Недобрая слава о Гуслицах.
Но о гусляках ходила и недобрая слава. Связано это было с их противозаконной деятельностью: фабрикацией фальшивых ассигнаций и ложным попрошайничеством, которым они занимались в основном в Москве. Вот как об этом писал известный краевед Владимир Гиляровский:
«Делалось это под видом сбора на «погорелые» места. Погорельцы, настоящие и фальшивые, приходили и приезжали в Москву семьями. Бабы с ребятишками ездили в санях собирать подаяние деньгами и барахлом, предъявляя удостоверения с гербовой печатью о том, что предъявители сего едут по сбору пожертвований в пользу сгоревшей деревни или села. Некоторые из них покупали особые сани, с обожженными концами оглоблей, уверяя, что они только сани и успели вырвать из огня. (…). Две местности поставляли «пожарников» на всю Москву. Это Богородский и Верейский уезды. Первые назывались «гусляки», вторые – «шувалики». Особенно славились богородские гусляки.
- Едешь по деревне, видишь, окна в домах заколочены, - это значит, что пожарники на промысел пошли целой семьей, а в деревне и следов пожара нет!»
Ложными погорельцами и нищенским промыслом вплоть до 1930-х годов особенно славилось село Елизарово. Здесь до сих пор сохранился известный духовный стих «Два брата, два Лазаря», который обычно исполнялся странниками.
Гиляровский в качестве корреспондента не раз приезжал в Гуслицы и в «Сатирическом листке» опубликовал более подробный рассказ (очерк «Гуслицы и гусляки») о местных мошенниках и ворах. Он различал два вида поддельных документов: «викторовки» и «малашки».
«Викторкой» называется фальшивое свидетельство, выданное будто бы от волостного правления, на сбор подаяния по городам и селам, в пользу погоревших или пострадавших от голода и неурожая. «Викторки» пишутся крайне безграмотно: уезды часто выставляются наудачу, также наудачу прописываются волостные правления и села, откуда выдано это фальшивое свидетельство. Под ними ставятся копченые печати, сделанные большей частью весьма искусно.
Далее Гиляровский приводит пример такой «викторовки»:
«СВИДЕТЕЛСТВО
Выдано сие свидетельство хесьянам деревни Ивановки Власьевскай воласти Танбовскай губерния и уезда Ивану Никитену и Хведору Васильеву из Власьевскаго воласнаго Правленея, втом, что 11 сего Майя года 1882 означеная Ивановка деревня сплош вся выгорела и хресьяне встрашном бедствие находютца, пачиму попрозбе им воластное Власьевскае Правленея и выдало для ради сбора на погарелое место павсемесным местам Рассеи сие свидетельство сприсавокуплением воласной казенной печяти».
Цитируем далее:
«С подобными «викторками», взятыми в нескольких экземплярах, отправляются гусляки в различные места России, выправив паспорт из волостного правления на полгода, или менее, и зарыв близ станции железной дороги приготовленные «викторки», так как при отправке их на промысел сельские власти часто обыскивают этих путешественников, и если находят при них «викторки», то аферистов не отпускают на промысел. Сумевшие же добраться до станции, отправляются кто куда, более всего в столицы, где и предлагают, в особенности купечеству, «викторку» с просьбой о пожертвовании, прося записывать под написанными ранее фальшивыми фамилиями, сколько кто пожертвует. При этом главными жертвователями бывают богатые раскольники.
Во время хождения с «викторками» мнимые погорельцы не брезгают плохо лежащими вещами и воруют их у своих благодетелей. Проезжая в жаркие летние дни по некоторым гуслицким деревням, перед бедными избами можно нередко увидеть повешенное на веревках для просушки различное платье, как мужское, так и женское, вроде шубок, сюртуков, пальто, фраков и других городских костюмов, не употребляемых в деревнях. Все эти вещи или были пожертвованы в городах на погорелое место, или краденые.
«Малашками» называются написанные на настоящих бланках фальшивые паспорта на чужие имена, но с приметами лица, которому даются. Аферисты запасаются каждый пятью-шестью «малашками», являются в город, нанимаются в услужение и при удобном случае жестоко обкрадывают хозяина, оставив один из своих фальшивых паспортов в руках у него, с другим поступают на новое место и так продолжают до последнего экземпляра «малашки».
Как «малашки», так и «викторки», делаются в Гуслицах в большом количестве, и все сборщики известны поименно каждому крестьянину. Часто эти сборщики возвращаются домой на парах и тройках хороших коней, везя с собой узлы платья и полные кошельки денег, после чего «мир» угощается на их счет, а бывает, что этих обманщиков, как бродяг, неудачников, присылают по этапу. Но последнее бывает реже.
Во многих деревнях можно встретить старые, заколоченные избы наглухо — это значит, что обитатели целыми семействами уехали с «викторками» на Дон или отправились в Сибирь для сбыта фальшивых бумажек, которые частенько перевозились в иконах, середины коих были выдолблены. Кроме этих промыслов, в некоторых деревнях занимаются конокрадством, и даже «Елизаровские лошаводы», т.е. крестьяне деревни Елизарова, Запонорской волости, вошли в пословицу. Лошади приводились из соседних уездов, и елизаровцам конокрады за каждую лошадь ставили по два ведра водки, а по три - писали приговор, что лошадь деревенская доморощенная...» (Сатирический листок. 1884. № 37 В.А. Гиляровский. Гуслицы и гусляки)
Но не только Гиляровский писал об этом неприглядном промысле некоторых гусляков. Часто в московскую и местную печать проникали новости об очередном разоблаченном фальшивомонетчике:
«До сведения пристава 1 стана Богородского уезда дошло, что в деревне Шувои, Беззубовской волости, производится подделка и сбыт фальшивой серебряной монеты 10 и 20 копеечного достоинства. В ночь на 27 января пристав произвел обыск в доме крестьянина этой деревни, Константина Платонова, причем найдено было в кармане полушубка Платонова 240 поддельных монет 20 копеечного достоинства и 2 монеты 10 копеечного достоинства, а в доме графит, купорос, пузырек ртути и маленькие весы, служащие для развески металла. По дознанию выяснилось, что Платонов сбывал поддельные монеты в лавки, несмотря на то, что монеты весьма грубой работы и не совсем еще отделаны. Платонов арестован и дело передано судебному следователю». («Московский листок», 1889, №30, 30 января.)
Также в архивах сохранилось множество документов министерства внутренних дел (секретных записок, судебных постановлений и т.д.), связанных с гуслицкими мошенниками:
«Господину Московскому Генерал-Губернатору. Секретно. Становой пристав 1-го стана Богородского уезда, получив отношение местного судебного следователя о произведении негласного дознания о том, не занимается ли крестьянин д. Анциферовой Федор Макаров сбытом фальшивых кредитных билетов 3-х рублевого достоинства и в каких отношениях Макаров находится с женою арестанта Самохина - Авдотьей Кондратьевой, подослал к крестьянину Макарову для покупки фальшивых кредитных билетов на 25 рублей крестьянина Антипа Кузьмина, который, по прибытии в дом Макарова, купил у него по 55 копеек 39 фальшивых кредитных билетов 3-х рублевого достоинства, каковые были принесены женою Макарова от упомянутой выше Авдотье Кондратьевой Самохиной, при этом Макаров просил Кузьмина ходить к нему и на будущее время за покупкою фальшивых денег, высказывая возможность достать их большую партию. Доводя о сем до сведения Вашего Превосходительства, имею честь присовокупить, что приобретенные становым приставом фальшивые кредитные билеты переданы судебному следователю 15 декабря за №84. Исполняющий должность губернатора Вице-губернатор Трофимов. 30 декабря 1872 г. №343».
Прославился в свое время и местный «Робин Гуд» - разбойник Василий Чуркин, грабивший со своей шайкой по лесам местных купцов и сбывающий фальшивые деньги. Бедных он не трогал и даже иногда раздавал им деньги. О нем писали в газетах известные писатели и журналисты Владимир Гиляровский и Афанасий Коновалов.
Забегая вперед, скажем, что все эти особенности оказались очень живучими и не исчезли даже в советское время. Тяжелая жизнь, особенно в первой половине 20 века, вообще не способствовала угасанию столь выгодного «промысла». Скорее наоборот, советская политика и тяжелое экономическое положение стимулировало здесь развитие низменных наклонностей. Несколько изменился только формат воровства. По понятным причинам исчезли конокрады, но их с лихвой заменили охотники за антиквариатом, которые воровали иконы и грабили церковную утварь в уцелевших храмах. А вот ложные погорельцы здесь орудовали и в конце 20 века без всяких изменений. Мои родственники в 1989 году были обмануты точно такими же «пожарниками» в Мисцево, которые разъезжали в обгорелой телеге. И цыган не надо!)
Удивительно, как воровство и мошенничество могло соседствовать с глубокой религиозностью и творческой одаренностью. Ведь в тех же самых селах, где делали фальшивые деньги, писали иконы и книги, отливали медную пластику! Даже технологии здесь были сходными. Чтобы подделывать бумажные ассигнации и паспорта с печатями – нужно было иметь твердую руку художника, а подделка монет – эта та же медная пластика, только другого назначения. Не вызывает сомнений, что столь контрастными занятиями занимались одни и те же люди, или ученики и родственники, одним словом мастера одного круга и одной сельской общины. Как же такое могло совмещаться?
Причин было скорее всего несколько: религиозные разногласия с окружающим обществом и культурно-историческая обособленность региона. Последнее связано с тем, что местное население всегда себя считало независимым от какого-либо гнета, что в общем-то было недалеко от истины, т.к. долгое время Гуслицы не знали помещичьего закрепощения, да и то сидели на оброке, как я уже говорил ранее. Часть волости оставалась дворцовой (государственной), то есть фактически бесхозной, т.к. у власти руки сюда не доходили. Патриаршина из митрополичьей собственности перешла также в казенную. У немногочисленных помещиков влияние на эти земли также было незначительно. Показательно, что при настоящей угрозе закрепощения при Лопухиных, гусляки тут же взбунтовались и неудачливые помещики после нескольких попыток усмирения решили, что проще продать эти земли.
Еще одна причина, можно сказать генетическая. В леса и болота уходили самые ярые противники каких-либо реформ, люди упрямые и бескомпромиссные, которые старались жить обособленно. Это можно сказать не только о староверах, переселившихся сюда в конце 17 века, но и о более ранних переселенцах из Новгорода, которые долго помнили свою вольницу и самостоятельность от Москвы. Не зря именно в Новгородской республике в свое время появились речные пираты (ушкуйники), которые ощутимо беспокоили как ордынцев, так и соседние русские княжества. В более поздние века из-за гонений на старую веру сюда также стекались самые непримиримые поборники старого обряда. Все это формировало в Гуслицах атмосферу противления как власти, так и ближайшим соседям.
Продолжение следует.
С первой частью статьи можно ознакомиться здесь.
Со второй частью статьи можно ознакомиться здесь.
С третьей частью статьи можно ознакомиться здесь.
С четвертой частью статьи можно ознакомиться здесь.
С пятой частью статьи можно ознакомиться здесь.
С шестой частью статьи можно ознакомиться здесь.
С седьмой частью статьи можно ознакомиться здесь.
С восьмой частью статьи можно ознакомиться здесь.
Все части смотрите в подборке.