Найти тему
Лунная программа

Ракета Сатурн-5 в исторических фотографиях. Часть 2. Двигатель F-1

Про то, как конспирологи отрицают существование ракеты Сатурн-5, мы уже говорили. С двигателями первой ступени ракеты Сатурн-5 у конспирологов такая же история. Не верят в их существование. То они маломощные, то их невозможно сделать, то еще что... Ракета, говорит некто Коновалов, поднялась на 17 километров и плюхнулась в воду неподалеку. А тех, кто ему указывает на то, что Безос поднял эти двигатели со дна океана на расстоянии 650 километров от старта после того, как первая ступень упала в воду, он просто банит. По его теории двигатели в лучшем случае могли пролететь километров 50. А тут 650...

Но смотрим на исторические фотографии

(65-21185. NASA.)
(65-21185. NASA.)

Двигатели F-1 были самыми большими ракетными двигателями, которые когда-либо производились. Они работали на жидком кислороде и керосине RP-1. Было выпущено 98 двигателей летного стандарта, первые 28 из которых имели тягу 1,5 миллиона фунтов, а остальные - до 1,522 миллиона фунтов. На этой фотографии изображены около девяти двигателей F-1 в цехе подготовки двигателей в Канога-Парк 19 марта 1965 года.

(63-35341. NASA.)
(63-35341. NASA.)

Хотя большинство испытаний двигателей проводилось компанией Rocketdyne, некоторые двигатели были поставлены в НАСА и испытаны в MSFC. В период с декабря 1963 года по сентябрь 1966 года было проведено семьдесят пять испытательных пусков одиночных двигателей F-1 на статической испытательной башне S-I/IB в Восточной испытательной зоне MSFC. Этот 36-секундный пуск двигателя F-1001 был произведен в 16:15 17 декабря 1963 года.

(68-66986. NASA.)
(68-66986. NASA.)

В 1965 году на Западной испытательной площадке MSFC был построен новый стенд для испытаний одиночных двигателей F-1. В период с июля 1965 года по февраль 1969 года было проведено 107 испытаний двигателей. На этой фотографии показан "прожиг" двигателя F-5038-1 с высоты испытательного стенда S-IC в мае 1968 года. Этот испытательный стенд был снесен в ноябре 2012 года.

(64-01638. NASA.)
(64-01638. NASA.)

Из-за высокой тяги компании Rocketdyne было необходимо проводить испытания двигателей F-1 в горячем состоянии на объекте, удаленном от производственных и испытательных площадок в Лос-Анджелесе. Поэтому все двигатели F-1 прошли приемочные испытания в AFRPL на базе ВВС Эдвардс. На этом снимке показана стрельба на одном из пяти испытательных стендов, использовавшихся для испытаний F-1 в AFRPL.

(68-64127. Арлин Ройер [NARA]/Алан Лоури.)
(68-64127. Арлин Ройер [NARA]/Алан Лоури.)

После завершения испытаний двигатели F-1 перевозились в Michoud различными способами. Сначала их перевозили на самолете Pregnant Guppy. Позже их перевозили через всю страну на грузовике. Последние несколько двигателей были перевезены на корабле Point Barrow, который перевозил ступени S-II из Сил-Бич в Michoud. Здесь двигатель F-6073 прибывает в Michoud16 февраля 1968 г., став первым двигателем, перевезенным на корабле.

(Винс Уилок.)
(Винс Уилок.)

На этом снимке 9 марта 1966 года показан участок сборки двигателей в Канога-Парк компании Rocketdyne: на переднем плане - работа над двигателями J-2, а сзади - выстроившиеся в ряд двигатели F-1. Компания Rocketdyne открыла это предприятие площадью 51 акр в 1955 году и разработала и произвела все двигатели для ракеты Saturn V. Предприятие в Канога-Парк закрылось в марте 2014 года.

(68-62882. Арлин Ройер [NARA]/Алан Лоури.)
(68-62882. Арлин Ройер [NARA]/Алан Лоури.)

И немного о других двигателях ракеты Сатурн-5. В дополнение к полным испытаниям двигателя в течение 1960-х годов проводились испытания компонентов для улучшения характеристик и преодоления возникающих проблем. Здесь компания Rocketdyne проводит испытательные тесты инжектора J-2 на одном из вертикальных испытательных стендов в районе чаши SSFL в октябре 1967 года.

(Винс Уилок.)
(Винс Уилок.)

На этом снимке изображена линия сборки ракетных двигателей J-2 в Канога-Парк 28 января 1964 года. Первоначально производство компонентов и окончательная сборка обоих двигателей "Сатурна" осуществлялись в восьми зданиях комплекса в Канога-Парк. Помимо цехов механической обработки, здесь находились две большие паяльные печи для пайки трубок камеры тяги и форсунок. Имелись специальные участки для прецизионной очистки и сборки, а также для различных видов неразрушающего контроля.

Не все ракеты Сатурн-5 и их компоненты были использованы для полетов в космос. Остались и образцы для музеев

(Фото Алана Лоури.)
(Фото Алана Лоури.)

Двадцать лет под жарким флоридским солнцем и в соленой атмосфере сделали свое дело, и ракеты "Сатурн" из КСК нуждались в реставрации. Три ступени были полностью восстановлены и выставлены в новом Центре "Аполлон/Сатурн V", который открылся 5 декабря 1996 года. Первая ступень была покрашена так, чтобы имитировать ступень S-IC-6 корабля "Аполлон-11", хотя на самом деле это ступень S-IC-T. Эта фотография сделана в январе 2001 года.

 (Олвин Лоури.)
(Олвин Лоури.)

Перед ним - вторая ступень S-II-15 и третья ступень S-IVB-513. Это единственная экспозиция, где представлены три ступени "Сатурна V", изначально предназначенные для полета.

(Фото Алана Лоури.)
(Фото Алана Лоури.)

На этом снимке, сделанном в январе 2004 года, показаны двигатели F-1, установленные на ступени S-IC-15 в Michoud. Ступень включает в себя последний двигатель F-1, который когда-либо производился, а также, что интересно, включает в себя два двигателя, которые ранее были частью ступени S-IC-11 во время ее прерванного запуска в июне 1969 года (см. стр. 20). Поскольку это единственная ступень "Сатурна V", которая не подвергалась реставрации, в настоящее время существует инициатива по финансированию реставрации.

(Даг Гэллоуэй.)
(Даг Гэллоуэй.)

Множество отдельных двигателей F-1 и J-2 можно увидеть в музеях по всему миру. Некоторые из них были построены для полетов и являлись запасными частями, а другие были двигателями для разработки. Другие двигатели "Сатурна" находятся в правительственных учреждениях, таких как MSFC, и были изучены в рамках проекта Space Launch System (SLS). На этом снимке показана сборка двух половин двигателя F-5036 F-1 на выставочной площадке административного здания MSFC в мае 2008 года.

Ну и, конечно, рабочие двигатели ракеты, поднятые со дна океана

(Bezos Expeditions.)
(Bezos Expeditions.)

Джефф Безос, основатель и генеральный директор Amazon.com, профинансировал экспедицию по поиску и восстановлению двигателей F-1 от ракет "Сатурн 5", которые лежат на дне Атлантического океана со времен запусков кораблей "Аполлон". Экспедицию возглавил Дэвид Конкэннон, который в марте 2013 года сфотографировал и затем извлек части различных двигателей F-1. В качестве примера можно привести эту камеру тяги F-1 на дне океана

(Дитер Зубе.)
(Дитер Зубе.)

После более чем двух лет тщательной консервации на всеобщее обозрение был выставлен первый экземпляр из коллекции найденных деталей двигателя F-1. Инжектор двигателя F-1 корабля "Аполлон-12" был обнаружен Эллисон Лавленд из Музея полетов в Сиэтле 19 ноября 2015 года. Джефф Нанн, адъюнкт-куратор по космической истории (слева), и Джефф Безос (справа) смотрят на это.

И еще фотографии двигателей, которые помогли достичь Луны в 1968-72 годах

-15

-16
-17
-18

А здесь можно полистать фотографии.






Авто
5,66 млн интересуются