Найти в Дзене
OkeyDokeyEnglish

Вид сверху лучше: как двухэтажные автобусы покорили Британию

Оглавление

Что у вас сразу ассоциируется с Великобританией? Нет, речь идет не о чае с молоком и не о королевской семье. Давайте поговорим о двухэтажных автобусах – тех самых красных красавцах, которые стали символом Лондона и всей страны. Их история началась еще в XIX веке, когда люди передвигались на лошадях, а не на электрокарах. И они до сих пор не выходят из моды.

От лошадей до моторов

Конец XIX века, Лондон, туман, джентльмены в цилиндрах. И тут на улицах появляется первый двухэтажный автобус. Но это не тот красный красавец, который мы знаем сегодня, а конная повозка! Изобретена она была, кстати, не в Англии, а во Франции. Ее создатель – Станислав Бодри. А в Лондон ее привез Джордж Шиллибир, который решил, что на улицах его города эти повозки будут смотреться замечательно.

Первый двухэтажный автобус, который назывался Omnibus, вмещал 22 человека, а поездка стоила 1 шиллинг. И тогда это было круто! Правда, владельцы карет и извозчики сразу почувствовали угрозу. Они жаловались властям, утверждая, что новые повозки создают хаос на улицах и отбирают у них клиентов. Были даже попытки ограничить маршруты или количество автобусов, но они не увенчались успехом. Людям понравилось удобство и доступность нового транспорта.

-2

Почему автобусы красные

В 1920-х годах двухэтажные автобусы перешли на двигатели. Лондон рос, людей прибавлялось, и автобусов нужно было все больше. В городе было около 20 автобусных компаний, и каждая хотела выделиться. В одной из компаний решили покрасить автобусы в красный цвет.

Это был отличный маркетинговый ход. Во-первых, эти автобусы отличались от автобусов конкурентов, во-вторых, они были хорошо заметны в лондонском тумане. Кстати, этот же оттенок красного используется на значке метрополитена, а также на почтовых марках Royal Mail и на российском флаге.

Легендарный Routemaster

В 1956 году появился самый культовый двухэтажный автобус – Routemaster. Он был интересен тем, что у него не было задних дверей в привычном понимании. Задняя площадка была открыта, и люди могли запрыгивать и выпрыгивать на ходу.

Но, конечно, эту фишку быстро убрали. Видимо, власти решили, что прыжки на ходу – это слишком экстремально даже для британцев. Тем не менее Routemaster стал символом Лондона и даже вернулся в 2010-х годах в современном дизайне.

-3

Кино и двухэтажные автобусы

Эти автобусы ужасно фотогеничны. Их часто снимают в разных фильмах. Помните, как в фильме «Гарри Поттер и узник Азкабана» Гарри едет на «Ночном рыцаре»? Этот автобус умел сжиматься и протискиваться между машинами. А в «Докторе Кто» двухэтажный автобус вообще улетел в космос.

Почему их любят? Удобство, виды и атмосфера

Во-первых, это просто удобно. Вместимость – до 80 человек (это как два обычных автобуса в одном). Во-вторых, с верхнего этажа открывается потрясающий вид. В конце концов, это просто весело. Особенно если ты турист. Сидишь себе на втором этаже, ветер в лицо: посмотрите направо, посмотрите налево.

Тем не менее, с самого начала эксплуатации эти автобусы всегда за что-нибудь критиковали.

Критика и будущее: что ждет двухэтажные автобусы?

В середине XX века, когда автомобилей стало больше, двухэтажные автобусы начали критиковать за то, что они занимают много места на дорогах. Предлагали заменить их на более компактные одноэтажные модели. Но, как показала практика, двухэтажные автобусы перевозят больше людей, что в итоге снижает количество транспортных средств на дорогах. Так что этот аргумент не сработал.

Потом их критиковали за выбросы CO2 и вред экологии. В некоторых городах даже звучали призывы полностью отказаться от дизельных автобусов. Но вместо запрета британцы начали внедрять гибридные и электрические модели. В Лондоне уже ездят двухэтажные автобусы с нулевым уровнем выбросов. А в 2020 году появился даже первый водородный автобус, который выделяет только воду. Так что экологические проблемы стали скорее стимулом для модернизации, чем для запрета.

Кадр из фильма «Гарри Поттер и узник Азкабана» (2004)
Кадр из фильма «Гарри Поттер и узник Азкабана» (2004)

Вместо вывода

Двухэтажные автобусы – это не просто транспорт. Это часть культуры, истории и духа Британии. Они пережили века, критику и даже космические путешествия (спасибо, «Доктор Кто»).

Так что, если вдруг окажетесь в Лондоне, не упустите шанс прокатиться на двухэтажном автобусе. Это не просто поездка – это путешествие в историю. И помните: вид сверху всегда лучше!

Несколько интересных фактов:

  • Самый длинный маршрут Лондона – автобус X26, который едет от Кройдона до Хитроу. Это 23,7 мили (38 км) и почти 2 часа пути!
  • Самый старый маршрут Лондона – № 24, который начал работать в 1910 году. Он до сих пор курсирует от Пимлико до Хэмпстеда, а схема маршрута почти не поменялась.
  • Самый популярный маршрут Лондона – № 25, который проходит мимо Тауэрского моста и Собора Святого Павла.
Было интересно? Жми 👍 и подписывайся на канал.
Учишь английский? Переходи на наш Telegram-канал OkeyDokeyEnglish!
Английский для мегазанятых. Для тех, у кого нет времени сидеть за учебниками, а есть только 20 минут в день. Учи английский по коротким текстам, викторинам и выражениям.

Вот еще порция интересного:

Уроки английского: повелеваем правильно
Диалекты английского: когда один англичанин не понимает другого
Британские пабы: история, традиции и пинта хорошего эля
Очереди по-британски: искусство терпения и легкого раздражения