Найти в Дзене
Внутри России

Гуслицы – заповедный край подмосковных староверов. Часть 14. Гуслицы в 1917-1929 гг.

С началом февральской революции в Орехово-Зуеве состоялись выборы Совета рабочих депутатов в которых, большевиков сначала не было, но их влияние быстро нарастало: из ссылок стали возвращаться местные социал-демократы и старые революционеры, участвовавшие еще в событиях 1905 года. Уже 19 марта по их инициативе совет был переизбран и стал пробольшевистским. В нем имели своих представителей рабочие поселки Ликино, Дулево, Дрезна, Куровское, Костерево, Собинка, Ундол. В июне советом была создана Красная Гвардия, в это же время Орехово-Зуево официально был признан городом и присоединился к Московской Губернии (до этого относился к Владимирской). Осенью политическая обстановка обострилась, что тормозило промышленное производство. В сентябре фабрикант С.А. Смирнов закрыл свою фабрику в Ликино и сбежал. Фабрика перешла под прямое управление Совета местных рабочих, которые устроили демонстрацию и митинг. Считается, что Ликинская фабрика была первым в России национализированным предприятием. Однако, официально этот факт был признан Совнаркомом только 30 ноября. Узнав о событиях в Петрограде, вечером 7 ноября Орехово-Зуевский Совет немедленно объявил себя властью. 30 ноября местный отряд красногвардейцев был направлен в Москву на помощь товарищам по партии.

Орехово-Зуево в 1920-х. Открытие памятника Барышникову около Зимнего театра. 1923 г. Фото из открытых источников.
Орехово-Зуево в 1920-х. Открытие памятника Барышникову около Зимнего театра. 1923 г. Фото из открытых источников.

Все же, в отличие от Орехова-Зуева, на большинстве гуслицких фабрик рабочие были довольно пассивны и не проявляли такой революционной сознательности, как их соседи в Патриаршине. Это было связано с тем, что на многочисленных мелких фабриках, раскиданных по гуслицким селам, не было такой разительной классовой разницы между хозяевами и работниками предприятий. Часто это было семейное дело, работники были связаны не только одной сельской общиной, но и кровным родством. К тому же у сельских фабричных рабочих всегда была альтернатива ввиде сельского хозяйства, отходничества или иного промысла. Часто в периоды кризисов, рабочие кардинально меняли свою деятельность, что было гораздо проще, чем безнадежно бастовать неопределённое время. Близость земли и общины сдерживала революционные порывы, присущие скорее безземельным городским рабочим, альтернативы у которых как раз не было. В этом и состоял парадокс революции – которая делалась небольшой группой политиков с помощью незначительной части активных пролетариев и солдат (так называемым авангардом). Огромное большинство крестьянского населения России в этих событиях не участвовало и столкнулось с новой действительностью значительно позже, уже по факту.

Первый удар был нанесен по местным купцам и фабрикантам, которые либо сразу куда-то сбежали, либо при активном сопротивлении были арестованы и увезены в неизвестном направлении. Вот как была установлена советская власть в крупном, и потому важном, селе Хотеичи. Несколько солдат с понятыми явились в дом к старосте. Далее цитирую воспоминания жителей: «Троих солдат убили, а четвёртый скрылся через реку. Народ взбаламутила жена старосты Староверова. Говорят, солдаты с понятыми зашли к ней, а зачем - никто не знает. Она отворила окно, когда мимо её дома шел крестный ход, и крикнула: «Православные, меня грабят!» Народ кинулся её защищать. Потом собрали сходку, богачи кричали: «Пусть революцию делают в городах, а в село не пустим! Мы поедем в Егорьевск и привезём пушки». На самом деле местные купцы собрали свои вещи и выехали из села, т.к. понимали, что скоро нагрянет карательный отряд.

Ночью, действительно подтянулись красноармейцы. Первым делом комиссар тайно проник к местному леснику, который придерживался революционных взглядов. Лесник объяснил, что никакой засады в селе нет, а все местные богачи, обещавшие поднять восстание, сбежали. «57 повозок с пулемётами без единого выстрела окружили село. Надо было разобраться, за что убиты три красноармейца. Пробыли три дня, кое-кого арестовали при проверке документов».

Все фабрики массово национализировали. Снова обратимся к воспоминаниям Ивана Шилова: «7 и 8 ноября работали, как и всегда. Возили тюки с товаром на станцию. Там в вагоны грузились казаки: уезжают. Мы повеселели. Прошло еще три дня. Пошли разговоры: в Хорлове конфисковали фабрику Демина. Хозяин бежал. Пришли и к нам на фабрику, все описали. Но денег не нашли: на фабрике уже ни хозяев, ни прислуги, ни добра ихнего не было. На станции создали ревком, и на фабрике были члены ревкома. Управляющий продолжал руководить фабрикой под их контролем. Все сырье доработали, отправили государству. Потом фабрика встала: наступила разруха. Мои деньги в банке пропали, рухнули мечты о новом доме. Выбрали у нас комитет бедноты. Комбед закрыл и опечатал фабрику. Ее охраняли три милиционера. Они поселились здесь со своими семьями». Фабрика не работала еще долго. Более того, ее имущество стали разбирать. Продолжим цитировать: «Фабрика в Лопатине продолжала стоять. Котел разобрали и увезли в Хорлово, чтобы пустить там фабрику. Везли котел на больших санях, зимой, всем народом - хорловскими, шильковскими. У каждого была веревка с лямкой на плече, тянули под «Дубинушку». Везли нашей улицей. На перекрестке собрались лопатинцы с кольями, с дубинками. Стали кричать: «Не дадим наш котел! Он наш! Пускайте нашу фабрику!» Все остановились. Стало тихо. Заголосили наши вдовы - как по покойнику. Выехали вперед два всадника, сняли шапки с голов, один стал говорить: «Сначала пустим фабрику в Хорлове, потом - вашу. В Хорлово и Егорьевск возьмем работать вдов и солдаток ваших». Организовали митинг, после чего наши расступились и котел повезли. Нашу фабрику пустили в середине двадцатых годов». В общем лопатинцам пришлось ждать довольно долго – лет 7-8.

Голод в Гражданскую войну. Фото из открытых источников.
Голод в Гражданскую войну. Фото из открытых источников.

История типичная как для Гуслиц, так и для всей России – в годы военного коммунизма промышленность рухнула, наступила общая сумятица, война против всех, голод и разруха. Гражданская война продолжала высасывать из деревни людей и ресурсы. Вспыхнула эпидемия тифа и оспы, от которой пострадали и местные жители. Все это вызывало справедливое недовольство новой властью, которой, однако, гусляки сопротивлялись пассивно. Время активных выступлений прошло – надо было заботиться о пропитании своих больших семей, не до бунтов и митингов. «Начали ходить какие-то (в темном) старушки, крестились: «Молитесь, скоро свету конец! Антихрист даже появился, имя ему - Ленин… Кайтесь и молитесь, сказано в Библии, из пятнадцати спичек складывается имя «Ленин». Гиена огненная прилетит, всех нечестивцев опалит…». С голодухи-то и так невесело, а тут разговоры эти: жутко делалось. Женщины зажигали все лампады у икон, ставили детей на колени и молились Богу до полуночи». Но одними молитвами делу не поможешь, торговля встала, ярмарки пустовали, все купцы разбежались, своего огорода на бедных болотных и лесных почвах было недостаточно и пришлось гуслякам добывать себе хлеб самостоятельно. Люди стали ездить за хлебом «в степь» - в Пензенскую и Рязанскую губернии, на Поволжье и другие хлебородные регионы страны, благо железная дорога была под боком. Многие переезжали в такие места на постоянное жительство, часть из них вернулась после окончания гражданской войны, а часть навсегда покинула родные места. «Всем сёлам было трудно, многие жили бедно, многие умирали, а те, что состоятельней - уезжали в места, где был хлеб. Просто запирали свои дома и уезжали, кто мог. Уезжая, наказывали родным и близким смотреть за домом, но не пройдёт и недели - как и оставшиеся жители уезжают куда-нибудь». В 20 веке это была первая крупная миграция в Гуслицах.

Мешочники. Фото из открытых источников.
Мешочники. Фото из открытых источников.

Снова обратимся к воспоминаниям гусляков, теперь уже из села Хотеичи: «Хлеб за деньги не продавали, был обмен на мануфактуру. Мануфактуры в сёлах было много. Кто-то сам ткал ситец, сарпинку, тик. (…) Пришёл товарный, остановился, что-то грузили на него. И сколько было людей на станции, все уехали на этом поезде. Ехали до тех пор, пока поезд не остановился, и все, словно по команде, слезли и пошли по деревням. Это было в Пензенской области. Марфа со своими товарками наменяли хлеба. Привезли муки и пшена. Рассказывала, как их довезли до станции ночью, свалили мешки. Возница уехал, а они таскали мешки до платформы на спинах, помогая друг другу. Рассказывала, как сельчане их хорошо принимали, рады были привезённой мануфактуре. «Вот ведь у нас много хлеба, а везти далеко боязно, а как вы доедете?» - спрашивали в сёлах. «Мешочники» рассказывали, как они грузят на платформы товарных поездов мешки и везут. Сельчане ужасались. Не могли тогда послать телеграмму, дескать, встречайте с грузом, поезд такой-то. Но люди, ехавшие в товарных поездах, проезжали станцию, видели стоящих с мешками сельчан и передавали с ними: соболевские, хотеические, анциферовские, алексеевские. Все словно сроднились, узнавали друг друга. Если останавливался товарный поезд, на котором ехали «мешочники», то люди на перроне помогали грузить, чтоб уехать вместе».

Агитационный плакат времен Гражданской войны.
Агитационный плакат времен Гражданской войны.

Воспоминания жителя деревни Старово: «Люди кинулись в степные районы за хлебом, откуда его со дня образования базаров в селе Ильинский погост священнослужителями, и где он был главным товаром, привозили тульские и рязанские хлеборобы. И сколько местных жителей не вернулось на родину из этих поездок!»

Процитируем и Ивана Шилова из деревни Лопатино: «У кого не было лошадей, потянулись на жительство в степь всей семьей. Уехали соседи наши - Тарелкины, нанялись там в пастухи. За хлебом уехало в степь много подростков, часть их не вернулась. Стали наезжать «мешочники» с зерном и хлебом. Прибегали со станции, просили подвезти их до какой-нибудь деревни. Я возил за плату - хлебом или зерном. Зимой 1919 года вновь возил «мешочников». На станции поставили заградотряд: отбирали у них хлеб. Тогда мы, семь мужиков, поехали за хлебом в степь поездом - в Рузаевку, в Сызрань. Ездили на буферах, крышах вагонов. Привез я три пуда зерна. Мололи на самодельных ручных мельницах».

Гуслицкая второклассная монастырская школа. Нач. 20 века. Фото из открытых источников.
Гуслицкая второклассная монастырская школа. Нач. 20 века. Фото из открытых источников.

Гусляки, как и другие жители бывшей империи испытали на себе все прелести правления новой власти. В 1918 году были упразднены почти все старообрядческие монастыри и домовые старообрядческие храмы. В 1922 году был закрыт и Гуслицкий монастырь под Куровским, вся библиотека и иконы были вывезены в архивы, в кельях разместилась колония для малолетних преступников, а в главном храме склад и столовая. Очевидно, что революционные репрессии и кровопролитная гражданская война негативно сказались на экономическом и культурном состоянии Гуслиц, однако до наступления коллективизации в крае еще сохранялось многое от дореволюционной жизни. С разрешения властей достраивались и действовали большинство старообрядческих и православных храмов. Поначалу большевики поддерживали любые религиозные течения, противящиеся РПЦ, в т.ч. и староверов, находя в них помощников в борьбе с главным идеологическим врагом и конкурентом новой власти. Поэтому Белокринницкому согласию, с разрешения властей, удалось провести несколько соборов с 1925 по 1927 гг., возобновить издания и просветительскую деятельность.

Старообрядческий собор 1927 г. Фото из открытых источников.
Старообрядческий собор 1927 г. Фото из открытых источников.

Продолжение следует.

С первой частью статьи можно ознакомиться здесь.

Со второй частью статьи можно ознакомиться здесь.

С третьей частью статьи можно ознакомиться здесь.

С четвертой частью статьи можно ознакомиться здесь.

С пятой частью статьи можно ознакомиться здесь.

С шестой частью статьи можно ознакомиться здесь.

С седьмой частью статьи можно ознакомиться здесь.

С восьмой частью статьи можно ознакомиться здесь.

С девятой частью статьи можно ознакомиться здесь.

С десятой частью статьи можно ознакомиться здесь.

С одиннадцатой частью статьи можно ознакомиться здесь.

С двенадцатой частью статьи можно ознакомиться здесь.

С тринадцатой частью статьи можно ознакомиться здесь.

Все части смотрите в подборке.