Найти тему

Дирижабли над Арктикой. Как итальянцы пытались исследовать Северный полюс.

Андрей Мусалов

Дирижабль «Норвегия»
Дирижабль «Норвегия»

В 1969 году в Советском Союзе вышел в прокат фильм режиссера Михаила Калатозова "Красная палатка". Совместная советско-британско-итальянская картина повествовала о спасении советскими летчиками и моряками экипажа дирижабля "Италия", потерпевшего катастрофу в Арктике. Но как итальянцы оказались так далеко от своей солнечной родины и почему именно Советский Союза пришел им на помощь? За этим сюжетом стояла реальная и достаточно интересная история.

Особой главой в истории освоения Арктики стала воздушная гонка к Северному полюсу. В 1926 году знаменитый полярный исследователь Руаль Амундсен разработал план достижения Северного полюса при помощи дирижабля. Предпринятая годом ранее попытка добраться туда на гидросамолетах «Дорнье» окончилась неудачей. Поэтому Амундсен решил обратиться к итальянскому ученому и конструктору дирижаблей Умберто Нобиле.

Дорогостоящие мероприятие по подготовке и снаряжению экспедиции взял на себя американский путешественник и миллионер Линкольн Эллсворт, владелец угольных шахт. На его деньги Нобиле построил для Амундсена дирижабль N-1, который вскоре был переименован в «Норвегию».

10 апреля дирижабль под командованием самого Нобиле покинул Рим. Пролетев над территориями Великобритании, Норвегии и СССР воздушное судно 7 мая прибыло на Шпицберген, в населенный пункт Ню-Олесунн.

Руаль Амундсен
Руаль Амундсен

Здесь выяснилось, что Амундсена решил опередить американец Ричард Берд. 6 мая 1926 года он и пилот Флойд Беннетт вылетели на трехмоторном самолете Fokker, прозванном «Джозефина Форд» с аэродрома в Шпицбергене в сторону Северного полюса. Через пятнадцать с половиной часов самолет вернулся на аэродром, после чего его экипаж заявил о достижении полюса. В США Берда и Беннетта объявили национальными героями и наградили Почетной медалью Конгресса США. Президент США Калвин Кулидж от своего имени прислал Ричарду Берду поздравительную телеграмму. В послании он выражал особое удовлетворение тем, что «рекорд установлен американцем».

Ричард Берд
Ричард Берд

Впрочем, скептики сразу же усомнились в подлинности достижения американцев. Берд и Беннетт не могли долететь до полюса за 15 часов. Максимальная скорость их самолета составляла 165 километров в час. Крейсерская была и того ниже — около 140 километров в час, поскольку машина вместо колес была оснащена тяжелыми полозьями. На такой скорости Берду и Беннетту пришлось бы лететь до макушки Земли на два часа дольше, чем было заявлено.

Правда о том полете стала известна через 40 лет, когда после смерти Берда появился доступ к бортовым дневникам его экспедиции. В день вылета у самолета случилась серьезная неисправность — в одном из двигателей возникла утечка топлива. По этой причине воздушное судно повернуло назад, не долетев до желанной цели 240 км.

 Самолет «Джозефина Форд»
Самолет «Джозефина Форд»

Несмотря на все обстоятельства, 11 мая «Норвегия» продолжила свой полет. 12 мая 1926 года, в 1 час 30 минут, она достигла Северного полюса. Там с борта «Норвегии» были сброшены итальянский, норвежский и американский флаги. 14 мая дирижабль достиг Аляски, где успешно завершил экспедицию. Весь полет над арктической пустыней занял 80 часов.

В Италии Нобиле стал национальным героем. Бенито Муссолини присвоил ему титул почетного члена Национальной фашистской партии, звание генерала, а также должность профессора в Неаполитанском техническом колледже.

Нобиле задумал новую полярную экспедицию, на этот раз — сугубо итальянскую (хотя в ней допускалось участие иностранных ученых). В рамках предприятия планировалось исследовать берега Северной Земли, северные районы Гренландии и Канады и, достигнув Северного полюса, осуществить высадку на лед. В ходе экспедиции предполагалось произвести многочисленные астрономические, океанографические и магнитометрические исследования. Научные институты США, Англии, Чехословакии и Италии предоставили для этих целей специальную измерительную аппаратуру. В числе экспедиционного оборудования имелись сани, лыжи, надувные лодки, специально сшитая теплая одежда и запас провизии.

Кроме всего прочего, в итальянской прессе муссировалась идея, что Рим может предъявить права на Землю Франца-Иосифа. Аргументировалось это тем, что территорию открыла австро-венгерская экспедиция 1873 года, вышедшая из Триеста. После окончания Первой мировой войны этот город достался Италии, а значит, она может претендовать на архипелаг. Муссолини одобрил проект «итальянского покорения Арктики» и распорядился выделить средства на строительство нового дирижабля. Производство воздушного корабля N-4 велось в Риме, на заводе воздухоплавательных конструкций. Он являлся дальнейшим развитием «Норвегии» — был меньше и тихоходнее, но с большим запасом топлива. Экипаж дирижабля насчитывал 13 человек, из которых семеро, включая Нобиле, являлись участниками полета на «Норвегии».

Дирижабль «Италия»
Дирижабль «Италия»

За месяц до вылета дирижабля к Шпицбергену вышел корабль итальянского военно-морского флота «Читта ди Милано». Его задачей было поддержание связи с экспедицией и возможное оказание помощи.

Старт экспедиции был дан 3 мая 1928 года. 8 мая 1928 г. «Италия» прибыла в Кингс Бей. После нескольких пробных полетов, 23 мая в 4 часа 28 минут дирижабль вылетел к Северному полюсу. Несмотря на плохую погоду, 24 мая в 00 часов 20 минут «Италия» достигла Северного полюса. Об этом событии было сообщено на «Читта ди Милано», откуда ретранслирована в Италию. Это вызвало на родине Нобиле ликование.

Умберто Нобиле позирует на борту дирижабля
Умберто Нобиле позирует на борту дирижабля

Однако на обратном пути «Италия» потерпела катастрофу. 25 мая, в 10 часов 33 минуты она ударилась о лед кормовой мотогондолой. Носовую гондолу оторвало от корпуса. 9 человек, включая Нобиле, выбросило на лед. Остальных участников экспедиции унесло с потерявшим управление дирижаблем.

Когда первое потрясение прошло, потерпевшие крушение начали собирать выпавшее при катастрофе имущество. Удалось обнаружить несколько жестяных коробок с продовольствием, спальный мешок и четырехместную палатку. Для того, чтобы палатка была более заметной с воздуха, Нобиле распорядился выкрасить ее в красный цвет. Но главной удачей для выживших стало обнаружение среди обломков работоспособной коротковолновой радиостанции. С ее помощью радисту Джузеппе Бьяджи удалось выйти в эфир и послать сигнал SOS. 29 мая дежуривший на «Читта ди Милано» радист Педретти зафиксировал обрывок передачи группы Нобиле, но ошибочно принял его за работу станции в Могадишо (Итальянское Сомали).

Ледокол «Красин»
Ледокол «Красин»

Исчезновение экспедиции Нобиле вызвало беспокойство в Италии и других странах. На поиски были отправлены корабли и самолеты. Правительство Норвегии официально предложило итальянцам организовать масштабную международную экспедицию во главе с Руалем Амундсеном, но те отвергли предложение.

Вечером 3 июня 1928 года между 21 и 22 часами в поселке Вознесенье-Вохма Северо-Двинской губернии местный радиолюбитель киномеханик Николай Шмидт прослушивал эфир с помощью собственноручно собранного однолампового приемника. Сквозь треск помех он услышал еле пробивающиеся обрывки радиограммы на эсперанто «ITALI… NOBILI… FRAN… SOS SOS SOS… TERRI TENO EHH». Из газет Шмидт знал о старте экспедиции на дирижабле «Италия», но о катастрофе ему было неведомо. На всякий случай Шмидт сообщил о странном сигнале в Москву, в Общество друзей радио.

-8

Вскоре при Осоавиахиме был создан Комитет помощи дирижаблю «Италия». Его руководителями стали заместители наркома по военным и морским делам Сергей Каменев и Иосиф Уншлихт. 5 июня Комитет принял решение направить спасательную экспедицию на ледоколе «Красин» и ледокольном пароходе «Малыгин».

Пока советские корабли спешили на помощь, свою спасательную экспедицию организовал Амундсен. Он сумел договориться с французскими властями о предоставлении гидросамолета «Латам-47» с экипажем во главе с пилотом Легионом Рене Гильбо. 18 июня «Латам» вместе с находящимися на его борту 4 членами экипажа и двумя наблюдателями вылетел из Тромсе на поиски. Больше его никто не видел. Лишь 31 июля в Баренцевом море был найден поплавок с «Латама», а в начале октября — бензобак. Видимо, самолет разбился и утонул в море.

Та самая красная палатка
Та самая красная палатка

20 июня итальянский гидросамолет «Савойя-Маркетти» S-35 под командованием Умберто Маддалены смог обнаружить лагерь Нобиле и сбросить выжившим продовольствие и батареи для рации. Вскоре к спасателям присоединились самолеты шведских ВВС. 23 июня лейтенанту Эйнару Лундборгу удалось совершить посадку на льдину и доставить груз продовольствия. Обратным рейсом он вывез Нобиле. При повторной попытке совершить посадку возле красной палатки самолет Лундборга перевернулся, и шведский летчик пополнил ряды обитателей ледового лагеря.

Спасение прибыло
Спасение прибыло

Вечером 12 июля «Красин» достиг льдины с Красной палаткой. Это было сделано очень вовремя, поскольку лед уже начал интенсивно таять. Ледокол эвакуировал потерпевших и переправил их в Кингс Бей. Все члены экипажа дирижабля «Италия» перешли на «Читта ди Милано», который 25 июля отправился на родину. В Италии генерал Умберто Нобиле был подвергнут жесткой критике. В ответ он подал в отставку и уехал в СССР, где в городе Дирижаблестрое (Долгопрудном) стал заниматься дирижаблестроением.

В Советском Союзе под руководством Нобиле были осуществлены постановка конструкторских работ, организация производства и строительство большого эллинга, а также выпущены дирижабли СССР-В5 и СССР-В5 "Осавиахим".

Умберто Нобиле в 1928 году
Умберто Нобиле в 1928 году

В В 1936 году Нобиле вернулся в Италию, в 1939-м уехал в США. Переждав там войну, он вернулся на родину, в Рим, где умер в 1978 году в возрасте 93 лет. Похоронен Умберто Нобиле на кладбище Фламинио в Северном Риме.

Фото из сети интернет

Еда
6,93 млн интересуются