Попался мне в руки ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР:
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНАЯ АВАРИЙНОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 2022 ГОД.
Давайте вместе посмотрим, что там сказано про мотоциклы.
Термины
Социальный риск - число погибших в ДТП на 100 тыс. населения
Тяжесть последствий - количество погибших в расчете на 100 пострадавших
Транспортный риск - число погибших в ДТП на 10 тыс. транспортных средств
Общая статистика по транспорту
Для начала график изменения количества зарегистрированного транспорта
В 2022 году доля легковых ТС составляет 83,7% (50 608 838), грузовых ТС – 11% (6 673 348), автобусов – 1,4% (833 860), мототранспорта – 3,9% (2 337 797)
Общая картинка ДТП оп всем видам транспорта за несколько лет:
Вывод 1 Количество транспорта растёт, а количество аварий и их тяжесть снижается. Это хорошо.
Пьяный водитель
В большинстве (82%) ДТП с участием водителей с признаками опьянения они управляли легковыми автомобилями. Чуть более десятой части (13%) приходится на мототранспорт. На остальные виды ТС приходится 5%.
С учётом, что мотоциклов менее 4% от общего количества транспорта, количество пьяных мотоциклистов 13%, который попали в ДТП, что-то многовато. Например, легковых автомобилей в общем числе транспорта 85%. И количество пьяных ДТП с водителями легковушек тоже близко 82%. Эти числа соответствуют друг другу. А вот мотоциклисты видимо чаще ездят под градусом.
Вот и подтверждение, среди ДТП легковушек, каждый десятый водитель был пьяный. Среди ДТП с мотоциклами, почти каждый пятый был выпивший. А на тракторах почти каждое второе ДТП с бухим трактористом.
Тяжесть последствий пьяных ДТП с мотоциклом имеет достаточно высокое значение – 17,9. Большая часть (41,3%) таких ДТП произошла в населенных пунктах сельского типа.
Аварийность различных видов транспорта
А вот это интересно. Доля легковушек около 85%, и доля дтп с ними около 85%, и доля смертельных случаев в ДТП тоже около 85% - всё логично. Соотношение всех показателей около единицы.
Доля мототранспорта 4%, а доля ДТП с мотоциклами уже 8%, то есть в два раза выше. Доля смертельных случаев с мотоциклами 6%, то есть в 1,5 раза выше доли мотоциклов. По этим показателям мотоцикл получается в 1,5-2 раза опаснее автомобиля.
Удивили грузовики и автобусы. Для грузовиков доля ДТП всего в 1,2 раза выше, чем количество грузовиков среди всего транспорта. А вот доля смертей в ДТП с участием грузовиков аж 28,6%, то есть в 2,6 раза выше, что ждёшь глядя на общее количество грузовиков. Грузовики несут смерть! Но не так как автобусы!!! Автобусы попадают в ДТП в 4 раза чаще, чем можно было бы ожидать. И смертельный исход у них в 3 раза чаще.
Наибольшее значение показателя транспортного риска отмечается у автобусов (7,2) и грузовых ТС (6,1) и превышает аналогичный показатель для легковых ТС (2,4) и даже для мотоциклов (4,0)!
Распределение тяжести последствий ДТП по видам транспорта говорит о том, что наиболее летальными являются ДТП с участием грузовых ТС – в них погибает почти каждый шестой пострадавший (тяжесть последствий – 15,4). В два раза ниже тяжесть последствий ДТП с участием легковых ТС (7,7) и мототранспорта (7,8), в три раза – с участием автобусов (5,2)
Вывод 2 Лучше ездить на мотоцикле, чем на автобусе.
Вывод 3 Остерегайтесь грузовиков!
Кто виноват?
Распределение коэффициента виновности по видам транспорта показывает, что наибольшее значение имеют водители легкового транспорта, они являлись виновными в 82,3% из всех ДТП с их участием. Водители мототранспорта являлись виновными в совершении чуть более половины (59,9%) происшествий с их участием, водители грузовых ТС и автобусов – примерно в половине случаев (51,8 и 48,5% соответственно)
Данное распределение показывает, что технические неисправности ТС либо условия, при которых запрещена их эксплуатация, фиксируемые при ДТП, по-прежнему наиболее характерны для автобусов и грузового транспорта. Для грузового транспорта также отмечается наиболее высокий коэффициент тяжести последствий ДТП, при которых выявлены технические неисправности (18,6), то есть смертельные травмы получил почти каждый пятый пострадавший.
Вывод 4 Ещё раз подтверждаем, что надо остерегаться грузовиков и автобусов.
Аварийность с участием мотоциклов
В 2022 году с участием мотоциклов произошло 6 346 ДТП, что составляет 5% от общего количества происшествий, в них погибли 636 и ранены 6 809 человек.
Наиболее распространенным видом ДТП с участием мотоциклов является столкновение. На них приходится более половины от общего количества происшествий (61,6%, или 3 911) и общего числа погибших (52,7%, или 335). Вторым по массовости видом ДТП с участием мотоциклов является опрокидывание (13,8%, или 874 ДТП).
В силу низкого уровня пассивной безопасности мотоциклов по сравнению с другими ТС высокими значениями тяжести последствий характеризуются наезд на стоящее ТС (13,4), съезд с дороги (16,7), наезд на препятствие (19,5), наезд на животное (8,8).
Наиболее распространенными нарушениями ПДД, допускаемыми водителями мотоциклов, являются несоблюдение скоростного режима движения (41,6% ДТП), нарушение правил расположения ТС на проезжей части (21,7% ДТП), неправильный выбор дистанции (11,2% ДТП), несоблюдение очередности проезда (8,1%), выезд на полосу встречного движения (13,3 ДТП).
ДТП, произошедшие из-за выезда на полосу встречного движения, характеризуются высокой тяжестью последствий (15,5), в них погиб каждый шестой пострадавший.
Наличие специальной экипировки у водителей мотоциклов значительно снижает значения тяжести последствий при попадании в ДТП. Так, тяжесть последствий ДТП, в которых водители мотоциклов не имели специальной экипировки (14,8), почти в два раза превышает значения аналогичного показателя ДТП, в которых у водителей имелась специальная экипировка (8).
Вывод 5 Носите экипировку и соблюдайте скоростной режим. На встречке опасно.
Основная часть ДТП с участием мотоциклов зафиксирована в населённых пунктах (83,3%, или 5 288), на них приходится более двух третей (70,1 % или 446) погибших. Причём 3 775 ДТП произошли в городах. Однако тяжесть последствий: в городе составляет 6,5, в сельской местности 8,9, вне населённого пункта 14,8!!!
Вывод 6 В городе попасть в ДТП вероятность выше, но за городом больше шанс погибнуть.
Почти в половине (43,8%, или 2 779) ДТП у участвующих водителей мотоциклов отсутствовало право управления мотоциклом, при чем у большинства вообще не было никаких прав. На данные ДТП пришлось 53,9% (343) погибших.
В 2022 году зарегистрировано 696 ДТП, в которых пассажиры мототранспорта не использовали мотошлем. В данных происшествиях погибли 49 и ранены 687 допустивших данное нарушение пассажиров. Тяжесть последствий 6,7.
Дети на мотоцикле
В 9 из 10 ДТП с участием детей-водителей они управляли мототранспортом (93,5%, или 933 ДТП), количество таких происшествий увеличилось на 29,9%. В этих ДТП погибли 33 ребенка и 913 получили ранения. При этом в половине (49%, или 457) таких ДТП дети управляли мопедами или приравненными к ним ТС, в них погибли 13 и ранены 446 детей-водителей. Почти в каждом пятом (17,2%, или 172) из всех ДТП с участием детей-водителей ребенок управлял незарегистрированным ТС, в таких происшествиях погибли 5 детей.
Вывод 7 Десять раз подумайте, прежде чем подарить ребёнку питбайк или электробайк и отправить его кататься на ДОП.
С более подробной статистикой из этого отчёта вы можете ознакомиться сами. Документ лежит в открытом доступе. Буду рад, если вы сделали какие-то свои выводы из этой статистики и напишите из в комментариях.
И в конце ещё одна картинка с более свежей статистикой о распределении мотоциклов в России в 2024 году.
Также на канале есть статья со статистикой мотоциклов, продаваемых на автору
Другие статьи на канале:
Мотостихи
Присоединяйтесь к чату канала Moto_Ogr в телеграмме
t.me/...hat
t.me/...ogr