Найти в Дзене
АВТОмастер для себя

Опорные подшипники передних амортизаторов: когда менять и как это сделать

Оглавление

Опорный подшипник - небольшая, но крайне важная деталь в конструкции подвески каждого автомобиля. Он отвечает за плавность хода и управляемость автомобиля. К сожалению, рано или поздно этот элемент изнашивается, и его приходится заменять. Давайте разберемся, когда наступает момент замены и как вовремя распознать первые сигналы износа.

Что такое опорный подшипник и какова его роль?

Опорный подшипник - это подвижное соединение, которое крепит амортизационную стойку к кузову автомобиля. Он установлен в верхней части передней стойки подвески и позволяет штоку амортизатора вращаться, обеспечивая тем самым поворот управляемых колес. Без этого элемента ваш автомобиль двигался бы исключительно по прямой.

В большинстве современных автомобилей используется так называемая подвеска типа "MacPherson" или "качающаяся свеча". В ней опорный подшипник играет ключевую роль в обеспечении плавного хода и маневренности. Он испытывает колоссальные нагрузки от ударов на неровностях, перепадов температур и воздействия агрессивной среды.

Из чего состоит опорный подшипник?

В целом, конструкция опорного подшипника достаточно проста. Он представляет собой подшипник качения, состоящий из следующих основных элементов:

  • Внешнее кольцо (обойма) - крепится к кузову авто
  • Внутреннее кольцо - соединено со штоком амортизатора
  • Тела качения (шарики или ролики) между кольцами
  • Смазка внутри для снижения трения
Производители могут использовать разные вариации конструкции, но принцип один - обеспечить возможность вращения стойки при сохранении ее жесткого соединения с кузовом.
-2

Основные причины выхода из строя

Как и любой подшипник, опорник рано или поздно изнашивается от воздействия различных факторов:

  • Пробег. Период между заменами обычно составляет 60-100 тыс. км в зависимости от условий эксплуатации.
  • Качество дорожного покрытия. Постоянные удары на ухабах, ямах, "лежачих полицейских" выводят подшипники из строя гораздо быстрее.
  • Стиль езды. Любители "давить на газ" и проходить повороты на запредельных скоростях сильно сокращают жизнь своим опорникам.
  • Попадание грязи и влаги. Незащищенность конструкции позволяет загрязнениям проникать внутрь и вызывать преждевременный износ.
  • Некачественная смазка или её отсутствие также губительны для любого подшипника, в т.ч. опорного.

У некоторых автопроизводителей (Ford, Lada) опорные подшипники зачастую быстро выходили из строя и считались расходным материалом. Так что вне зависимости от пробега, их все равно приходилось периодически менять.

Признаки износа опорного подшипника

Вовремя заметить неисправность опорника очень важно, ведь при его выходе из строя резко возрастают нагрузки на другие элементы подвески, рулевое управление и трансмиссию. Любой из этих симптомов должен стать поводом для детальной диагностики:

  • Характерные щелчки, хруст и стуки в районе передних колесных арок, особенно при поворотах руля и преодолении неровностей. Эти звуки будут только усиливаться по мере износа подшипника.
  • Ухудшение управляемости и курсовой устойчивости. Вам приходится постоянно "подруливать", чтобы удержать авто на прямой траектории.
  • Увод колес при прямолинейном движении без поворота руля - также следствие люфта в изношенном подшипнике.
  • Повышенная раскачка кузова на мелких неровностях и появление "крена" в поворотах. Из-за износа теряется жесткость соединения стойки с кузовом.
  • Заметный зазор/люфт между верхней опорой стойки и чашкой пружины. Определяется простым осмотром в открытом капоте.

Чем дольше затягивать с заменой - тем выше риск дорогостоящего ремонта. Замена одного изношенного опорного подшипника лучше, чем полная переборка всей подвески!

Как проверить опорный подшипник?

Визуальный осмотр. Открыв капот, возьмитесь рукой за шток амортизатора и попробуйте раскачать его из стороны в сторону. Любой заметный люфт - признак износа подшипника.

Осмотр при раскачке авто. Попросите помощника раскачивать машину взад-вперед или из стороны в сторону, а сами понаблюдайте за областью крепления стоек. При исправных опорниках движение будет плавным, без стуков и ударов.

Прослушивание стоек. Закройте капот, заглушите мотор. Попросите кого-нибудь крутить руль от упора до упора, а сами приложите ухо или стетоскоп к пластиковому колпаку на штоке стойки. Посторонние шумы, треск и хруст явно укажут на износ.

Контрольный заезд. Выберите участок с ямами и неровностями, проедьтесь и прислушайтесь к шумам из арок при резком ускорении, торможении и поворотах. Стуки, скрипы и хлопки - верный признак неисправности.

Убедившись в необходимости замены, не затягивайте с ремонтом. Асимметричный износ шин, выход из строя рулевых наконечников и шаровых опор - вот лишь некоторые последствия эксплуатации с изношенными опорными подшипниками.

-3

Как заменить опорные подшипники?

Перед началом работ подготовьте необходимые инструменты и расходники:

  1. Набор гаечных ключей, торцевых головок, съемники
  2. Динамометрический ключ для контроля моментов затяжки
  3. Домкрат, упоры под колеса
  4. Стяжки для фиксации пружины
  5. Новые оригинальные или качественные неоригинальные опорные подшипники
  6. Универсальная литиевая смазка

Порядок действий при замене:

  1. Приготовьте ровную жесткую поверхность, установите домкрат и примите меры безопасности.
  2. Открутите колесо, отсоедините тормозной шланг и наконечник рулевой тяги от поворотного кулака.
  3. Зафиксируйте пружину стяжками, чтобы она не травмировала при случайном выскакивании.
  4. Открутите верхние гайки крепления стойки к кузову и аккуратно извлеките всю стойку целиком.
  5. Снимите старый опорный подшипник со стойки, очистите все поверхности.
  6. Установите на стойку новый смазанный подшипник до упора, закрепите верхними гайками на кузове согласно моментам затяжки.
  7. Выполните обратную сборку в обратном порядке: пружина, шланги, тяги, колесо.
Внимание! Лучше всегда заменять опорные подшипники парой на одной оси во избежание биения и кренов.

После замены обязательно выполните контрольную обкатку и проверьте углы установки колес на сходе-развале. При необходимости отрегулируйте их.

Резюмируя, хочу еще раз подчеркнуть важность своевременной замены изношенных опорных подшипников. Вовремя распознав симптомы неисправности и не затягивая с ремонтом, вы убережете свой автомобиль от куда более дорогостоящего ремонта подвески и рулевого управления в будущем.

Конечно, для новичков процесс замены может показаться слишком сложным. Но, поверьте, ничего сверхъестественного в этом нет. Главное - запастись качественными инструментами, расходниками и терпением. А опытные руки в автосервисе всегда помогут сэкономить время и нервы. В любом случае, регулярный осмотр и диагностика опорников - залог безопасного вождения.

Авто
5,66 млн интересуются