Найти тему
Turizm

Самолетная кухня: раньше бортпитание было вкуснее

Оглавление

Самолетная еда за свою столетнюю историю сильно изменилась. Когда-то блюда и напитки, подаваемые пассажирам в полете, были на уровне лучших роскошных ресторанов. Сейчас же все чаще дело ограничивается холодными сэндвичами, которые к тому же предлагаются за деньги. Если, конечно, вы не пассажир бизнес-класса.

С чего все начиналось

Впервые бортовое питание появилось на рейсе английской Handley Page Transport 11 октября 1919 года. Стоимость «комплексного обеда» на маршруте Лондон ― Париж составляла тогда 3 шиллинга за ланч-бокс с сэндвичем и фруктами. За океаном кормить в полете начали позже ― в конце 1920-х годов это сделала компания Western Air Express.

Фото aviation21.ru
Фото aviation21.ru

26 марта 1932 года в СССР произошло знаменательное событие ― акционерное общество Добровольного воздушного флота «Добролет» было преобразовано в компанию «Аэрофлот», который стал единственным авиаперевозчиком страны. До него ни о каких «Взлетных» с лимонадом на борту и речи не было.

-3

В 1934 году первый полет совершил АНТ-20 «Максим Горький» ― самый большой самолет своего времени. Внутри 8-моторного гиганта на площади в 100 кв. метров могли с комфортом разместиться до 70 пассажиров. В салоне, оборудованном просторными креслами, коврами, журнальными столиками с настольными лампами и занавесками на иллюминаторах, установили настоящий буфет. В нем в любой момент можно было найти холодные закуски и фрукты. Для удобства пассажиров и экипажа на борту имелись туалеты, умывальники, продуктовый склад и багажное отделение. Двухярусные кровати располагались прямо внутри крыльев.

Фото: в салоне Ан-10
Фото: в салоне Ан-10

Появившийся в 1956 году Ту-104 стал не только самым быстрым и вместительным на тот момент самолетом в парке «Аэрофлота». Именно на борту Ту-104 впервые стали предлагать советским пассажирам бесплатное горячее питание.

Горячее на борту

-5

В 1936 году United Airlines стала первой авиакомпанией, установившей на самолетах кухонные плиты и духовые шкафы ― подогревать обеды теперь можно было прямо на месте. Блюда не отличались разнообразием и ограничивались простой яичницей-болтуньей и жареной курицей.

Trans World Airlines, основанная в 1925 году, первой применила замороженные продукты, которые разогревали на борту перед подачей. Именно тогда пришло понимание, что вкус пищи в полете меняется, поэтому некоторые ингредиенты необходимо готовить отдельно и не жалеть специй. В 2001 году TWA объединилась с American Airlines.

В 1944 году американскому ботанику Уильяму Л. Максону пришла в голову мысль подавать мясо и овощи на круглом разделенном подносе, который он назвал sky plate ― «небесная тарелка». Позже он предложил свою идею авиакомпании Pan American World Airways

Роскошь 1950-х

Фото: Boeing 377 Stratocruiser
Фото: Boeing 377 Stratocruiser

В 1950-х годах роскошь на борту была в порядке вещей. Типичное меню, как правило, включало в себя консоме с гарниром из молодых овощей, нарезанных жульеном, то есть соломкой, бараньи отбивные по-французски, стручковую фасоль, картофель с петрушкой и салат из цикория. Эта роскошь сохранилась и в 1960-х годах, когда в меню на борту двухэтажного самолета Boeing 377 Stratocruiser появились закуски и коктейли, филе-миньон, запеченный утенок и лобстеры. Сервировка соответствовала уровню кухни: посуда из серебра, белые скатерти на столах, и, конечно же, шампанское и французские вина.

-7
В 1961 году в парке «Аэрофлота» появился межконтинентальный лайнер Ту-114. Две его палубы соединялись между собой лестницей. На нижней размещалось два багажных отсека, комната отдыха экипажа и кухня, верхняя была отдана пассажирам. В кухне имелся встроенный подъемник для подачи подносов с блюдами в салон ― касалеток тогда еще не придумали. На первых рейсах в состав экипажа входил повар. А еще у тех Ту-114 были раздельные мужские и женские туалетные комнаты

Курица, рыба или мясо?

-8

Вплоть до начала 80-х годов прошлого столетия авиакомпании всего мира предпочитали не экономить на еде для пассажиров. Бортовая кухня была даже предметом гордости и стилевых отличий ведущих перевозчиков мира. Меню «Аэрофлота» традиционно включало блюда из курицы и мяса с гарнирами, свежие овощи, бутерброды с маслом, сыром и колбасой, фрукты, печенье и напитки: чай, кофе, лимонад. А еще обязательной на рейсах была визитная карточка советского нацперевозчика ― черная икра.

-9
Паста и тушеные блюда с соусами ― лучший вариант на борту, поскольку их легко разогревать, и они сохраняют влагу. А вот от ризотто стоит отказаться ― оно становится сухим и слипшимся

Питание в Первом классе и Concorde

В 1960-х годах тон высокой бортовой кухне задавали европейские British Airways и Air France. Шампанское лилось рекой, а черная икра, трюфели, фуа-гра и свежайшие лобстеры были обязательными блюдами в меню пассажиров Первого класса. Позже аналогичные обеды появились на борту «Конкордов».

-10

В 1973 году знаменитый французский шеф-повар, владелец ресторана Le Grand Véfour в Париже Раймонд Оливер разработал для авиакомпании Union de Transports Airiens совершенно новую концепцию меню и предложил авторские рецепты блюд из мяса и курицы. Так на свет появились очень вкусные и полюбившиеся пассажирам «Говядина бургиньон», «Цыпленок ин-вин» и «Телятина а-ля-крим».

Поставщики бортового питания все чаще добавляют в него «умами» — тот самый пикантный «пятый вкус», давно открытый в Китае, Японии и других странах Дальнего Востока. Им обладают имеют грибы, соевый соус и томаты. Блюда с умами кажутся более вкусными и запоминающимися

Развитие рынка бюджетных перевозчиков

-11

Появление на рынке все новых и новых авиакомпаний привело к ужесточению конкуренции и борьбе за экономические показатели.

Первым действительно успешным лоукостером стала образованная весной 1949 года калифорнийская Pacific Southwest Airlines.

Но настоящий расцвет случился уже в 1980-х, когда наиболее заметного успеха добились ирландская авиакомпания Ryanair, а затем и easyJet, созданная в 1995 году. Ryanair ввела собственную концепцию питания на борту, предложив пассажирам приобретать привычные напитки, легкие блюда и закуски за отдельную плату.

-12

Кому-то из пассажиров такая гибкость даже нравится ― ведь они свободны в выборе и покупают именно то, что хотят, другие вообще приносят еду с собой, как в поезд. В общем, романтическая атмосфера, сопровождающая путешествие, как-то сама собой сошла на нет.

Сегодня уже многие авиакомпании, даже не позиционирующие себя как лоукостеры, продолжают дело Ryanair.

-13

Интересно, что в 1987 году American Airlines удалось сократить расходы на 100 000 долларов в год, убрав всего лишь по одной оливке из каждого салата.

Из-за недостаточного пространства и правил техники безопасности ассортимент ингредиентов, используемых для приготовления бортпитания, сильно ограничен

Самолет не роскошь, а средство передвижения

-14

За последнее десятилетие было проведено множество исследований в области бортового питания, однако оно по-прежнему создает серьезные проблемы для авиакомпаний. Это и большое количество блюд на каждом рейсе, ограниченное пространство для хранения и приготовления пищи, а также влияние воздуха в салоне на вкус самих блюд.

-15

В полете на высоте 10 000 метров человек теряет 30 процентов вкусовых ощущений. Влажность воздуха внутри самолета составляет около 12 процентов, при том, что в пустыне Сахара ― около 25.

Чтобы сделать еду вкуснее, предприятия общепита добавляют в блюда больше жира, соли и сахара, что неизбежно увеличивает талию на несколько сантиметров и превращает продукты в фастфуд

-16

В настоящее время большинство перевозчиков пользуются услугами специализированных кейтеринговых компаний. Широко распространена практика предварительного заказа за 24–48 часов специальных блюд с учетом возраста, состояния здоровья и религиозных требований.

AVML ― азиатское вегетарианское блюдо

VOML ― восточное вегетарианское блюдо

KOML ― кошерное

HNML ― индуистское

DBML ― блюда для диабетиков

GFML ― блюда без глютена

VGML ―веганские блюда

Специальные блюда, как правило, подаются первыми, перед обычным обслуживанием в салоне, и чем больше народу их заказало, тем дольше ждать остальным пассажирам

При этом питание на коротких рейсах чаще всего ограничивается закусками и напитками, а вот пассажирам первого и бизнес-классов на дальнемагистральных рейсах доступны блюда, разработанные знаменитыми шеф-поварами, отмеченными звездой Мишлен.

-17
Пассажиры очень любят «полезную» диетическую кока-колу, а вот стюардессы ее терпеть не могут, потому что разливать ее в три раза дольше обычной. Из-за давления в салоне возникает очень много пузырьков, и лучше сначала налить понемногу в три стакана и дождаться, пока не выйдет излишний газ. А тем временем можно обслужить соседей

Все блюда на борту самолета готовятся не позднее, чем за 24 часа до вылета рейса. Готовые блюда хранятся в огромных встроенных холодильниках и доставляются к самолету в грузовиках-рефрижераторах. Если рейс задерживается на длительный срок, блюда, как правило, изымаются, выбрасываются, а взамен на борт доставляются новые.

-18