Найти тему
Внутри России

Гуслицы – заповедный край подмосковных староверов. Часть 7. Роговый промысел.

Карта народных промыслов Гуслиц. Разработано автором.
Карта народных промыслов Гуслиц. Разработано автором.

Народные промыслы Гуслиц

Роговые пуговицы и гребни.

Еще одним характерным для Гуслиц промыслом являлось изготовление пуговиц и гребней из рогов и копыт животных (его называли роговым или костяным промыслом), при чем центры его изготовления находились в основном в южной части края, около Егорьевска. По статистическим данным в середине 19 века в Ильинской волости этим промыслом занимались 474 местных и 1428 отхожих крестьянина. «348 местных и 43 отхожих – гребенщики, 1 местный - рога правящий, 125 местных и 115 отхожих - занимаются изготовление роговых пуговиц, 1270 отхожих - занимаются перезубкой». Пуговичные заведения находились в деревнях Хотеичи, Вантино, Максимовская, Панкратовская, Челохово, Круглово, Чичово, Пищево, Старая, Луневая (здесь был экономический центр пуговичного промысла), всего 23 заведения. Примечательно, что пуговичный промысел в крупном селе Хотеичи был скорее побочным, в первую очередь здесь занимались изготовлением роговых гребней, причем поголовно. Это село было единственным в Гуслицах, где изготовлялась такая продукция, но славилась она на всю страну, много заказчиков было в Москве и на Кавказе. Интересно и то, что Хотеичи соседствовали с другим крупным гребешковым промыслом – Егорьевском, однако здесь гребешки, также славившиеся по всей России, выделывали из дерева. Естественно предположить, что эти промыслы были тесно взаимосвязаны.

Роговые пуговицы. Фото из открытых источников
Роговые пуговицы. Фото из открытых источников

Процесс изготовления изделий из рогов и копыт, как и ткачество, был очень трудоемким, но занимались им преимущественно мужчины. Сначала рога и копыта разрезали на части и вываривали в специальных котлах по 12 часов и более, потом срезали верхний размягченный слой, снова вываривали и затем формировали специальные плоские плашки. В остывшем состоянии из них под винтовым прессом выдавливали пуговицы по заранее приготовленным пресс-формам. Сначала такие прессы появились в Хотеичах, в других селах еще долго все делали вручную. Даже с прессами производительность труда была низкой. Ко всему прочему, они были дорогими. Использовали как правило лошадиные и коровьи копыта и бараньи рога, которые крупные производители покупали в развес у третьих лиц. А мелкие кустари добывали нужный материал сами для чего уезжали иногда в другие губернии, а после революции в основном в Москву. Один из мастеров села Хотеичи вспоминал: «За рогами ездили на мясокомбинаты, в основном, в Москву. До станции Анциферово — пешком, а там садились на поезд. Купим рога и рады, да старались, чтобы были получше».

Промысел этот стал угасать задолго до революции и убили его не большевики, а городская мода. К концу 19 века большинство пуговичных заведений разорилось, а многие кустари остались должны скупщикам. Процитируем Статистический ежегодник от 1890 года: «Даже пуговицы для мужских костюмов не требуются уже более в таком большом количестве; пальмовыя пуговицы высших сортов почти не находят себе сбыта, в виду того, что в моду пошло однобортное пальто с закрытыми простыми (не роговыми) пуговицами». К началу 20 века фабричное производство медных пуговиц окончательно вытеснило роговый промысел. Такие производства стали появляться и в Гуслицах. Они существовали еще и после революции, когда заведения были отобраны у местных фабрикантов и объединены в НЭПовские артели (например, в Челохово действовала артель «Пуговичник»). К началу коллективизации пуговичный промысел исчез совсем.

Роговый промысел. Фото из открытых источников
Роговый промысел. Фото из открытых источников
Станок по производству гребней. Фото с сайта Ильинского музея http://ilschool-guslicy.ru.
Станок по производству гребней. Фото с сайта Ильинского музея http://ilschool-guslicy.ru.
Колода для правки гребней. Фото с сайта Ильинского музея http://ilschool-guslicy.ru.
Колода для правки гребней. Фото с сайта Ильинского музея http://ilschool-guslicy.ru.

С роговыми гребнями в селе Хотеичи история была несколько иной. Изготовление их было схожим с пуговичным, то есть очень трудоемким, но мода на них (а значит и спрос) держалась очень долго даже после Великой Отечественной войны. Несмотря на то, что гребни выделывали только в одном гуслицком селе, их производительность и популярность была высокой, что объяснялось поголовной занятостью жителей села, которых к 1897 году насчитывалось 2494 человек. Сельским хозяйством, как и в других частях Гуслиц, здесь занимались во вторую очередь. В 19 веке этот промысел в Хотеичах переживал свой расцвет, везде на задворках были разбросаны мастерские и курильни для распаривания рогов и копыт. Из-за трудоемкости им также занимались исключительно мужчины, а также мальчики в качестве подмастерьев. Ручной труд в душных и темных помещениях мог длится по 14 и более часов, это касалось как наемных работников, так и обычных надомных, которые работали на себя. О Хотеичах в своей книге «Развитие капитализма в России» упоминал В.И. Ленин, приводя в пример кустарей как наиболее ярко выражающих капиталистическую форму производства, основой которого является ручной труд. В частности, он писал: «Положение надомников хуже, чем даже наемных рабочих на крупных заведениях. Нужда заставляет их непосильно эксплуатировать труд всей семьи и удлинять рабочий день, сажать за работу подростков. Зимой в Хотеичах работа начинается с часу ночи, и трудно сказать, наверное, когда она прекратится в избе «самостоятельного» кустаря, работающего на сделку» (Ленин В.И., Т. III, стр. 360). Тем не менее, занятие промыслом давало тогда хороший доход, взрослые получали в день 1 рубль или 1 рубль 20 копеек, а дети и подростки 50-60 копеек. К тому же труд был не совсем ручной, к концу 19 века здесь широко применяли станки. К 1890 году в селе было несколько крупных заведений: Василия Ивановича Аверьянова, где работали 11 человек, Акима Игнатовича Гордеева - 12 человек, Василия Антоновича Зухина — 19 человек, Герасима Семеновича Куркова — 12 человек, Подаруева Ивана Артамоновича - 12 чел., Федора Моисеева - 12 чел. и т.д.

Церковь Троицы Живоначальной в селе Хотеичи. Фото Евгений Шелковников. https://sobory.ru/photo/422120
Церковь Троицы Живоначальной в селе Хотеичи. Фото Евгений Шелковников. https://sobory.ru/photo/422120

После революции промысел не исчез, хотя частные заведения были разогнаны. На дому кустари продолжали спокойно заниматься своим привычным делом. После коллективизации прижали и надомников. Как известно, орудия производства не разрешалось иметь дома. Станки стали отнимать, хотя гусляки умудрялись их прятать в подпол или на навес. Как вспоминает один житель села «Два раза ко мне приходили с обыском, но бог миловал, так и занимался, пока были силы». Нескольких человек арестовали и присудили 1,5 года с конфискацией оборудования. Однако село еще славилось своим промыслом и гребни продолжали охотно покупать в Москве и на Кавказе.

Изделия хотеичских кустарей (гребни, заколка, карандашница). Фото с сайта Ильинского музея http://ilschool-guslicy.ru.
Изделия хотеичских кустарей (гребни, заколка, карандашница). Фото с сайта Ильинского музея http://ilschool-guslicy.ru.

После ВОВ гребешковым промыслом стали заниматься дети и женщины, т.к. мужчины погибли на войне. Возили гребни в Москву и сдавали оптом по 2-2,5 рубля за штуку. Реже продавали в розницу на рынке, но это было опасно, т.к. милиция активно боролась с кустарями, проводила обыски и отнимала товар. Там же, в Москве, на вырученные деньги сразу же покупали продукты и вещи. Таким образом, промысел этот даже в самые тяжелые годы не давал жителям Хотеичи умереть с голоду. Для понимания ситуации приведу красноречивые воспоминания одной из жительниц села, Буровой Валентины Семеновны: «Было мне 20 лет. Собралась я замуж. Время послевоенное, голодное, денег нет, а платье сшить свадебное хочется. Отец до войны делал гребешки. Рога дома остались у нас, и отдали мы их с матерью Зуйкову Л., чтобы тот нам сделал гребешки. И вот с готовой продукцией поехала я на машине в Москву. Перед д. Соболево останавливает машину милиционер и обыскивает нас. У меня гребешки, их отобрал, а на меня заявление в милицию. Я понимала - посадят, да тем более я была секретарем с/совета. До сих пор я вспоминаю со словами благодарности военкома, только вот фамилию-то я его не помню. Он сказал, что поможет, переговорит с начальником милиции, чтобы не дали делу хода. Так и получилось: вызвали меня только в район. Я объяснила, что хотела денег на платье заработать. Объявили выговор. Вот так я на всю жизнь запомнила эти гребешки. А сколько раз мне приходилось ездить в Москву за рогами, да на себе мешки таскать! Это молоденькой-то девчонке! Но зато благодаря этим гребешкам не пухли с голода, все что-то можно было купить из продуктов. Да и наряды покупала на эти деньги».

Валентина Семёновна Бурова с изделиями кустарного промысла села Хотеичи. Фото с сайта Ильинского музея http://ilschool-guslicy.ru. 2007 год. Альманах "Гуслицы", выпуск 5.
Валентина Семёновна Бурова с изделиями кустарного промысла села Хотеичи. Фото с сайта Ильинского музея http://ilschool-guslicy.ru. 2007 год. Альманах "Гуслицы", выпуск 5.

Несмотря на то, что промысел постепенно угасал, им в Хотеичах занимались до конца 20 века. Так, известно, что жители Ганькин и Пирогов изготавливали гребни до 1999 года.

Продолжение следует.

С первой частью статьи можно ознакомиться здесь.

Со второй частью статьи можно ознакомиться здесь.

С третьей частью статьи можно ознакомиться здесь.

С четвертой частью статьи можно ознакомиться здесь.

С пятой частью статьи можно ознакомиться здесь.

С шестой частью статьи можно ознакомиться здесь.

Все части смотрите в подборке.