Проявления тревожности:
- Чрезмерное и/или нереалистичное беспокойство, которое трудно контролировать, возникающее чаще, чем обычно, в течение как минимум 6 месяцев по поводу двух или более событий или видов деятельности. Двигательное напряжение (например, беспокойство, усталость, дрожь, мышечное напряжение).
- Вегетативная гиперактивность (например, учащенное сердцебиение, одышка, сухость во рту, затрудненное глотание, тошнота, диарея).
- Повышенная бдительность (например, постоянное ощущение себя на взводе, трудности с концентрацией внимания, проблемы с засыпанием или удержанием сна, общая раздражительность).
Долгосрочные цели:
- Уменьшите общую частоту, интенсивность и продолжительность приступов тревоги, чтобы не нарушать повседневную деятельность.
- Изучите и применяйте навыки преодоления трудностей, которые приводят к снижению тревожности и беспокойства и улучшению повседневного функционирования.
Краткосрочная цель №1: Работать совместно с терапевтом над достижением согласованных терапевтических целей, оставаясь при этом настолько открытым и честным, насколько это позволяют комфорт и доверие.
Интервенция:1)Установите взаимопонимание с клиентом для создания прочного терапевтического альянса; проявляйте заботу, поддержку, теплоту и сопереживание; оказывайте поддержку без осуждения и развивайте уровень доверия с клиентом, чтобы он чувствовал себя в безопасности и мог обсуждать общую тревогу и влияние на его/ее/ жизнь. 2) Укрепляйте важные факторы взаимоотношений в процессе терапии и укрепляйте терапевтический альянс, уделяя особое внимание этим эмпирически подтвержденным факторам: работайте совместно с клиентом в процессе лечения; достигайте согласия относительно целей и ожиданий терапии; демонстрируйте постоянное сопереживание чувствам и трудностям клиента; выражайте словами позитивное отношение к нему. и утверждение клиента; а также сбор и предоставление обратной связи с клиентом относительно того, как клиент воспринимает свой прогресс в терапии
Краткосрочная цель №2: Описать ситуации, мысли, чувства и действия, связанные с тревогами и беспокойствами; их влияние на функционирование; и попытки их разрешения.
Интервенция: Попросите клиента описать прошлые переживания тревоги и их влияние на функционирование; оцените направленность, чрезмерность и неконтролируемость беспокойства, а также тип, частоту, интенсивность и продолжительность симптомов тревоги (рассмотрите возможность использования структурированного интервью)
Краткосрочная цель №3: Сформулируйте понимание когнитивных, физиологических и поведенческих компонентов тревоги и методов ее лечения.
Интервенция: 1) Обсудите с клиентом, как тревога обычно включает в себя чрезмерное беспокойство по поводу нереалистично оцениваемых угроз, различные проявления перевозбуждения в теле, повышенную бдительность и избегание того, что угрожает, которые сохраняют проблему. 2) Обсудите, как лечение воздействует на беспокойство, тревожные симптомы и избегание, чтобы помочь клиенту эффективно справляться с беспокойством, уменьшить чрезмерное возбуждение, устранить ненужное избегание и вернуться к полезной деятельности. 3) Поручите клиенту ознакомиться с психолого-педагогическими материалами в качестве библиотерапевтического дополнения к работе на сеансе
Краткосрочная цель №4: Изучить и применять навыки успокоения, чтобы снизить общую тревожность и справиться с симптомами тревоги.
Интервенция: 1)Научите клиента навыкам успокоения/релаксации/внимательности (например, прикладной релаксации, прогрессивной мышечной релаксации, релаксации под контролем подсказок; осознанному дыханию; биологической обратной связи) и тому, как лучше различать расслабление и напряжение; научите клиента применять эти навыки в повседневной жизни. 2) Задайте клиенту домашнее задание, в котором он будет ежедневно практиковать навыки успокоения/релаксации/мышления, постепенно применяя их от ситуаций, не провоцирующих тревогу, к ситуациям, вызывающим тревогу; проанализируйте и закрепите успех; найдите решения для препятствий на пути к устойчивому применению
Краткосрочная цель №5: Изучите и примените стратегию, позволяющую ограничить связь между различными условиями окружающей среды и беспокойством, отложив беспокойство до определенного “времени для беспокойства”.
Интервенция:1) Объясните логическое обоснование и обучите вмешательству во время беспокойства, при котором клиент откладывает взаимодействие с беспокойством до назначенного времени и места; используйте время для выявления беспокойства (повторяйте беспокойство, чтобы избавиться от него) и/или применяйте навыки решения проблем для устранения беспокойства; согласуйте и примените время для беспокойства с клиентом. 2) Научите клиента распознавать, останавливать и откладывать беспокойство на оговоренное время, используя такие навыки, как остановка мыслей, расслабление и перенаправление внимания (или дополните “Использование техники остановки мыслей” и/или “Время для беспокойства”
Краткосрочная цель №6: Сформулируйте понимание той роли, которую мышление играет в беспокойстве, тревожности и избегании.
Интервенция:1) Помогите клиенту проанализировать опасения, изучив потенциальные предубеждения, такие как вероятность возникновения негативных ожиданий, реальные последствия их возникновения, способность контролировать результат, наихудший из возможных исходов и способность принять его (или дополните “анализом вероятности опасного события”).
Автор: Андрей Вячеславович Федоров
Врач-психотерапевт, Супервизор, КПТ-психотерапевт
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru