В этой статье мы рассмотрим, при какой температуре закипает антифриз и как решить эту проблему.
Принцип работы антифриза
Антифриз — это специальная техническая жидкость, которая служит для отвода избыточного тепла от работающего двигателя внутреннего сгорания (ДВС) с жидкостным охлаждением.
Благодаря помпе антифриз циркулирует в замкнутой системе, важными составляющими которой являются:
- расширительный бачок — для долива антифриза и компенсации его расширения при нагревании;
- клапан регулировки давления в системе охлаждения, встроенный в крышку расширительного бачка;
- помпа (водяной насос) с механическим или электрическим приводом;
- трубки и шланги;
- термостат, который регулирует направление движения антифриза по малому и большому кругу, частью которого является радиатор;
- каналы в блоке и головке ДВС;
- радиатор с вентилятором.
Почему кипит антифриз
В отличие от воды, антифриз не замерзает даже при сильных морозах (до -40°C и ниже), что делает его удобным для использования зимой. Однако, как и вода, антифриз может закипеть, хотя и при более высоких температурах.
При концентрации антифриза 40–50 % на уровне моря он закипает примерно при +120 °C. Рабочая температура большинства двигателей внутреннего сгорания (ДВС) находится в диапазоне +90–100 °C, но может достигать +115 °C в пробках и при большой нагрузке. В условиях высокогорья, где атмосферное давление ниже, антифриз закипает при температуре около 90 °C.
Причинами кипения антифриза обычно являются:
- заклинивание термостата в положении, не позволяющем после прогрева ДВС пустить антифриз по большому кругу;
- отказ помпы системы охлаждения;
- утечка в системе охлаждения, из-за которой снижается уровень антифриза в системе;
- загрязнение радиатора, как снаружи (например, тополиным пухом, сухими листьями), так и изнутри, что снижает эффективность охлаждения антифриза, забравшего тепло от ДВС;
- отказ системы включения вентилятора, охлаждающего радиатор;
- заклинивание в открытом положении регулирующего клапана в крышке расширительного бачка, в результате чего в системе охлаждения исчезает избыточное давление, которое позволяет поддерживать максимально высокую температуру закипания антифриза;
- воздушная пробка в системе охлаждения;
- низкое качество антифриза или утрата им своих свойств в результате несвоевременной замены;
- движение в пробках и с высокой нагрузкой, например, в затяжные подъёмы.
Признаки закипания антифриза
О том, что антифриз закипает, свидетельствуют следующие признаки:
- пар из-под капота — наиболее очевидный симптом;
- стрелка указателя температуры охлаждающей жидкости на приборной панели приближается к красной зоне или уже находится в ней;
- красный индикатор температуры охлаждающей жидкости на приборной панели;
- заметное снижение мощности двигателя внутреннего сгорания;
- металлические звуки при работе ДВС.
Цвет антифриза и температура его кипения
Определять температуру кипения антифриза по его цвету, который зависит от красителей, нельзя, так как нет единого стандарта для всех стран и производителей. Можно лишь отметить, что охлаждающие жидкости синего цвета обычно кипят при температуре около +110 °С. В остальном температура кипения зависит от состава охлаждающей жидкости (ОЖ) и её концентрации в дистиллированной воде.
Антифриз кипит: что делать
Если не принять срочные меры при закипании антифриза, последствия могут быть очень серьёзными — вплоть до капитального ремонта двигателя.
Вот что происходит при перегреве двигателя:
- задиры цилиндров: из-за сильного нагрева поршни с кольцами чрезмерно расширяются, и зазоры между ними и стенками цилиндров исчезают. В результате ускоряется износ цилиндро-поршневой группы, увеличивается расход моторного масла и снижается мощность двигателя;
- повреждение других элементов конструкции ДВС: высокая температура негативно влияет на пластиковые, резиновые и металлические детали двигателя, они могут треснуть или вовсе сломаться;
- выход из строя каталитического нейтрализатора выхлопных газов: повышенная температура может привести к тому, что керамические соты катализатора спекутся. Это вызовет множество проблем, в том числе необходимость дорогостоящей замены нейтрализатора.
Поэтому при первых признаках закипания антифриза важно предпринять следующие действия:
- Включить печку в режим максимальной температуры. Это поможет отвести тепло от двигателя и предотвратить его перегрев, если только антифриз не вытек из-за утечки в системе охлаждения.
- Как можно скорее остановиться, но не глушить двигатель.Открыть капот при работающей на полную мощность печке, чтобы ускорить охлаждение двигателя.
- Подождать, пока температура двигателя не вернётся к норме, и продолжить движение.
- Незамедлительно обратиться в сервис для диагностики и устранения причин перегрева двигателя.
Если перегрев двигателя вызван утечкой антифриза, это можно определить по низкой температуре воздуха, поступающего в салон при включённой на полную мощность печке.
В этом случае необходимо:
- Как можно скорее остановиться.
- Заглушить двигатель.
- Дождаться, пока двигатель остынет.
- Залить в систему охлаждения антифриз или дистиллированную воду. Если их нет под рукой, вызвать эвакуатор.
- Немедленно отправиться в сервис.
В любом случае категорически запрещено:
- Обливать горячий двигатель холодной водой, чтобы избежать резкого перепада температур, который может повредить металлические детали двигателя.
- Заливать антифриз или дистиллированную воду в неостывший двигатель. Это может привести к тем же последствиям.
- Открывать крышку радиатора. Сброс давления в системе охлаждения может повредить двигатель, а струя горячего антифриза может вызвать ожоги рук и лица.
Как предотвратить закипание антифриза
Чтобы антифриз не закипал, следует:
- не перегружать автомобиль;
- при движении в горах учитывать, что температура закипания антифриза снижается из-за уменьшения атмосферного давления с увеличением высоты над уровнем моря, и периодически останавливаться, чтобы дать двигателю остыть;
- соблюдать рекомендации производителя по замене:
- антифриза;крышки расширительного бачка (обычно раз в 100 000 километров);
- помпы системы охлаждения (в среднем через каждые 70 000 километров);
- термостата (обычно раз в 100 000 километров);
- использовать качественный антифриз, рекомендованный производителем автомобиля.