Британский истребитель Hawker Hurricane не был плохим самолетом. Но в ту эпоху самолёт мог устареть ещё в момент проектирования и когда в 1941 году в СССР прибыли первые Hurricane - возникла срочная необходимость их модернизации. Так появились Hurricane «с советской спецификой».
Первое, что начали менять - вооружение. Представьте себе терку с разными поверхностями, у таких всегда есть сторона с большим количеством мелких отверстий. Знакомьтесь, это оригинальное вооружение Hurricane Mk.2B (наиболее частая поставляемая модификация) - 12 пулемётов винтовочного калибра. 303 British (7,7-мм) – не самый распространённый калибр в стране Советов, да и эффективность сомнительная..
Воспоминания лётчика Каберова И.А. (10 личных побед и 19 групповых) из книги «В прицеле свастика»:
« Однако никак не могли мы смириться с вооружением “харрикейна”. На нем было двенадцать пулеметов винтовочного калибра (крыльевые установки — по шесть пулеметов в каждой плоскости). После наших советских пушек и крупнокалиберных пулеметов мы сочли это недостаточным»
Поэтому было принято решение, кхм, «поменять на более крупную терку». Это были отечественные 20-мм авиапушки ШВАК и 12,7-мм пулеметы УБТ. Причём комплектация была разной: 4 авиапушки, 4 пулемета или 2+2. Это позволило не только усилить огневую мощь, но и уменьшить вес машины! Также на самолет устанавливали держатели для советских бомб (весом 50 и 100 кг) и неуправляемых авиационных ракет (до 3 на крыло).
Снова из воспоминаний Каберова И.А.:
« Не понравилась нам и бронеспинка. Она представляла собой две расположенные вертикально одна над другой четырехмиллиметровые пластины. И это во времена скоростных пушек и бронебойных снарядов!
— Да её палкой пробить можно, — сказал Сухов, и все мы с ним согласились.»
Оригинальную схему бронирования пересмотрели и быстро начали менять на местах, вставляя в кабину «Урагана» бронированное сидение с самолёта И-16 или бронеспинки с самолёта ЛаГГ-3. В дальнейшем, бронирование усиливали уже при заводской модернизации.
Воспоминания лётчика Зимина Г.В. (14 личных побед) из книги «Истребители»:
«Очень быстро выявилась еще одна особенность “Харрикейна”: у него был очень легкий хвост. При рулении по недостаточно плотному грунту (а большинство наших аэродромов были обычными полевыми площадками) надо было быть предельно внимательным, особенно при торможении, когда машина легко становилась на нос. Достаточно было резковато затормозить на неплотном грунте — и винта как не бывало. Запасных же частей к этим самолетам не было, и вообще никто не знал, как будем решать проблему с ними. Между тем (я-то это знал) на фронте по тревоге требуется быстрое выруливание на взлет, да еще на раскисшем грунте, когда как раз и приходилось давать полный газ. Как бы наглядным подтверждением ожидавших нас в будущем хлопот были два поломанных и погнутых винта еще там, в Иваново. Ремонт их потребовал от инженерно-технического состава ювелирной работы и массу времени»
Описанная выше проблема называется «капотирование», когда самолет делает «кувырок вперед», ложась на капот. Вызвано это было неудачной конструкцией шасси, машина не проходила по минимальным стандартам РККА (в то время угол «капотирования» для советских самолётов определялся минимум в 26,5 градусов. У «Харрикейна» градус был 24). Из-за этого при взлёте самолёта на заднюю часть фюзеляжа сажали техника. Однажды это привело к трагедии - погибли лётчик и 2 техника.
А с винтами ещё проще: оригинальные винты были деревянные с понятной стойкостью к износу и поломкам. Чтобы не зависеть от поставок запасных винтов, с середины 1942 года в СССР наладили производство своих винтов и «Ураган» получил металлические винты советского производства.
Конструкцию фюзеляжа тоже меняли! Британцы не изготавливали двухместных Hurricane и за дело взялись советские техники. В частях самостоятельно некоторые самолеты были переоборудованы в двухместные в качестве самолетов-корректировщиков. Изготовлено таких вариантов было не более двух десятков и были они на северных фронтах (Ленинградский, Калининский, Волховский). Были варианты с лыжами, причем как убирающиеся, так и статичные. А в Саратове несколько «Ураганов» переделали в носителей десантных планеров. (книга «“Ураганный” истребитель. “Харрикейны” в бою», В.Р. Котельников)
Активные изменения претерпели и внутренние системы самолета. В наших широтах (тем более на Севере) оригинальный самолёт имел постоянные проблемы из-за морозов. Систему охлаждения технически дополняли новыми сливными кранами для слива жидкости, утепляли трубопроводы. Всё что не могли исправить технически - исправляли условиями эксплуатации. Например, радиаторы на стоянке в холодное время могли закрывать подушками, дабы те не промерзали. А в боевых условиях часть радиатора закрывали дощечкой для эффективной работы системы. Батареи для радиостанций также приходилось греть отдельно, дабы они могли работать. Проблемы были и с охлаждающей жидкостью – советские механики применяли в ней воду вместо гликоля, из-за чего возникали проблемы с корректной работой системы. Впоследствии, систему адаптировали под советский антифриз.
Опыт работы над Hawker Hurricane дал определённый опыт советским конструкторам, некоторые технические решения двигателя самолета позднее были применены на советских моторах для самолета Ил-2.
Изменения приносили свои плоды. Описывалось, что в ранние годы войны советские «Ураганы» за счёт стабильности платформы и веса самолета могли эффективно вести оборонительный бой с немецкими истребителями BF-109 F, а в лобовой атаке «Ураган» обладал двукратным перевесом по огневой мощи над оппонентом (книга «Soviet Hurricane Aces of World War 2 (Aircraft of the Aces Book 107)», Ю.В. Рыбин).
Самолёты Hurricane в первые годы ВОВ при всех своих недостатках обладали главным преимуществом - они были. Само их наличие позволило ВВС РККА смягчить переход от катастрофы 1941 года до приемлемого количества качественных отечественных и американских самолётов, превосходящих Hurricane по всем параметрам.
Во второй половине войны большинство «Ураганов» служило в тыловых частях ПВО, в основном - британские модификации Mk.2C (с мощным вооружением из 4-х 20-мм авиапушек Hispana), их уже не дорабатывали, как правило.
Несколько советских асов в разное время летали на «Урагане», среди них Александр Николаенков (8 личных побед и 23 групповые, все победы одержаны на «Урагане») и Амет Хан-Султан (30 личных побед и 19 групповых, на «Урагане» совершил таран Ju-88 и после удачного тарана смог посадить свою машину).
Чем дальше был 1941 год, тем больше «советские» Hurricane во фронтовых частях использовались не как истребители, а как штурмовики, выполняя ракетно-бомбовые удары по наземным целям. Дольше всего «Ураганы» продержались на северных фронтах, отдельные машины, переделанные в корректировщики, дослужились до конца войны на фронте.
Hawker Hurricane не был плохим самолетом, но к Великой Отечественной войне он уже устарел как истребитель. И тем не менее - он внес свой вклад в победу над Люфтваффе не только на Западном, но и на Восточном фронте.
Автор: Егор Махахей