод "СиМ", фото из открытых источников.

Сколько цистерн было выпущено, информации у меня нет, но судя по тому как редко они встречаются, партия была небольшой. Как и ранние «СиМ», этот вариант цистерны очень востребован среди коллекционеров, спрос на него не уменьшается, а средняя цена начинается от 20-25 тысяч рублей. Стоимость же полностью комплектных и в заводском окрасе значительно выше.

Согласитесь, любая из этих машин будет отличным украшением любой коллекции игрушечной советской техники, да и неплохим вложением денег.

Если вы пропустили предыдущие статьи про металлические грузовики «СиМ», то ознакомится с ними можно здесь

  • Статьи о музеях и игрушках СССР можно прочитать ЗДЕСЬ
  • Статьи про самые дорогие, по итогам аукционов, игрушки СССР можно прочитать ТУТ

Спасибо за внимание!