Найти в Дзене
Внутри России

Гуслицы – заповедный край подмосковных староверов. Часть 1. Границы края.

Оглавление

Уважаемые подписчики и гости канала, сегодня начинаю публиковать статью о Подмосковных Гуслицах. Статья большая, поэтому разобью ее на несколько частей. Создал для удобства новую подборку. А теперь начнем.

В Московской области имеется много интересных этнокультурных регионов, которые обогатили нашу землю своими особыми традициями и уникальным народным искусством. И сегодня хочется вспомнить о таком малоизвестном регионе как Гуслицы. В своей первой статье на Дзене я уже упоминал эту местность.

Административная карта Гуслиц, разработано автором.
Административная карта Гуслиц, разработано автором.

Проблема определения границ

Прежде чем начать повествование, хотел сразу объяснить, что нужно подразумевать под Гуслицами. Это в прошлом глухая лесная и болотистая местность к востоку от Москвы, где сформировался важный центр русского старообрядчества. Сейчас к Гуслицам относят около 60 населенных пунктов в южной части Орехово-Зуевского района, часть из них расположены в Шатурском, Егорьевском и Раменском районах Московской области. О границах края до сих пор спорят ученые и исследователи. Одни утверждают, что Гуслицами можно называть только территории одноименной волости, границы которой хорошо известны с конца XVI века. Другие – что культурное влияние местного населения далеко выходило за пределы волости. Но большинство исследователей все-таки склоняются к тому, что Гуслицы, как единый культурно-исторический край, имеющий свои характерные особенности, был гораздо шире волостных границ, которые, кстати тоже периодически менялись. Собственно, и сами жители сопредельных с волостью территорий относили себя к гуслякам, т.к. ничем не отличались от своих соседей. Но есть соблазн слишком расширить границы Гуслиц, т.к. расселение старообрядцев охватывало не только гуслицкую волость, но и многие соседние волости и уезды, доходя на восток до Владимирской губернии, а на юг до самой Рязани. Этим также грешили некоторые исследователи, сильно преувеличивая масштабы Гуслиц. Все-таки на соседних территориях староверы не имели преобладающей численности и, что еще более важно, места их проживания не являлись центрами особой старообрядческой гуслицкой культуры с характерными для нее видами народного художественного искусства. Ориентируясь по таким центрам я и нанес условные границы Гуслиц. Помимо самой волости я включил сюда:

- Патриаршину. Исторически и культурно сходную местность к северу от Гуслиц, которая имела с ней очень тесные связи. Сюда входили село Зуево (ныне город районного значения Орехово-Зуево), Дулёво (ныне город Ликино-Дулёво), деревни Будьково, Ионово, Кудыкино, Кабаново и некоторые другие селения. Часто ошибочно, эти земли относят к северной окраине Гуслиц, но исторически это не так. Известно, что еще с XIV века данная местность принадлежала московским митрополитам, а затем патриархам Всея Руси, откуда и пошло название края. Входила она в состав Сенежской волости, которая располагалась на торговом речном пути – суда шли вниз по реке Москве до устья Нерской, по Нерской поднимались до её верховьев и через волок попадали в реку Ушму, а из нее — в Клязьму во Владимир и далее. Здесь также, как и в Гуслицах было много лесов, болот и рек, что препятствовало ведению сельского хозяйства. Эти малолюдные земли использовались митрополичьим двором в основном для ловли рыбы, сбора ягод и грибов. Со временем Сенежская волость была поделена на несколько других волостей. Название Патриашина сохранилось только в той части, которая отошла Кудыкинской волости Владимирской губернии. С упразднением патриаршества земля стала собственностью Синода и стала называться «синодальной». Частично она отошла и помещикам. Но местные крестьяне, вплоть до середины 20 века продолжали называть себя по-старому: «мы крестьяне бывших благочестивых патриархов — «патриаршины» мы». Значимость этого малоизученного особого историко-культурного региона для старообрядцев не исчезла и сейчас. Достаточно вспомнить, что уроженцем Орехова-Зуева является ныне действующий старообрядческий митрополит Корнилий (Титов) (РПСЦ). Несмотря на исторические и административные различия, Патриаршину можно условно включить в орбиту влияния Гуслиц. Все-таки сходств у этих регионов гораздо больше, чем различий.

- Запонорье (другие названия «Заход» или «Заохот»). Местность к западу от Гуслиц, в которой также жили гусляки. Местные жители так себя и называли, приговаривая: «мы – «Заход», без «Захода» нет Гуслиц». Сюда входили Анциферово, Соболево, Яковлевское, Елизарово, Костино, Давыдово, Ляхово, Гора и другие населенные пункты.

- Загарье. Также лежит к западу, примыкая к Запонорью. Сюда входят села бывшей Новинской волости: д. Ново-Загарье, д. Аверкиево, д. Алферово, д. Данилово, д. Дергаево, д. Крупино, д. Новая, д. Перхурово, д. Пестово, д. Шибаново и другие.

- Шатур (древняя волость Сенег). Западная часть бывшей Шатурской волости с центром в селе Шатур, которое впервые упоминается в 1406 году в духовной грамоте великого князя Василия Дмитриевича. Эта часть также испытывала большое влияние Гуслиц. В XX веке при возникновении Шатурского района и города Шатуры установилась еще более тесная экономическая и хозяйственная связь. По тем же причинам я включил сюда и восточную часть Раменского района до города Гжель и часть Егорьевского района до города Егорьевск.

Многие ученые, наверное, не согласятся с таким районированием, но я здесь не претендую на объективность, это лишь очередная попытка определить границы описываемого края.

История Гуслиц до раскола XVII века.

Местность эта с древних времен была глухой и малонаселенной, обширные болота чередовались с непроходимыми лесами, которые покрывали Мещёру и простирались чуть ли не до самой реки Оки, что отстоит на юго-восток на 150 км. Проживали здесь сначала преимущественно финно-угорские племена (мещеры, меря, мурома), которые в то время были язычниками. Около IX века здесь стали появляться славянские поселения вятичей, кривичей и северян. В XI веке вся рассматриваемая территория вошла в состав древнерусского государства.

Яндекс-панорама в районе озера Нерское, виден мост через реку Нерская на Казанской МЖД, вдалеке слева - Гуслицкий монастырь. И в наше время Гуслицы остаются весьма залесенной территорией.
Яндекс-панорама в районе озера Нерское, виден мост через реку Нерская на Казанской МЖД, вдалеке слева - Гуслицкий монастырь. И в наше время Гуслицы остаются весьма залесенной территорией.

В XII-XIII веках данные земли входили в состав Владимиро-Суздальского княжества и только в начале XIV века попали под влияние набирающей силу Москвы. Но влияние центральной власти сюда почти не доходило. Немногочисленное население занималось в основном охотой, собирательством и рыбной ловлей, часто перемещалось меняя свои селища. Сообщение шло по небольшим местным рекам Гуслица, Мерской (ныне Нерская), Волна (Вольная), впадающим в более крупные реки на юге в Москву, на севере в Клязьму. Собирать дань здесь было сложно и неэффективно. Возможно, по этой же причине христианское просвещение пришло сюда с большим опозданием, только в XV веке, стараниями митрополитов Киприана и Фотия. Киприан основал в конце XIV или начале XV века в митрополичьей волости Сенег храм Преображения Господня и монастырь при нем на Святом озере (около г. Шатура). А митрополит Фотий основал в Сенеге и Гуслице несколько храмов и монастырей.

Волость Гуслица впервые упоминается в 1339 году в духовной грамоте Ивана Калиты: «А се даю княгине с меньшими детьми: Сурожик, Мушкову Гору, Радонежское, Бели, Воря, Черноголовль, на Вори слободка Сафроновская, Вохна, Дейково Раменье, Данилищова свободка, Машев, Селна, Гуслица, Раменье, что было за княгинею». Название она получила по главному тогда центру волости – селу Гуслицы (ныне Ильинский Погост), которое называлось так по протекающей рядом реке. Благодаря разъезжей грамоте конца XV века известны точные границы волости того времени. «А волости Гуслице рубеж с Володимирскими волостями с Сеньгом же да с Шатуром, да с Коломенскими волостями с Высоким да с Холмом да с Устьмерскою». Далее следует скрупулёзное перечисление речек и болот, по которым проходила граница.

Карта Гуслиц в музее села Ильинский Погост. Фото из интернета.
Карта Гуслиц в музее села Ильинский Погост. Фото из интернета.

Долгое время волость принадлежала московским великим князьям и их потомкам. Так, село Богородское, ставшее ненадолго центром волости, было основано в XVI веке князем Андреем Старицким, сыном Ивана III. Затем оно принадлежало сыну князю Владимиру Старицкому. А одно из сел было названо в честь второй жены Ивана Калиты – Ульяны (Ульянино, ныне Степановка). Часть земель принадлежала и приближенным князей, например, Захарьинское принадлежало окольничему Ивану Васильевичу Ощере, а по его смерти, по духовному завещанию отошло московскому Богоявленскому монастырю, при этом село до сих пор именуется Ащерино.

По-видимому, как раз в XVI веке территория Гуслицкой волости расширилась за счет распавшейся Брашевской волости. Были присоединены селения Мосягино, Челохово, Понкратовской, Горшковой. Для этого снова потребовалось описать точные границы волости, что сделал княжеский разъездчик Андрей Филиппович Наумов в начале XVI века. Это происходило в то время, когда волостью владел Андрей Старицкий – младший сын Ивана III и дядя Ивана Грозного, которого в 1537 году фактически убила Елена Глинская, как претендента на престол.

По протяженности территория волости тогда не превышала 12-16 верст. Но в конце того же века село Ащерино выпало, для чего землю пришлось снова размежевать. «Выпись о меже между землей села Ощерина и землей царевых деревень Гуслицкой волости» 1584 года также сохранилась в архивах. По ней можно узнать каким образом происходило межевание в Средневековой Руси. Приведу только краткий отрывок для общего понимания: «Лета 7093 года межа ощеринская с царевой и великого князя землею деревень Гуслицкой волости из реки Гуслицы по конец омута Кривого против деревни Семеновской и с реки на берег к березе а на березе две проросли от березы через болото к ольхе на олхе насечена гусина плоть до просека к игнатовскому. Направо земля села Ощерина а налеве дворцовая деревни Игнатовой. Посторонь осина на ней насечено в корню горбата. На всход от осины остяком к воротам и к дороге что ездят из Ощерина в Игнатово на востоке дуб на дубу натесь стара да к березе а береза наклонена на сход а на ней проросль».

Выпись о меже между землей села Ощерина и землей царевых деревень Гуслицкой волости 1584 года.
Выпись о меже между землей села Ощерина и землей царевых деревень Гуслицкой волости 1584 года.

Сложно было, наверное, ориентироваться нашим предкам в этих дубах и березах. Никаких заборов тогда не ставили, границы чаще всего оговаривались словесно («куда топор, куда соха, куда коса ходила») или обозначались зарубками на деревьях, ямами, крупными валунами и камнями. Знаки эти были недолговечны и часто приходили в негодность. Поэтому такие весьма условные границы часто приходилось размежёвывать заново, особенно при смене владельца. Это было целым делом, занимавшим не один день. Приезжали служилые люди из Москвы, приглашались местные крестьяне-старожилы, которые помнили старые межевые знаки, приглашались и «послухи» - свидетели из соседних и окрестных селений. Такая несовершенная система часто приводила к земельным спорам между соседями, однако любой конфликт в конце концов завершался взаимным согласием.

Продолжение следует.

Все части смотрите в подборке.