Осмелюсь предположить, Вы сразу скажете качества. Сколько в моём блоге на эту тему было обсуждений - не счесть. Но, ведь, качество должно как-то оцениваться, измеряться? Верно. И вот с этим проблемы.
Или, всё-таки, в первую очередь, низких цен не хватает?
Проблема №1 - Нет своего стандарта безопасности.
Ранее, в постсоветские времена краш тесты устраивал журнал Авто-Ревю, чтобы мы имели хоть какое-то представление о безопасности наших машин. Так в истории краш-тестов закрепилась даже методология-название AR-Test, собственно от названия журнала.
Кое-какие испытания может провести НАМИ, во времена Союза какие-только тесты они не проводили.
Дальше, в период "близкой дружбы" с нашими западными коллегами Российские автозаводы вошли в состав иностранных концернов или собирали иностранные марки автомобилей и ездили на краш-тесты в Европу, собственно, на Euro-NCAP.
Euro NCAP (The European New Car Assessment Programme, с англ. — «Европейская программа оценки новых автомобилей») — европейский комитет по проведению независимых краш-тестов авто с оценкой активной безопасности и пассивной безопасности. Оценка активной безопасности ведётся с 2009 года.
Но, времена пошли динамичные, интересные. Больше нас "Независимая Европа" тестировать не хочет. Хорошо-ли, плохо-ли, но новых автомобилей у нас за это время не вышло, а те, что вышли - есть лицензионные или не очень копии китайцев, которые прошли свои тесты, ещё в Китае.
Но, вот появилась плеяда новых Российских Марок: "Волга(ГАЗ)", "Москвич(АЗЛК)", "Атом(Вероятно, АЗЛК)", "Амбер-Авто (Автотор)", "XCITE (они же Автозавод Петербург)", "E-Neva (Алмаз-Антей)" и даже, грузовики "БАЗ (MAN Санкт-Петербург)", "АМО (Калуга)"...не знаю, всех ли уж вспомнил, которые вот-вот взорвут продажи на нашем рынке.
Кто и где будет их тестировать? Авто-Ревю за свой счёт, как и Ранее? Сомневаюсь, денег столько не напечатаешь. Да, и можно-ли частную фирму назвать независимой? Кроме того их тесты довольно "базовые", значительно проще иностранных.
НАМИ? А, должны? Ведь, нет такого правила, закона необходимости сдавать свои автомобили на тесты в НАМИ на тест безопасности, хотя ОТТС всё-таки выдают НАМИ.
Ну хорошо, исторически, скорее в НАМИ. Тогда, по какому стандарту?
NAMI-NCAP? Может, GOST-NCAP ? RUS-NCAP?
Почему бы и нет? Только где он, кто его разработал?
Вот об этом и речь.
Автопромышленность есть, и не самая маленькая в мире. А стандарта безопасности своего нет.
Китай, вон разработал C-NCAP, еще в 2006 году, методика, между прочим более жесткая в требованиях, чем Euro NCAP, скорости на которых происходят столкновения выше.
Краш-тесты ASEAN NCAP
Первые тесты по паназиатской методике были проведены в 2013 году в Малазийском институте дорожной безопасности и ограничивались фронтальным ударом. Но с 2021-го испытания ASEAN NCAP стали комплексными, а максимальное количество баллов увеличилось до 120. Получает их автомобиль по результатам четырёх тестов.
Да, у Малазийцев есть свой стандарт качества, а ведь их автопром входит в ТОП мировых, верно? Или нет?)
Краш-тесты ANCAP
На сегодняшний день австралийская система испытаний новых автомобилей является одной из самых обширных и включает семь тестов, имитирующих аварии.
Эти тоже, смотрю, прямо-таки рвут продажи, что даже свой стандарт разработали.
Вопрос, что мешает нам? Или кто?
Но, это - не единственный вопрос.
На сколько жестким должен быть наш стандарт? Самые безопасные машины в мире? Тогда, кто построит самый современный и сложный полигон испытаний, за какие средства? Государство, полагаю. Или государство должно заставить скинуться автопроизводителей?
Лично мне идея самого жесткого стандарта нравится. Будет конкурентным преимуществом, что на внутреннем рынке, что на экспортном.
Что, если от соответствия этим стандартам машины подорожают?
Куда уж ещё? Верно, я тоже, так же бы спросил. Хотя, лично для меня - лучше на сотню тысяч ещё дороже (от нынешних-то цен, не самая большая доплата), зато, я буду уверен, что езжу и вожу своих близких на самых безопасных машинах в мире. Но, Вы уверены, что всех интересует безопасность машин? Ведь, многие верят, что они ездят аккуратно и с ними не случиться? И вообще надо просто лежачих полицейских больше поставить и камер, да дороги сделать.
Может, вовсе не надо заново велосипед придумывать и начать просто возить к Китайцам? А что, раньше же в Европу возили, какая разница сейчас? Тем более, у них какой колоссальный опыт, в Китае столько марок машин, что во всей Европе нет, и стандарт один из самых жестких.
Но, если "друзья" завтра найдут более выгодных друзей, будем в Австралию возить, почему нет? Не уверен, полагаю, надо всё-таки свой стандарт придумывать.
Проблема №2 Экология.
История, в целом аналогична. Типичная Лада Веста соответствует экологическим нормам Евро-5. А, кто новые машины будет проверять? Да, помню, еще вчера, мы едва укладывались в Евро-2, когда санкции появились и начались проблемы с автокомпонентами, но проблемы понемногу решаются.
Несмотря на то, что экологических стандартов в мире несколько меньше, вроде-как их существует всего 2.
Собственно, "EURO"
И второй, United States Vehicle Emission Standards.
- TLEV — переходное малоэмиссионное транспортное средство (наименее строгий стандарт выбросов в Калифорнии), с 2004 года TLEV прекращен
- LEV — низкоэмиссионный автомобиль (все новые автомобили, проданные в Калифорнии, начиная с 2004 года, должны иметь хотя бы LEV или лучший рейтинг выбросов)
- ULEV — сверхнизкие выбросы (на 50 % чище, чем средний автомобиль нового модельного года)
- SULEV — суперсверхнизкая эмиссия (на 90 % чище, чем средний автомобиль нового модельного года)
- PZEV — транспортное средство частичным нулевым выбросом; тот стандарт применим к гибридным автомобилям.
- AT PZEV ("продвинутые технологии" PZEVs) — соответствуют требованиям PZEV и имеют дополнительные характеристики типа ZEV. Применяется к автомобилям, работающим на природном газе газа или гибридным автомобилем с выбросами бензиновых двигателей, которые соответствуют стандартам PZEV, будет AT PZEV.
- ZEV (Zero Emission Vehicles) — имеют нулевую выхлопную эмиссию. К ним относятся электромобили и транспортные средства на водородных топливных элементах.
(с) Информация из Википедии.
Говорят, Американские стандарты даже жестче, чем Европейские.
Но, давайте зададимся вопросами.
1) Помните "Дизельгейт" ? Та самая история с Фольксваген, которые обманывали американцев по эконормам?
Что мешает Китайцам и иным иностранным поставщикам начать поставлять нам, назовём это "не совсем честно проходящие экостандарт" автомобили, чтобы немножко удешевить? Кто это перепроверит? Снова НАМИ? Или отдельная структура, может министерство по экологии какое? По какому стандарту? Можно просто переписать Европейский или Американский, или обязательно нужно придумать свой? Ведь часто экологические стандарты придуманы в первую очередь, чтобы на промышленность давить.
2) У нас есть законы, запрещающие въезд в те или иные районы города автомобилей низкого экологического класса. Получается, новые Российские автомобили вообще не смогут въехать? Или будем слепо верить тому, что напишет производитель, он же не соврёт? (А те, кто купили новые машины 2 Класса об этом подумали?). По его расчётам всё хорошо.
А Вас вообще волнует вопрос, чем мы дышим? Ведь большинство из нас живут в Мегаполисах.
Проблема №3. Стандарт автомобильных масел.
Да-да, тут статей-то по маслам было, сколько копий сломано, лить ли Российские масла или в Ладу (топ продаж нынче) собранную в России? Или "да, никогда в жизни, рядом даже, с канистрой Российского масла в руках не пройду!"
Сколько "Воя на болотах", когда производители масел начали писать, что если бы мы сдавали масла на тест, то они бы соответствовали такому-то классу. Но, мы не сдаём, нас там не тестируют. Ну и всё! Сразу понятно бадягу какую-то льют, им же репутация не важна, конкуренции на рынке нет!
Классификаций хватает:
1) API, American Petroleum Institute.
2) ILSAC - International Lubricant Standardization and Approval Committee?
3) А, может быть, ACEA? Association des Constracteuis Europeen des Automobiles?
4) SAE Society of Automotive Engineers, SAE?
5) ГОСТ. Межгосударственный стандарт ГОСТ 10541-2020 "Масла моторные универсальные и для автомобильных карбюраторных двигателей".
Вау, хоть где-то заранее, подумали.
Но, кто из вас покупал моторное или трансмиссионное масло по ГОСТУ? А, какое по ГОСТУ подходит Вашему автомобилю, знаете? Какие вообще бывают? Доверились бы Вы производителям, что масло не тестировали в Европе, а тестировали по нашему ГОСТУ? Жесткий ли он? Нужен ли нам отдельный стандарт, который учитывает наши климатические особенности, наше качество топлива и особенности пользования транспортом?
Как нормальному человеку понять и запомнить тонкости классификации от разных институтов и организаций? А, нужно ли?
Вот требования ГОСТ, кому интересно. Как по мне - не самые жесткие, хоть и не самые отсталые.
А вот так выглядит масло, которое обычно маркируется по ГОСТу, впечатляет? Нууу...за ним и не то, чтобы очереди.
Традиционно оставлю ссылки на мои же статьи, подумать, поспорить, высказать своё экспертное мнение.
По "Качеству" современных автомобилей:
По маслам: