Как известно, в СССР офицерские кадры для железнодорожных войск готовило Ленинградское высшее командное училище ЖДВ. По окончании этого учебного заведения, бывший курсант получал своё первое офицерское звание – лейтенант. Я не знаю, кто когда-то придумал дизайн эмблемы железнодорожных войск Советской Армии, но этот человек постарался на славу. Получился знак с очень разнообразной символикой: тут и якорь, и крылья, и молоток, и разводной ключ. Ну и, разумеется, красная звезда.
Курсанты Ленинградского училища успешно использовали свою необычную, нечасто встречающуюся эмблему, в личных целях. Например, чтобы произвести впечатление на девушку. Девушкам, как тоже давно известно, кроме мужественности молодого человека в военной форме, нравится ещё и некая таинственность профессии, этакая «нотка секретности», «элитности» военного мужского образа. При первом знакомстве происходил приблизительно такой диалог:
- Молодой человек, а что это у Вас за войска такие? Вот тут у Вас якорь. Вы что – моряк?
- Ну как сказать? Пожалуй, что и моряк.
- А вот тут у Вас ещё и крылья. Вы, получается, лётчик?
- Можно сказать и так. Почти что лётчик.
- Ну скажи, ну пожалуйста! Ну что же это за войска такие, неизвестные?
- Ну, так и быть, скажу. Только это – секрет. Больше никому ни слова. У меня специальные, секретные войска. Подводная авиация!
- Ах! Как это романтично!
Ну а после Ленинградского училища было уже не до романтики. Надо было строить БАМ. Если посмотреть на карту страны – сразу видно, что Байкало-Амурская магистраль проложена примерно параллельно Транссибу, только существенно севернее. Транссиб в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке проходит очень близко от границы с Китаем. Тогда, в 70-е годы прошлого века, отношения между СССР и Китаем были довольно напряжённые. И именно военные настояли перед руководством страны, что на случай боевых действий необходима так называемая «рокада», проходящая в оперативной глубине от возможной линии боестолкновений. «Застрельщиком», инициатором идеи строительства грандиозной магистрали, «наверху» было решено сделать Комсомол. И 27 апреля 1974 года, на 17 съезде ВЛКСМ, БАМ был объявлен Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Первые отряды комсомольцев отправились покорять тайгу. А уже потом, 8 июля 1974 года, вышло Постановление КПСС и Правительства «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали». Собственно, поэтому я и постарался опубликовать этот цикл статей, посвященный 50-летнему юбилею БАМа, в интервале между этими двумя датами календаря, 2024 года.
С одним из недавних выпускников Ленинградского училища ЖДВ, лейтенантом Сергеем Разиным, я познакомился в 1986 году в полевом городке на 24-м километре к востоку от Тынды. Из-за своей фамилии, этот Сергей на БАМе, разумеется, сразу же получил кличку «Степан».
Он пригласил меня к себе «в гости». Это была отдельная комната с отдельными холодными сенями в одноэтажном деревянном бараке. Похожий барак, в котором я недолгое время проживал в Тынде, я уже описал в статье «46. Тында-крайняя точка Москвы» https://dzen.ru/a/Zj5w7qEn9FpaQlBw. Так что здесь не буду утруждать себя дополнительным описанием. Я рассказал ему, что моё аналогичное жильё в Тынде недавно сгорело, и что теперь я отправляюсь к новому месту службы, на 444-й километр Восточного участка БАМа. Он в ответ рассказал мне, как замечательно здесь устроился. Рассказ у него, правда, получился своеобразный: «Вот, а у меня тут всё есть, и это, и это, и ещё вот это. Вот магнитола, японская, настоящая. Если у неё заменить какую-то деталь, так она сразу заработает. Только вот деталь редкая, японская. Такой тут нигде не найдёшь. А вот фотография на стене – это моя невеста. Правда, красивая? Только вот почему-то не приезжает. И даже письма перестала писать». И так далее, в том же духе. Да, в трудных условиях приходилось там нести службу. Только романтика порой выручала. Послушаешь по радио «Где-то багульник на сопках цветёт, Кедры вонзаются в небо. Кажется, будто давно меня ждёт Край, где ни разу я не был…». И вроде как легче на душе становится.
Другой мой знакомый, довольно молодой подполковник, также попал на БАМ, на участок Верхнезейск-Тунгала, непосредственно из того же Ленинградского училища ЖДВ. Видимо, в чём-то там сильно провинился, что забросило его к нам, в такую даль. Имя и отчество его я уже не вспомню, а фамилию – не скажу. В 1987 году он состоял на капитанской должности и руководил работами в карьерах, в которых у нас на участке добывали строительные материалы (щебень) для отсыпки пути. Работы эти практически были закончены, почти все карьеры уже не работали. Подполковника, разумеется, за глаза, прозвали «карьерист». Он относился к своей судьбе философски и ничего не делал. Поскольку дальше от почти столичного Питера, чем мы, только Камчатка и Чукотка, а там нет железных дорог. То есть дальше не сошлют.
В том самом, уже упомянутом мной, Постановлении ЦК КПСС от 1974 года говорилось, что БАМ будет построен за 10 лет, то есть, к 1984 году. А в 1985 году откроется сквозное движение поездов. Потому и призвали в железнодорожные войска на срочную службу в начале осени 1985 года много лейтенантов - «двухгодичников», имеющих соответствующее профильное образование, чтобы во что бы то ни стало выполнить поставленную задачу. И 30 декабря 1985 года мои старшие коллеги-сослуживцы действительно отправили железнодорожный состав с имуществом сквозным рейсом с востока на запад, аж до самой Тынды. Так торопились при этом, что забыли нескольких человек в брошенном полевом городке (читайте об этом в статье «45.Новый Год на БАМе. Забытый отряд»).
https://dzen.ru/a/ZjecFJlDKSNPXzzG
Поэтому и указан 1984 год на памятных знаках об открытии сквозного движения. Памятные знаки заказывали и изготавливали заранее, не знали, что еле-еле успеют до конца 1985 года (читайте об этом в статье «44.БАМ. История с продолжением. Когда металл становится «хрупким»).
https://dzen.ru/a/ZjEjgLR4zyGb_Jo
Строительство БАМа становилось историей. Маленький разъезд Нягда, там, где был «вбит золотой костыль», то есть произошла стыковка главного пути БАМа, переименовали в «Разъезд имени Героя Советского Союза В.П. Мирошниченко». А вскоре там смонтировали и торжественно открыли солидный бетонный мемориал. Посмотрите, вот запечатлён взгляд официального фотографа из Главного Управления Желдорвойск.
А вот взгляд на стыковку пути глазами художника. Какие типажи! Какая экспрессия! Как прочувствована острота трудовых будней! Но при внимательном рассмотрении глазами профессионала в этом изображении можно обнаружить немало странностей и даже нелепостей.
А вот – образчик «народного творчества» современных военных железнодорожников:
У меня на память о строительстве БАМа остался памятный знак «Открытие сквозного движения». А ещё – воспоминания… Я вернулся к своей основной, гражданской работе – проектированию специальных металлоконструкций для Железнодорожных войск.
Но это – уже совсем другая история.