Найти тему
Внутри России

Гуслицы – заповедный край подмосковных староверов. Часть 13. Предреволюционные годы.

Картина А. Шапошникова и А. Курова «Морозовская стачка 1885 года».
Картина А. Шапошникова и А. Курова «Морозовская стачка 1885 года».

Революционное движение в Гуслицах началось еще во время экономического кризиса середины 1880-х годов, когда в стране происходил резкий спад промышленного производства и рост инфляции. Начало борьбы рабочих за свои права было положено в Патриаршине на знаменитых Морозовских ткацких фабриках, крупнейших не только в центральном промышленном районе, но и во всей империи. Крупнейшая стачка рабочих произошла на Никольской мануфактуре с 7 по 17 января 1885 года. Из 11 тысяч рабочих бастовало около 8 тысяч. Для их подавления сюда были направлены 3 батальона солдат и 6 сотен казаков, руководил которыми владимирский губернатор.

После ряда столкновений, было арестовано свыше 600 рабочих, под суд попали 33 рабочих, а еще 800 были высланы на родину под надзор полиции в досудебном порядке. Организаторы стачки ткач М.А. Моисеенко и В.С. Волков были сосланы на север на несколько лет. Остальные арестанты, просидевшие в тюрьме больше года, на суде были оправданы присяжными, ввиду тяжёлого положения рабочих и нарушений со стороны администрации мануфактуры. Вскрытие неприглядного положения фабричного люда произошло во многом благодаря отличной защите, которую осуществлял знаменитый адвокат Ф.Н. Плевако.

Адвокат Ф.Н. Плевако. Фото из открытых источников.
Адвокат Ф.Н. Плевако. Фото из открытых источников.

Причинами стачки было невыносимое положение рабочих, несправедливая система штрафов и снижение заработанной платы. С 1882 по 1884 годы заработная плата из-за кризиса снижалась 5 раз, заработок уменьшился на 25%, при этом средний рабочий день длился около 12 часов. Хроническое утомление работников мануфактуры вело к увеличению брака, порче продукции, что, в свою очередь, приводило к штрафованию рабочих за порчу имущества. Как показывает статистика на 1913 год большинство штрафов было связано не с плохим поведением рабочих, а с их усталостью: 81,6% штрафов взималось за неисправную работу, всего 11% - за прогул и 7,4% - за нарушение порядка. Штрафование не могло повысить качество производства, но вызывало справедливый гнев у рабочих. При этом какого-то строго законодательства в этой области еще не было. Штрафы могли взиматься по любому поводу, что влекло к злоупотреблениям низшей администрации. Так, на Морозовских предприятиях «табель изысканий с рабочих за неисправную работу и нарушение порядков» включал 735 пунктов. Штрафы и вычеты достигали 30-40% от суммы заработка. Разоряли рабочих и харчевые лавки, в которых продукты продавались по завышенным ценам под будущие заработки.

Село Никольское до революции. Фото из открытых источников.
Село Никольское до революции. Фото из открытых источников.

Строптивых работников увольняли и нанимали новых (а наем в России тех лет происходил 2 раза в год, то есть довольно часто, договор с рабочим длился от Пасхи до Покрова, а затем составлялся новый договор на новых условиях от Покрова до Пасхи) – таким образом на фабриках все время происходила огромная ротация кадров, что вело к снижению уровня квалификации работников мануфактуры, что опять же приводило к бракам и низкому качеству продукции. Вот такой заколдованный круг!

Герои Морозовской стачки. В центре П.А. Моисеенко. Фома Никитович Степанов — в верхнем ряду, крайний слева. Фото 1923 г. Из открытых источников.
Герои Морозовской стачки. В центре П.А. Моисеенко. Фома Никитович Степанов — в верхнем ряду, крайний слева. Фото 1923 г. Из открытых источников.

Увеличение штрафов наблюдалось в периоды промышленных спадов, когда спрос на продукцию падал и требования к ее качеству возрастали. Морозов в эти годы пытался подавить конкурентов путем удешевления своей продукции и повышения качества. При этом разорялись в основном мелкие кустари и небольшие фабрики, а все производство захватывалось крупными промышленниками-монополистами. Успех предприятия Тимофея Саввича Морозова обеспечивался целой армией неквалифицированной рабочей силы, которая работала на износ. Не только зуевские, но и вообще все подмосковные предприятия отставали от передовых стран на несколько десятилетий. Именно здесь, в отличие не только от других стран, но и от других регионов России, были самые худшие условия труда и самый низкий уровень механизации.

Экономический кризис привел к тому, что многие фабричные рабочие вынуждены были вернуться домой в деревню и заняться сельским хозяйством или иным промыслом.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Морозовская стачка, однако, имела свои положительные последствия. Правительство наконец озаботилось рабочим вопросом. Уже 1886 году появилось первое фабричное законодательство, которое в том числе ввело закон о штрафах, регулирующих их число и виды. Позже уже при последнем императоре забота о рабочих стала быстро наверстывать упущенное. Отставание с передовыми странами не только быстро сокращалось, но в чем-то и превосходило их (например, в обязательном медицинском обслуживании).

К 100-летию Морозовской стачки на Октябрьской площади был установлен памятник. Создан авторским коллективом в составе скульптора — заслуженного художника РСФСР О. С. Кирюхина, архитекторов — заслуженного архитектора СССР В. А. Нестерова, И. Б. Кузнецова, Ю. С. Шарова. Многофигурную композицию из бронзы исполнили на Мытищинском заводе художественного литья. Фото из открытых источников.
К 100-летию Морозовской стачки на Октябрьской площади был установлен памятник. Создан авторским коллективом в составе скульптора — заслуженного художника РСФСР О. С. Кирюхина, архитекторов — заслуженного архитектора СССР В. А. Нестерова, И. Б. Кузнецова, Ю. С. Шарова. Многофигурную композицию из бронзы исполнили на Мытищинском заводе художественного литья. Фото из открытых источников.

В конце 1880-х сын умершего Тимофея Морозова – Савва, провел большую техническую модернизацию своих фабрик. Эффективность производства заметно возросла. Если в 1880-83 гг. норма выработки одного рабочего-прядильщика за 12-часовой рабочий день составляла 119,5 пуда пряжи, или 9,9 пуда в 1 час работы, то теперь, при использовании нового машинного оборудования прядильщик за 9-часовой рабочий день вырабатывал 195 пудов пряжи, или 21,66 пуда в 1 час. Норма выработки возросла на 65-70%, но на зарплату рабочих это никак не повлияло, наоборот, она была снижена в связи с сокращением рабочего дня. В той или иной степени, такая ситуация была на всех крупных фабриках в Гуслицах. Это давало фабриканту огромную прибыль, но стимулировало развитие революционных настроений в среде рабочих. Так что, Морозовская стачка всколыхнула не только правительство, но и рабочий класс. Например, текстильщики из Куровской, имевшие тесную связь с Морозовскими фабриками, также стали бороться за свои права. Накануне революции 1905 года здесь были организованы социал-демократические кружки. Наиболее известным гусляком-революционером, был Галкин Владимир Афанасьевич, который одновременно являлся и страстным краеведом (кстати, такое сочетание не было редкостью в революционной среде, т.к. народничество хорошо сочеталось с этнографией). После революции он стал первым комиссаром по отделу начальных народных школ.

Рабочие на фабрике. Фото из открытых источников.
Рабочие на фабрике. Фото из открытых источников.

Морозовские фабрики, как крупнейший промышленный центр России, привлекал самых известных революционеров того времени. Известно, что в 1895 году Зуево тайно посетил и В.И. Ленин, который оставил короткое сообщение о той поездке: «...Был в Орехово-Зуеве. Чрезвычайно оригинальны эти места, часто встречаемые в центральном промышленном районе: чисто фабричный городок, с десятками тысяч жителей, только и живущих фабрикой. Фабричная администрация - единственное начальство. «Управляет» городом фабричная контора. Раскол народа на рабочих и буржуа - самый резкий...». Естественно, что и здесь образовывались свои революционные ячейки и кружки. Первые социал-демократические кружки здесь действовали под руководством М.И. Рудакова, которого полиция выслала в 1901 году. Затем, по заданию Ленина, здесь работал Иван Бабушкин. В это время в этих кружках уже насчитывалось около сотни активистов. В революцию 1905 года Морозовские рабочие также активно бастовали, их уже было около 20 тысяч, поэтому местная полиция не решалась подавлять восстание. Силами революционеров здесь были организованы боевые дружины по борьбе с самодержавием, часть которых сражалась в декабрьском вооруженном восстании в Москве на Красной Пресне. Даже после окончания первой революции здесь постоянно действовали тайные революционные ячейки, которые активизировались уже накануне Февральской революции 1917 года.

-8

С началом Первой мировой войны, положение рабочих снова ухудшилось, зато фабриканты стали зарабатывать больше, выполняя государственные заказы по поставке своей продукции в армию. Вот как об этом вспоминает Иван Шилов, житель села Лопатино: «В 14-м все пошло кувырком. Жизнь еще тяжелее стала. Молодых забрали на фронт. На фабрику пришли солдатки, мальчишки и девчонки, чей труд ценился дешевле. У Кацепова (местный фабрикант) дела пошли еще лучше. На казну поставлял суровье для солдатского белья. Был Кацепов в округе царь и бог. Чуть что - бух ему в ноги, иначе пропал (…) Наступил год 1917-й. В феврале свергли царя. Собрались на станции, на митинг. Я увидел на трибуне своего соседа по железнодорожной казарме. Трибуна – две перевернутые большие бочки. Говорили о свободе, о заре новой жизни. Но на фабрике ничего не изменилось, даже хуже стало: хозяин обозлел. В апреле прибыли казаки, стали на постой у трактирщика и на станции - 30 человек с урядником. На фабрике не разрешали собираться группами. По территории ходили два казака с нагайками, стегая ими по голенищам своих сапог».

Молебен о даровании победы у часовни Никитского родника. 3 мая 1915 г. Фото Никифора Зенина.
Молебен о даровании победы у часовни Никитского родника. 3 мая 1915 г. Фото Никифора Зенина.

Продолжение следует.

С первой частью статьи можно ознакомиться здесь.

Со второй частью статьи можно ознакомиться здесь.

С третьей частью статьи можно ознакомиться здесь.

С четвертой частью статьи можно ознакомиться здесь.

С пятой частью статьи можно ознакомиться здесь.

С шестой частью статьи можно ознакомиться здесь.

С седьмой частью статьи можно ознакомиться здесь.

С восьмой частью статьи можно ознакомиться здесь.

С девятой частью статьи можно ознакомиться здесь.

С десятой частью статьи можно ознакомиться здесь.

С одиннадцатой частью статьи можно ознакомиться здесь.

С двенадцатой частью статьи можно ознакомиться здесь.

Все части смотрите в подборке.