Народные промыслы Гуслиц
Роговые пуговицы и гребни.
Еще одним характерным для Гуслиц промыслом являлось изготовление пуговиц и гребней из рогов и копыт животных (его называли роговым или костяным промыслом), при чем центры его изготовления находились в основном в южной части края, около Егорьевска. По статистическим данным в середине 19 века в Ильинской волости этим промыслом занимались 474 местных и 1428 отхожих крестьянина. «348 местных и 43 отхожих – гребенщики, 1 местный - рога правящий, 125 местных и 115 отхожих - занимаются изготовление роговых пуговиц, 1270 отхожих - занимаются перезубкой». Пуговичные заведения находились в деревнях Хотеичи, Вантино, Максимовская, Панкратовская, Челохово, Круглово, Чичово, Пищево, Старая, Луневая (здесь был экономический центр пуговичного промысла), всего 23 заведения. Примечательно, что пуговичный промысел в крупном селе Хотеичи был скорее побочным, в первую очередь здесь занимались изготовлением роговых гребней, причем поголовно. Это село было единственным в Гуслицах, где изготовлялась такая продукция, но славилась она на всю страну, много заказчиков было в Москве и на Кавказе. Интересно и то, что Хотеичи соседствовали с другим крупным гребешковым промыслом – Егорьевском, однако здесь гребешки, также славившиеся по всей России, выделывали из дерева. Естественно предположить, что эти промыслы были тесно взаимосвязаны.
Процесс изготовления изделий из рогов и копыт, как и ткачество, был очень трудоемким, но занимались им преимущественно мужчины. Сначала рога и копыта разрезали на части и вываривали в специальных котлах по 12 часов и более, потом срезали верхний размягченный слой, снова вываривали и затем формировали специальные плоские плашки. В остывшем состоянии из них под винтовым прессом выдавливали пуговицы по заранее приготовленным пресс-формам. Сначала такие прессы появились в Хотеичах, в других селах еще долго все делали вручную. Даже с прессами производительность труда была низкой. Ко всему прочему, они были дорогими. Использовали как правило лошадиные и коровьи копыта и бараньи рога, которые крупные производители покупали в развес у третьих лиц. А мелкие кустари добывали нужный материал сами для чего уезжали иногда в другие губернии, а после революции в основном в Москву. Один из мастеров села Хотеичи вспоминал: «За рогами ездили на мясокомбинаты, в основном, в Москву. До станции Анциферово — пешком, а там садились на поезд. Купим рога и рады, да старались, чтобы были получше».
Промысел этот стал угасать задолго до революции и убили его не большевики, а городская мода. К концу 19 века большинство пуговичных заведений разорилось, а многие кустари остались должны скупщикам. Процитируем Статистический ежегодник от 1890 года: «Даже пуговицы для мужских костюмов не требуются уже более в таком большом количестве; пальмовыя пуговицы высших сортов почти не находят себе сбыта, в виду того, что в моду пошло однобортное пальто с закрытыми простыми (не роговыми) пуговицами». К началу 20 века фабричное производство медных пуговиц окончательно вытеснило роговый промысел. Такие производства стали появляться и в Гуслицах. Они существовали еще и после революции, когда заведения были отобраны у местных фабрикантов и объединены в НЭПовские артели (например, в Челохово действовала артель «Пуговичник»). К началу коллективизации пуговичный промысел исчез совсем.
С роговыми гребнями в селе Хотеичи история была несколько иной. Изготовление их было схожим с пуговичным, то есть очень трудоемким, но мода на них (а значит и спрос) держалась очень долго даже после Великой Отечественной войны. Несмотря на то, что гребни выделывали только в одном гуслицком селе, их производительность и популярность была высокой, что объяснялось поголовной занятостью жителей села, которых к 1897 году насчитывалось 2494 человек. Сельским хозяйством, как и в других частях Гуслиц, здесь занимались во вторую очередь. В 19 веке этот промысел в Хотеичах переживал свой расцвет, везде на задворках были разбросаны мастерские и курильни для распаривания рогов и копыт. Из-за трудоемкости им также занимались исключительно мужчины, а также мальчики в качестве подмастерьев. Ручной труд в душных и темных помещениях мог длится по 14 и более часов, это касалось как наемных работников, так и обычных надомных, которые работали на себя. О Хотеичах в своей книге «Развитие капитализма в России» упоминал В.И. Ленин, приводя в пример кустарей как наиболее ярко выражающих капиталистическую форму производства, основой которого является ручной труд. В частности, он писал: «Положение надомников хуже, чем даже наемных рабочих на крупных заведениях. Нужда заставляет их непосильно эксплуатировать труд всей семьи и удлинять рабочий день, сажать за работу подростков. Зимой в Хотеичах работа начинается с часу ночи, и трудно сказать, наверное, когда она прекратится в избе «самостоятельного» кустаря, работающего на сделку» (Ленин В.И., Т. III, стр. 360). Тем не менее, занятие промыслом давало тогда хороший доход, взрослые получали в день 1 рубль или 1 рубль 20 копеек, а дети и подростки 50-60 копеек. К тому же труд был не совсем ручной, к концу 19 века здесь широко применяли станки. К 1890 году в селе было несколько крупных заведений: Василия Ивановича Аверьянова, где работали 11 человек, Акима Игнатовича Гордеева - 12 человек, Василия Антоновича Зухина — 19 человек, Герасима Семеновича Куркова — 12 человек, Подаруева Ивана Артамоновича - 12 чел., Федора Моисеева - 12 чел. и т.д.
После революции промысел не исчез, хотя частные заведения были разогнаны. На дому кустари продолжали спокойно заниматься своим привычным делом. После коллективизации прижали и надомников. Как известно, орудия производства не разрешалось иметь дома. Станки стали отнимать, хотя гусляки умудрялись их прятать в подпол или на навес. Как вспоминает один житель села «Два раза ко мне приходили с обыском, но бог миловал, так и занимался, пока были силы». Нескольких человек арестовали и присудили 1,5 года с конфискацией оборудования. Однако село еще славилось своим промыслом и гребни продолжали охотно покупать в Москве и на Кавказе.
После ВОВ гребешковым промыслом стали заниматься дети и женщины, т.к. мужчины погибли на войне. Возили гребни в Москву и сдавали оптом по 2-2,5 рубля за штуку. Реже продавали в розницу на рынке, но это было опасно, т.к. милиция активно боролась с кустарями, проводила обыски и отнимала товар. Там же, в Москве, на вырученные деньги сразу же покупали продукты и вещи. Таким образом, промысел этот даже в самые тяжелые годы не давал жителям Хотеичи умереть с голоду. Для понимания ситуации приведу красноречивые воспоминания одной из жительниц села, Буровой Валентины Семеновны: «Было мне 20 лет. Собралась я замуж. Время послевоенное, голодное, денег нет, а платье сшить свадебное хочется. Отец до войны делал гребешки. Рога дома остались у нас, и отдали мы их с матерью Зуйкову Л., чтобы тот нам сделал гребешки. И вот с готовой продукцией поехала я на машине в Москву. Перед д. Соболево останавливает машину милиционер и обыскивает нас. У меня гребешки, их отобрал, а на меня заявление в милицию. Я понимала - посадят, да тем более я была секретарем с/совета. До сих пор я вспоминаю со словами благодарности военкома, только вот фамилию-то я его не помню. Он сказал, что поможет, переговорит с начальником милиции, чтобы не дали делу хода. Так и получилось: вызвали меня только в район. Я объяснила, что хотела денег на платье заработать. Объявили выговор. Вот так я на всю жизнь запомнила эти гребешки. А сколько раз мне приходилось ездить в Москву за рогами, да на себе мешки таскать! Это молоденькой-то девчонке! Но зато благодаря этим гребешкам не пухли с голода, все что-то можно было купить из продуктов. Да и наряды покупала на эти деньги».
Несмотря на то, что промысел постепенно угасал, им в Хотеичах занимались до конца 20 века. Так, известно, что жители Ганькин и Пирогов изготавливали гребни до 1999 года.
Продолжение следует.
С первой частью статьи можно ознакомиться здесь.
Со второй частью статьи можно ознакомиться здесь.
С третьей частью статьи можно ознакомиться здесь.
С четвертой частью статьи можно ознакомиться здесь.
С пятой частью статьи можно ознакомиться здесь.
С шестой частью статьи можно ознакомиться здесь.
Все части смотрите в подборке.