В СССР серийное производство экскаваторов было освоено в 1930-е годы – в эпоху социалистической индустриализации. Великим стройкам социализма требовались мощные высокопроизводительные машины. Именно такая техника создавалась в первоочередном порядке. К началу 50-х годов перед советской экономикой стояли уже несколько иные задачи. К тому времени наиболее крупные строительные объекты в основном уже были обеспеченны мощной землеройной и другой строительной техникой. Так, по состоянию на 1953 год на строительстве гидростанций, оросительных и осушительных каналов, крупном промышленном строительстве земляные работы были механизированы на 97-98%.
Однако на большинстве объектов жилищного строительства, на возведении небольших промпредприятий, а также в сельском хозяйстве уровень механизации земляных работ был невысоким. Для рассредоточенных объектов с малым объемом земляных работ наиболее подходящими были экскаваторы на базе колесных тракторов с ковшом емкостью 0,25 м3 и менее. Выпускавшиеся на тот момент пневмоколесные экскаваторы с ковшом 0,25 м3 не в полной мере отвечали новым задачам – их транспортная скорость была невысокой, они были трудоемкими в производстве, но главное, даже такой техники промышленность производила крайне мало.
Начало эры малогабаритных экскаваторов с гидравлическим приводом рабочего оборудования было положено в 1953 году, когда по проекту ВНИИСтройдормаша был изготовлен опытный образец экскаватора Э-151 с ковшом 0,15 м3 на доработанном шасси полноприводного грузовика ГАЗ-63. Экскаватор имел довольно диковинный для той поры вид. У него не было привычных тросов, лебедок, барабанов, а передача мощности от двигателя на рабочие органы не имела прямой механической связи – усилия передавались гидроцилиндрами. Э-151 так и остался опытным образцом. Использование шасси "газона" было временным решением. У шасси ГАЗ-63 пришлось укоротить на полметра колесную базу, а также укоротить задний свес рамы, что для условий массового производства было бы не лучшим вариантом.
Вскоре после появления экскаватора Э-151 была создана опытная модель гидравлического экскаватора Э-153 на базе трактора МТЗ-2 "Беларусь" с 37-сильным двигателем. Освоенный в производстве в 1953 году МТЗ-2 как нельзя лучше подходил на роль носителя экскаваторной установки малой мощности. Проект экскаватора разработал ВНИИСтройдормаш, а опытный образец изготовил Ленинградский экскаваторный завод. Конструктивно Э-153 представлял собой базовый трактор, на который монтировалась рама, а на нее навешивалось спецоборудование: в задней части – экскаваторная установка и опорные башмаки, в передней – бульдозерный отвал.
Привод экскаваторной установки осуществлялся от двигателя трактора посредством трех гидронасосов. Сиденье машиниста было сделано поворотным: в одном положении машинист управлял трактором во время движения, а также работой отвалом, в другом – работой экскаватора. На первых порах комплект сменного рабочего оборудования предусматривал ковш прямая/обратная лопата емкостью 0,15 м3, а также крановую подвеску грузоподъемностью 500 кг. Позднее перечень рабочих органов дополнился до 13 наименований: значительно расширилась номенклатура ковшей, появились различные захваты и вилы. Глубина копания обратной лопатой достигала 2,1 м. Конструктивный вес равнялся 4,9 т.
В марте 1955 года экскаватор Э-153 прошел приемочные испытания, по результатам которых был рекомендован для серийного производства. Первым новую машину освоил киевский завод "Красный экскаватор". Уже с 1956 года Э-153 выпускался на базе МТЗ-5 с 40-сильным мотором, менее чем через год – на шасси МТЗ-5Л/-5М с мотором мощностью 45 л.с., а с 1959 года базовым трактором стал МТЗ-5ЛС/-5МС, оснащенный двигателем 48 л.с. и закрытой кабиной. Мобильность экскаваторов на шасси трактора МТЗ-5ЛС/-5МС значительно повысилась по сравнению с первенцем на базе МТЗ-2, так как максимальная транспортная скорость возросла с 12,9 до 17,34 км/ч.
В период с 1956 по 1958 гг. на "Красном экскаваторе" было изготовлено 5362 экземпляра Э-153. В 1959 году Э-153 начали также собирать на экскаваторном заводе в Саранске и на оборонном предприятии Златоуста. Кстати, на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году Э-153 получил почетный диплом.
На рубеже 50-60-х годов на предприятиях отрасли велась активная работа по созданию новых моделей экскаваторов на базе тракторов. Однако в массе своей они так и остались опытными образцами. Несмотря на кипучую деятельность по разработке перспективных моделей экскаваторов, главной в производственной программе заводов Минстройдормаша по-прежнему оставалась модель Э-153. К началу 60-х годов в нее был внесен ряд усовершенствований, в результате чего экскаватор получил обозначение Э-153А. Следующий этап модернизации настал в 1965 году, когда в серию пошел экскаватор Э-1514, также базировавшийся на шасси трактора МТЗ-5ЛС/МС. В гидросистеме этой модели, в отличие от Э-153, вместо двух аксиально-плунжерных насосов и одного лопастного было применено четыре шестеренчатых насоса.
Наиболее значительным шагом вперед стала модель Э-2515 (более позднее обозначение – ЭО-2621), серийный выпуск которой начался в 1969 году на четырех заводах – Киевском, Саранском, Галичском и Златоустовском. Начиная именно с этой модели производство навесных экскаваторов в Советском Союзе вышло на небывалые доселе объемы. Это было достигнуто благодаря широкой кооперации между упомянутыми заводами. Так, в 1973 году этими четырьмя предприятиями было изготовлено 19400 экскаваторов на базе тракторов "Беларусь" – 60% выпуска всех одноковшовых экскаваторов в СССР. Кстати, вплоть до конца 80-х годов доля навесных экскаваторов на тракторах удерживалась примерно на этом же уровне.
Экскаватор Э-2515 в базовом варианте оснащался ковшом обратной лопаты емкостью 0,25 м3, наибольшая глубина копания составляла 3 м. Новинка обладала повышенной надежностью и долговечностью за счет использования легированных сталей при изготовлении рабочего оборудования и рамы, а также благодаря применению в гидросистеме разгрузочного клапана и конечных выключателей, ограничивавших максимальные нагрузки и резкие удары. Функционирование гидросистемы экскаватора обеспечивали три шестеренчатых насоса. Базовым трактором служил МТЗ-5ЛС/МС. В передней части машины располагался бульдозерный отвал. В качестве сменного рабочего оборудования поставлялся унифицированный ковш прямая/обратная лопата 0,15 м3, грейфер, вилы, крановая подвеска.
С 1971 года взамен ЭО-2621 выпускался модернизированный экскаватор ЭО-2621А на базе трактора ЮМЗ-6Л/М мощностью 60 л.с., который сменил в производственной программе Южного машиностроительного завода прежнюю модель МТЗ-5ЛС/МС. Основные улучшения были достигнуты в первую очередь за счет применения усовершенствованного базового трактора: были повышены ресурс и производительность, уменьшен расход топлива, улучшены условия работы машиниста благодаря новой цельнометаллической кабине. В экскаваторной установке была внедрена усиленная базовая рама, а также ряд усовершенствований в гидросистеме. В дальнейшем – с 1978 года – экскаватор ЭО-2621А выпускался на базе трактора ЮМЗ-6АЛ/АМ, представлявшего собой дальнейшую модернизацию прежней модели ЮМЗ. В 1983 году экскаватору ЭО-2621А был присвоен государственный Знак качества.
В 70-80-х годах предприятия отрасли занимались дальнейшим совершенствованием модели ЭО-2621. В этот же период произошли изменения в структуре производителей навесных экскаваторов. В 1978 году в поселке Бородянка Киевской области начался выпуск экскаваторов в филиале киевского завода "Красный экскаватор". В 1981 году филиал становится Бородянским экскаваторным заводом. В том же году Галичский экскаваторный завод сворачивает экскаваторное производство и переориентируется на выпуск автокранов. Производство навесных экскаваторов прекращается и на головном заводе в Киеве.
В 1984 году на смену модели ЭО-2621А приходит модернизированная версия ЭО-2621В. По сравнению с предшественником у новой модели экскаватора глубина копания возросла до 3,5 м, наибольшее усилие резания увеличилось с 2570 кгс до 3500 кгс. Базовым трактором для ЭО-2621В служил ЮМЗ-6КЛ/КМ, отличавшийся просторной кабиной с панорамным остеклением и повышенными техническими параметрами.
1987 год стал очередным этапом модернизации ЭО-2621В. Серийная модель ЭО-2621В-2 на базе трактора ЮМЗ-6КЛ/КМ отличалась от предшественника увеличенной до 4,15 м глубиной копания, усовершенствованным управлением, существенными изменениями в гидросистеме. Число видов сменного рабочего оборудования выросло с 16 до 22 (механизм смещения оси копания предлагался как сменное оборудование).
На модификации этого экскаватора, получившего обозначение ЭО-2621В-3, применялся механизм поворота колонны новой конструкции.
С распадом СССР ситуация на рынке тракторных экскаваторов значительно изменилась. Число производителей такой техники на постсоветском пространстве значительно увеличилось и перевалило за десяток, в то же время объемы выпуска многократно снизились. Предприятия, оказавшиеся "на вольных хлебах", стали собственными силами создавать различные конструкции экскаваторов. Тракторы ЮМЗ, прежде применявшиеся в качестве базовых, были вытеснены тракторами МТЗ-80/82. В модельных рядах некоторых заводов появились экскаваторы на тракторах Т-25А, Т-30А-80, ЛТЗ-60, ТТЗ-80/82 и даже на китайских.
С точки зрения конструкций выпускаемой в ту пору техники количественный рост периода 1990-2010-х годов, к сожалению, так и не перешел в качественный. Предприятия продолжали производить экскаваторы типа ЭО-2621 и ЭО-2626 родом из 1960-1970 годов. В то же время некоторыми заводами предпринимались попытки наладить выпуск современных машин на самоходных шасси тракторного типа, по образу и подобию иностранных, однако в подавляющем большинстве до серийного выпуска дело так и не дошло. Мелкосерийное производство такой техники было освоили на предприятиях Атек, Борэкс, Амкодор, Дорэлектромаш. А вот разработки Муроммашзавода, САРЭКСа, орловского завода "Дормаш" и "Интер-Дона" так и остались опытными.
Ссылка на статью об истории отечественных экскаваторов на спецшасси тракторного типа дана в конце статьи.
В период нулевых годов произошел значительный передел российского рынка неполноповоротных экскаваторов в пользу зарубежных производителей. Доля российских заводов в период с 2003 по 2008 год уменьшилась с 58 до 29%. Начиная с 2009 года объемы рынка отечественных неполноповоротных экскаваторов на базе сельхозтракторов стали стремительно снижаться. Более того, почти весь кластер российских изготовителей, выпускавших машины данного типа, к середине 2010-х годов прекратил их производство: одни предприятия сменили профиль деятельности, другие вообще закрылись.
Спасибо за внимание! Буду благодарен за ПОДПИСКУ на канал, за ЛАЙК и за то что ДЕЛИТЕСЬ материалом с друзьями!
Обещанная ссылка на статью: