Найти в Дзене
Путь к свободе

Про профессию автомаляра, техпроцесс покраски, цену детали и заработок

Оглавление

Это я перекрашиваю крыло второй раз. С первого, как вы догадались, не получилось.

Купил новый пульверизатор и не смог сходу совладать: база легла неидеально, да и лак местами утек. Пришлось сушить, растирать и красить крыло заново.

База - это краска.

Но покрасить машину - это не покрасить забор, и нанесением краски работа не ограничивается. Стадий техпроцесса гораздо больше:

  • разборка,
  • выпрямление, шпатлевка, выведение идеальной формы,
  • нанесение грунта и последующая сушка,
  • исправление косяков и второе нанесение грунта,
  • подготовка под покраску,
  • нанесение краски,
  • нанесение лака,
  • сушка,
  • полировка.

Под грунт, краску и лак нужны разные пульверизаторы. Под вязкость материала должен подбираться размер отверстий. Под краску, например, нормально 1.3, а под грунт 2.2.

Можно всё сделать и одним, разбавляя материал, чтобы уменьшить вязкость, и подстраивая давление и подачу воздуха. Но это уже шаманские танцы с бубном и результат может получиться далеко не таким, как нам бы того хотелось.

Цена моего нового пульверизатора - 6 к. Мог бы взять и дороже, но выбирал подходящий под давление, которое выдает компрессор клиента.

В придачу прикупил фильтр на компрессор - улавливать конденсат и частички масла, взял отдельный фильтр на пульвик и решил поставить на выходе регулировку давления - шланг черт знает какой и там явно будут потери.

-2

Я так и не смог нормально настроить новый пульверизатор под базу. Максимально странная оказалась регулировка факела и подачи.

В результате лак им наносить наловчился, а с краской беда - наверно, придется покупать под базу отдельный.

Возможно, сложности с базой возникают не из-за пульвика, а из-за тонкого шланга для компрессора, который, стоит пережать - теряешь давление, а пережимается он в любом положении, вот буквально на ровном месте.

-3

Это я сейчас рассказываю про тонкости автомалярки, когда ты приехал в гараж к клиенту и для покраски в этом гараже нет никаких условий.

Разумеется, друзья, так делать нельзя, а нужно купить за пару лямов правильную камеру со светом со всех сторон, стерильной чистотой, вытяжкой и температурным режимом, иметь хороший компрессор и набор пульверизаторов не за 6 тысяч, а хотя бы за 30 каждый.

-4

И, конечно, работать нужно в костюме и респираторе, чтобы не покрасить себе нос.

Но иногда получается вот так.

-5

И получается даже в целом неплохо, в том смысле, что решают всё равно руки, а не инструмент и условия.

За покраску двух деталей я взял 12 тысяч рублей + стоимость краски.

Краска подборная, её колористы подбирают несколько дней.

300 грамм краски - это еще + 3000 р. для клиента: итого 15 тысяч рублей.

Я не красил уже примерно 4 года, в стоимости материалов не шарю, поэтому сумму назвал очень пристрелочную, на глаз. И, честно говоря, просчитался.

Другие маляры сейчас берут за деталь 7 тыр + стоимость краски.

Лист мятый. Простите: достал из заднего отверстия (кармана, в смысле).
Лист мятый. Простите: достал из заднего отверстия (кармана, в смысле).

В чеке литровая банка лака и отвердитель, грунт по пластику, пара наждачных кругов, губка градацией 800, обезжириватель, салфетки, скотч, чтобы местами подклеивать, растворитель - отмывать пульвик, мерный стаканчик, липкая салфетка...

Это - для покраски уже подготовленных деталей.

А потом еще предстоит полировка - примерно такой же чек.

Нет, часть материалов останется, но реализовать я их смогу только на следующем клиенте.

Просто так купить всё для единственной покраски невыгодно - уйдешь в минус. Так и сейчас, заработав 12 тысяч - я отдал за материалы все двадцать.

А сколько стоит? А как долго?

Сколько стоит - я уже в принципе рассказал. Это, если делать хорошо.

Хорошо, в смысле - блюдя технологию.

Больше всего времени (лет, наверно 8) я работал подготовщиком - краску с лаком наносил редко, но весь остальной техпроцесс от сборки до полировки мы делали на совесть.

Подготовка от нас требовалась до такой степени идеальная, что, когда приезжала Венера Милосская - мы должны были слепить ей из шпатлевки руки и отдать клиенту, как будто их никогда не били, не красили.

То есть, ежели нужно покрасить деталь, техпроцесс таков:

Снять с машины и разобрать деталь, если есть ржавчина - расчистить, нанести кислотный грунт, а потом обычный. На неровности наложить стекловолокно и шпатлевку, растереть до идеальной формы, загрунтовать, высушить хорошо, растереть второй раз, убрав недостатки, перегрунтовать, снова высушить, потом нанести базу и лак, высушить еще лучше, собрать и завершить полировкой.

Полировкой, не той, которую за 3000 р. делают на автомойке, а полировкой после покраски - убрать мусор, подравнять шагрень и довести работу до идеала.

Техпроцесс покраски детали в среднем занимает 4 дня, хотя, если сушить специальной инфракрасной лампой - можно сделать быстрее.

Но то, что я сейчас написал - не гарантия хорошо сделанной работы, а просто соблюдение техпроцесса.

Получили мы, предположим, бампер

Оцениваем повреждения:

Он, возможно, деформирован в результате ДТП - тогда нагреваем феном и выпрямляем. Шпатлевкой, даже специальной по пластику, деформацию не исправишь - можно разве что слегка довести. Пластик гибкий, он играет даже в руках, а шпатлевка легко может потрескаться уже при установке бампера на машину.

Дальше могут быть трещины. Если трещина сквозная - нужно паять, а, если разрыв серьезный - пайку усилить. Мы это делали путем нагревания и впаивания с обратной стороны металлической пластинки. Перегреешь - бамперу конец, а такой вот бампер от БМВ может стоить 50 тысяч.

Угадайте, кто его в этом случае будет покупать?
Угадайте, кто его в этом случае будет покупать?

Ладно, конкретно здесь ничего выпрямлять и паять не пришлось, никаких сквозных трещин, а просто трещинки были - их растереть до пластика.

Если этот момент проморгать - вылезут на последнем этапе после покраски.

Помимо трещин есть сколы - каждый скол должен быть замазан шпатлевкой. Это он на данном этапе плохо виден, а после покраски будет бельмом на глазу.

Дальше бампер должен быть затерт, равномерно настолько, чтобы никакой угол случайно не заострить и не завалить - это ж пластик, он легко протирается.

Грунтуем и высушиваем деталь. Если нет лампы - лучше оставить на ночь. Еще лучше несколько часов подержать над батареей или на солнышке.

-8

Казалось бы, красивое...

Но увы, смотреть нужно лучше - там наверняка полно косяков: сколы, неровности, задиры машинкой.

Можем после грунта даже увидеть, что пропустили трещины, и тогда возвращаемся назад.

-9

Снова повторяем работу, доводя её до совершенства: пропущенные сколы шпатлюем, бампер растираем снова, но более мелкой наждачкой, и в этот раз аккуратнее, выравниваем заваленные углы.

Знать мало

В автомалярке нет ничего сложного. Не нужно для неё высшего образования, и даже математика применяется лишь на уровне умения посчитать пропорции грунта и отвердителя в банке.

Но нужны ровные руки. Очень ровные. Не очень - не подойдут.

-10

Одно дело - знать, что растереть нужно ровно, что сколы и трещины нельзя пропустить, углы нельзя завалить, а вот реально руками так растереть и не завалить, а глазами не пропустить - это уже совершенно другое.

Я эти навыки внимательности и аккуратности нарабатывал лет 5. Не могу сказать, что давалось легко: и на деньги бывало влетал, и на праведный гнев начальства.

Видел немало людей, которые приходили с ухмылкой "Да, всё тут понятно, это вообще фигня, ща через месяц буду зарабатывать муллиёны!"

А потом через год-два, покрасив пару деталей, вдруг оказывалось, что на них трещины пропущены, и кривые углы и чуть-чуть треснула шпатлевка.

И этим горе-малярам нужно все переделывать заново, с первого этапа, вот буквально снова сдирать грунт до пластика и снова тратить 4 дня на весь техпроцесс, да еще покупать за свои деньги дорогущую подборную краску.

Один пацан, помню, посмотрел на результат своего труда и просто уволился, отказавшись всё переделать. Он до этого два года учился ремеслу...

-11

Самое ответственное

Нанести краску и лак - дело ответственное. Если раньше всё еще можно исправить - то здесь любой косяк, и ты влетаешь на стоимость краски и будешь переделывать заново.

Шпатлевать, грунтовать, растирать можно и на улице, на коленке, а для последней стадии нужны самые лучшие условия: свет, температура, правильное давление, отсутствие пыли и мух-наркоманок - короче всё, чего в гаражах, как правило, нет.

Кое-что еще можно будет исправить полировкой, например, затереть пылинки или чуть-чуть подровнять шагрень. Но это работает только в разумных пределах допустимой погрешности. А если у нас не пылинка, а чёрная боди-позитивная муха - ничего сделать не получится.

Да, есть такой маленький квадратик из плотной резины, растирать пылинки на лаке. Я за время своей работы, покупал и терял его трижды. Сначала за 300 р. брал, а последний раз, вчера - за 1100 р. Больше терять не буду.

Как сделать плохо, но дешево

Разумеется, техпроцесс покраски можно удешевить.

Можно удешевить отсутствием условий, как например, получилось у меня. Я не имею покрасочной камеры, подготовленного гаража, настроенного света, хорошего компрессора и дорогих пульверизаторов, поэтому прямо говорю клиенту, что могу положить краску неидеально (немного изменится цвет базы) или не попасть в шагрень.

Т.е., ежели присмотреться, будет видно, что деталь покрашена.

Для многих клиентов это некритично, важнее, что я сделаю на пару тысяч дешевле - не включу в расходы амортизацию этих самых условий.

Как сделать хуже

Можно сделать кривую подготовку, когда на покрашенной детали будут видны трещины и сколы, проступит не растертая нормально шпатлевка, протертости грунта, или сам грунт вдруг окажется там, где его быть не должно.

И, если в первом случае будет видно, что делать покрашена, то во втором - будет видно, что она покрашена криворукой макакой.

Можно вообще не делать никакой подготовки - облить краской, оставив все недостатки. Если это обговорено с клиентом и вычтено из стоимости - хорошо, а если нет - клиент очень удивится.

Можно на полировке сэкономить, например, не делать её вообще. Будет деталь в пыли, возможно, с потеками и кривой шагренью - без слез не взглянешь.

Но это тоже можно назвать "покраской".

Как сделать еще хуже

Как говорил один мой коллега: "Можно нае... (простите чуть не выдал оригинал) обмануть себя, можно обмануть клиента, но технологию - никогда."

Это не будет заметно, если маляр, например, откажется разбирать деталь, а просто обклеит её на машине, не уберет ржавчину нормально, а сразу закидает шпатлевкой, не разотрет бампер, а оставит местами блеск старой краски, не использует грунт для пластика, не просушит нормально слои, разбавит материалы на глаз...

Клиент не увидит. Он получит блестящую и красивую деталь. А через год всё отвалится.

Этим, кстати, пользуются автомаляры, работающие на перекупов. Они наводят внешний лоск, но экономят на технологии. И такие специалисты чаще других пользуются спросом - быстро, дёшево, очередь расписана на месяц вперед.

Люди боятся купить покрашенную машину не потому, что она покрашена, а потому что она покрашена такими вот "мастерами".

Короче, покраска может стоить по-разному и качество на выходе может весьма сильно отличаться.

И нет никакой гарантии, что в официальном сервисе сделают лучше, чем в гараже - здесь, как у зубных врачей, всё зависит от специалиста и его мотивации сделать хорошо.

Сколько можно заработать

Почему я вернулся в малярку? Ладно, "вернулся" - это громкое слово.

Стал иногда брать клиентов, чтобы быстрее отбить стоимость гаража.

Если работаешь на себя, можно, например, взять машину, справиться за неделю и 30 к положить в карман.

Работать же в малярке на дядю - не очень выгодная стратегия, потому что из 7 тысяч за деталь, которые платит клиент - маляр получит в лучшем случае две с половиной, а возможно и того меньше. В одном автосервисе я получал и по полторы. То есть, пашешь как проклятый, до заката, клиенты идут потоком, здоровье проседает (приходится дышать пылью и нюхать грунты и краски), а зарплата - в лучшем случае 50 тыр, а в худшем, если клиентов мало - почти как у продавца в "Пятерочке".

Зимой, клиентов не бывает - они на Новый год все деньги протратили, а машина, если её временно не покрасить - и так поедет.

Малярка - самая, по сути, невыгодная сфера автосервиса, из-за долгого и дорогого техпроцесса.

То есть, смотрите:

Стоит покраска детали 7 тысяч рублей, из которых, пусть 3 тысячи - материал и амортизация.

Если работать на себя - заберешь 4 тысячи, на дядю - дай бог, если две.

В бедном городе (условном Смоленске) ценник клиенту не накрутишь - иначе клиент просто не придёт. У нас средняя зарплата 40 тысяч. Для клиента эти "7 за деталь" - просто адская боль, он их от сердца отрывает. Деньги маляр получает и так мокрые от слез.

Поэтому у нас рулит демпинг.

-12

Исключения

После таких статей мне обязательно напишут: "Ну, не знаю, автор, мой знакомый дядя Саша - тоже маляр, а вот 200 тыщ зарабатывает."

В любом городе есть пара специалистов, которые создали себе крутые условия и делают лучше других, выигрывая конкуренцию в нише.

Такой дядя Саша - не маляр, а предприниматель, вложивший немало денег и годами собиравший базу клиентов. Он может делать дороже, но очередь всё равно стоит - и да, он будет действительно что-то весомое зарабатывать.

Еще обязательно напишут, что "я работал в неправильных автосервисах".

Ведь в правильном автосервисе деталь стоит не 7 тысяч, а 12, и маляру достается существенно больший процент, и клиентов там бесконечный поток, ты не должен заниматься разборкой, сборкой, подготовкой, покраской, полировкой - каждый специалист, как на конвейере, делает своё дело.

В таких автосервисах заработок, конечно, выше и тоже легко может измеряться парой сотен тысяч рублей.

Но в Смоленске не будет правильных автосервисов. Потому что не будет здесь ни таких цен для клиента, ни такого потока самих клиентов. Чем богаче город - тем лучше там условия малярам.

И, когда я спрашиваю, почему условный клиент отдает БЭХу на покраску чуваку в гараж, понимая, что будет неидеально, но зато дешевле на пару тысяч, получаю простой ответ: "Да потому, что клиент этот небогатый. Он на заводе работает за 50 тыр, и жена в детском садике за 20. И за эту БЭХу он кредит платил 10 лет, а сейчас она поржавела и облезла, и ему надобно покрасить любой ценой - пофиг на идеальность, лишь бы совсем не сгнила. Бампер этот уже три раза бился и красился, там нет ни одного живого крепления, а новый китайский стоит больше, чем его месячная зарплата."

Так и живём...

Спасибо, друзья, что читаете и подписываетесь на канал!)

Авто
5,66 млн интересуются