Проект существует уже пару лет, машина уже как год демонстрируется на различных показах современной российской автотехники. Первое дефиле состоялось еще в 2023 г, и тогда первый прототип внедорожника был собран руками энтузиастов из Бауманки.
Толковые ребята, с лучшим техническим образованием в стране, вручную сделали базу для универсальной внедорожной платформы. Затем сырой, но перспективный проект подхватил Арзамасский машиностроительный завод. Он то и представил в августе на форуме уже практически готовый к серийному производству новый внедорожник Стрела.
С чего все начиналось?
Изначальная идея была в том, чтобы сделать обычный внедорожник, но больше и лучше УАЗика, который одинаково бы подходил как для гражданского использования, так и для армейских подразделений. Давайте разбираться, что же получилось у Арзамасского машзавода.
Машины решили делать небронированными, но на рамной основе. Это крайне важное решение, так как большинство существующих аналогов изначально делаются с броней, а такие машины неудобны в эксплуатации и не интересны для гражданского рынка по ряду причин. Как только Стрелу запустят на конвейер и будут устранены «детские болячки», возможно, что появится внедорожник с легким композитным бронированием. Но это в перспективе.
О плюсах
Первое, за что можно похвалить арзамасских инженеров, так это за решение собирать Стрелу на базе уже готового полноприводного Соболь NN4WD. Автоматически было решено 90% проблем с трансмиссией и подвеской. Спереди у Стрелы будет независимая подвеска с рычагами и приводом на ШРУСах, сзади - неразрезной мост на рессорах. Понятное дело, раму оставили от Соболя NN. На нее лишь навесили кузов собственного изготовления.
А дальше самое интересное, Стрела стала явно больше в габаритах. Сейчас это пятидверный внедорожник размерами 4,95х2,15 м, высотой 2,25 м. На колесах в 37 дюймов Стрела выглядит настоящим гигантом. Плюс получила стеклопластиковый, практически вечный кузов.
С одной стороны арзамасцам удалось втиснуть огромную машину по массе в категорию «В», то есть вес Стрелы не будет превышать 3,5 т. Но с другой – стеклопластиковый кузов обойдется намного дороже стальной штамповки, плюс формовка на макетах это всегда ручная работа, а значит на первых порах Стрела будет производится очень ограниченными партиями.
О внешнем виде
Морда машины, компоновка боковин и задней части внедорожника очень сильно напоминает Tank 500. В целом Стрелу изначально пытались сделать в брутальном армейском дизайне, но потом доработали в более в гражданской версии. Хотя считается, что милитари тематика будет популярной еще довольно долго.
В принципе, по внешнему виду Стрела не выделяется каким-то особым супердизайном. Все упрощено по максимуму. Еще разработчики явно поленились делать свою версию дверных ручек, отделки салона, даже кресла, рулевое колесо и частично торпедо. Все перечисленное просто позаимствовано у Газели.
Салон
Второе, за что можно похвалить проектировщиков Арзамасского машзавода, так это за компоновку внутреннего пространства. Все пять кресел включая водительское компактно собраны в передней части салона. Причем свободного пространства у пассажиров остается довольно много, плюс получается огромное свободное пространство в задней части машины.
Вид салона во многом напоминает Газель, но при такой компоновке у Стрелы багажник вырастает почти до 2,3 м3, а возможно и больше. При том что грузоподьемность внедорожника по паспорту 750 кг, но скорее всего реально Стрела потянет всю тонну. То есть машина получилась в грузопассажирском варианте.
Возможно, армейский вариант будет скомпонован по другому, например те же пять сидений расставят более широко, чтобы человек в зимней одежде, валенках и с амуницией мог расположиться с относительным комфортом.
Из недостатков Стрелы можно назвать недоработанную переднюю панель и слабые навесы дверей. Они по сути остались газелевскими. На торпедо куча кнопок и переключателей явно стокового вида и качества. Возможно, все это управление довольно практично как для внедорожника, но для гражданской версии не подходит. Обычному автолюбителю не понравится.
Техническая часть
В качестве силовой установки на Стрелу будут устанавливать дизель 2,5 л такой же конфигурации как на Соболе NN. Плюс полный привод на все колеса, раздатка ВПК, автоматическая блокировка дифференциала на заднем мосту и управляемый блок на переднем приводе.
Ожидается, что машина сможет без особого напряга разгоняться по трассе до 130 км/ч. Хоть обзорность с места водителя неплохая, габариты машины чувствуются не слишком хорошо, так что без камер заднего вида и мониторинга слепых зон управлять будет сложно. Придется ездить на Стреле как на обычном грузовике, а это еще то удовольствие.
С уважением, Владимир Воробьёв