Найти тему

С колес на гусеницы

За прошедшие более чем 100 лет с начала производства колесных и гусеничных машин инженерам не давала покоя мысль примирить колесный и гусеничный движители, совместить, казалось бы, несовместимые вещи – простоту конструкции, надежность и высокие скоростные качества колесной машины с великолепной проходимостью и тяговитостью гусеничной. В ХХ веке в мире было создано множество конструкций, сочетавших в себе гусеничные и колесные движители, которые нашли применение на тракторах, грузовиках, легковых автомобилях и даже мотоциклах. Несмотря на определенные преимущества, такие гибриды имели существенные недостатки, из-за чего многие созданные в ту пору полугусеничные машины так и не дошли до массового производства. В наши дни идея использования гусениц на колесных машинах получила дальнейшее развитие. Ведь снижение удельного давления на грунт и увеличение площади опорной поверхности значительно повышает проходимость и тяговое усилие машины, а также уменьшает повреждение верхних слоев почвы.

Так, компания Ростсельмаш предложила аграриям новую опцию – полугусеничный ход (ПГХ) на зерноуборочный комбайн TORUM 785. Интересен тот факт, что ходовая часть с резиноармированной гусеницей разработана собственным научно-техническим центром.

Как отмечает ростовский производитель, ПГХ расширяет диапазон использования TORUM 785, особенно на переувлажненных почвах, в условиях, труднопроходимых для колесной техники. Также за счет большого пятна контакта в 2,5 м2 ПГХ уменьшает удельное давление комбайна на грунт минимум в 2 раза. Это помогает сохранять структуру почвы, снижает ее уплотнение, что, в свою очередь, способствует повышению урожайности и улучшению экологической ситуации.

Таким образом, комбайн с полугусеничным ходом является наиболее эффективным инструментом для работы на почвах с низкой несущей способностью, а также в хозяйствах, занимающихся возделыванием риса. К регионам, где подобная опция особо востребована, относятся Дальний Восток, Краснодарский край, Республика Дагестан, Ростовская область; Кызылординская и Алматинская области Казахстана.

Конструкторы Ростсельмаш позаботились о комфорте работы механизатора, уделив особое внимание кинематике. Применение нескольких степеней свободы катков обеспечивает более мягкий ход техники за счет равномерного распределения нагрузки, дополнительной амортизации и копирования рельефа поля. Также разработанная конструкция исключает необходимость ежегодной переборки тележки, снижая трудозатраты технических служб агрохозяйств.

-2

На сегодняшний день Ростсельмаш завершил все необходимые мероприятия по организации промышленного производства. Проведенные в 2023-2024 годах испытания первой партии показали: система ПГХ работает стабильно, отвечая требованиям компании и ожиданиям клиентов.

Резиноармированный ПГХ TORUM 785 является первым российским массовым продуктом, заточенным под конкретную агромашину. В настоящее время инженеры Ростсельмаш продолжают работу по созданию ПГХ для других моделей комбайнов. В изготовлении совместно с собственным производством Ростсельмаш принимают участие предприятия из России и дружественных стран.

Кстати говоря, в наши дни "модная" тема "переобувания" колесных машин в гусеницы нашла применение на самых разных типах техники – от автомобилей и тракторов до строительной и сельскохозяйственной техники, а также мотоциклов.
В данном случае вместо ведущих колес базовой машины устанавливаются гусеничные тележки, как правило треугольной формы. Расположенная в верхнем углу треугольной гусеницы ведущая звездочка передает крутящий момент на гусеницу. Во время движения гусеничная тележка способна отклоняться на определенный угол в продольной плоскости, плавно "обтекая" неровности рельефа. Замена колес на гусеничные тележки занимает, как правило, совсем немного времени, некоторые производители указывают временные затраты порядка 30 минут.
Вот лишь несколько примеров замены колесного ходя на гусеничный.

Этот полноприводный "Соболь" на американских гусеничных тележках Mattracks мне довелось увидеть на выставке СТТ-2013. Заявленная максимальная скорость - 65 км/ч.

-3

Трактор "Кировец" на гусеничных тележках.

-4

Шарнирно-сочлененный самосвал Bell B30DRT с установленными гусеничными тележками вместо ведущих колес.

-5

Траншеекопатель Vermeer RTX1250, переведенный на гусеничный ход.

-6

Траншеекопатель Ditch Witch RT115 Quad с гусеничными тележками вместо колес.

-7

Телескопический подъемник Genie изначально был колесным.

-8

Скоростной бульдозер John Deere 764 HSD на гусеничных тележках.

-9

Бурильная установка на базе пикапа Ford, "переобутого" в гусеницы.

-10

Квадроцикл на гусеничном ходу.

-11

Мотоцикл Honda c полугусеничным ходом.

-12

И в заключение немного исторических фото.

Полугусеничный грузовик ГАЗ-60.

-13

Полугусеничный грузовик ЗИС-22.

-14

Грузовик ГАЗ-65 с установленным комплектом сменного гусеничного хода.

-15

Опытный образец трактора "Кировец" с гусеничными тележками, смонтированными вместо колес.

-16

Опытный полугусеничный грузовик УАЗ-451С

-17

Спасибо за внимание! Буду благодарен за ПОДПИСКУ на канал, за ЛАЙК и за то что ДЕЛИТЕСЬ материалом с друзьями!