Найти в Дзене
ЭраАвто

При какой температуре кипит антифриз и как с этим бороться

Оглавление

В этой статье мы рассмотрим, при какой температуре закипает антифриз и как решить эту проблему.

Фото: Goncharov_Artem / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Goncharov_Artem / Shutterstock / FOTODOM

Принцип работы антифриза

Антифриз — это специальная техническая жидкость, которая служит для отвода избыточного тепла от работающего двигателя внутреннего сгорания (ДВС) с жидкостным охлаждением.

Благодаря помпе антифриз циркулирует в замкнутой системе, важными составляющими которой являются:

  • расширительный бачок — для долива антифриза и компенсации его расширения при нагревании;
  • клапан регулировки давления в системе охлаждения, встроенный в крышку расширительного бачка;
  • помпа (водяной насос) с механическим или электрическим приводом;
  • трубки и шланги;
  • термостат, который регулирует направление движения антифриза по малому и большому кругу, частью которого является радиатор;
  • каналы в блоке и головке ДВС;
  • радиатор с вентилятором.
Система охлаждения двигателя — это комплекс устройств, позволяющих поддерживать оптимальную температуру работающего двигателя внутреннего сгорания (ДВС) (Фото: dr1ver.ru)
Система охлаждения двигателя — это комплекс устройств, позволяющих поддерживать оптимальную температуру работающего двигателя внутреннего сгорания (ДВС) (Фото: dr1ver.ru)

Почему кипит антифриз

В отличие от воды, антифриз не замерзает даже при сильных морозах (до -40°C и ниже), что делает его удобным для использования зимой. Однако, как и вода, антифриз может закипеть, хотя и при более высоких температурах.

При концентрации антифриза 40–50 % на уровне моря он закипает примерно при +120 °C. Рабочая температура большинства двигателей внутреннего сгорания (ДВС) находится в диапазоне +90–100 °C, но может достигать +115 °C в пробках и при большой нагрузке. В условиях высокогорья, где атмосферное давление ниже, антифриз закипает при температуре около 90 °C.

Причинами кипения антифриза обычно являются:

  • заклинивание термостата в положении, не позволяющем после прогрева ДВС пустить антифриз по большому кругу;
  • отказ помпы системы охлаждения;
  • утечка в системе охлаждения, из-за которой снижается уровень антифриза в системе;
  • загрязнение радиатора, как снаружи (например, тополиным пухом, сухими листьями), так и изнутри, что снижает эффективность охлаждения антифриза, забравшего тепло от ДВС;
  • отказ системы включения вентилятора, охлаждающего радиатор;
  • заклинивание в открытом положении регулирующего клапана в крышке расширительного бачка, в результате чего в системе охлаждения исчезает избыточное давление, которое позволяет поддерживать максимально высокую температуру закипания антифриза;
  • воздушная пробка в системе охлаждения;
  • низкое качество антифриза или утрата им своих свойств в результате несвоевременной замены;
  • движение в пробках и с высокой нагрузкой, например, в затяжные подъёмы.

Признаки закипания антифриза

О том, что антифриз закипает, свидетельствуют следующие признаки:

  • пар из-под капота — наиболее очевидный симптом;
  • стрелка указателя температуры охлаждающей жидкости на приборной панели приближается к красной зоне или уже находится в ней;
  • красный индикатор температуры охлаждающей жидкости на приборной панели;
  • заметное снижение мощности двигателя внутреннего сгорания;
  • металлические звуки при работе ДВС.
Фото: Bjoern Wylezich / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Bjoern Wylezich / Shutterstock / FOTODOM

Цвет антифриза и температура его кипения

Определять температуру кипения антифриза по его цвету, который зависит от красителей, нельзя, так как нет единого стандарта для всех стран и производителей. Можно лишь отметить, что охлаждающие жидкости синего цвета обычно кипят при температуре около +110 °С. В остальном температура кипения зависит от состава охлаждающей жидкости (ОЖ) и её концентрации в дистиллированной воде.

Таблица
Таблица

Антифриз кипит: что делать

Если не принять срочные меры при закипании антифриза, последствия могут быть очень серьёзными — вплоть до капитального ремонта двигателя.

Вот что происходит при перегреве двигателя:

  • задиры цилиндров: из-за сильного нагрева поршни с кольцами чрезмерно расширяются, и зазоры между ними и стенками цилиндров исчезают. В результате ускоряется износ цилиндро-поршневой группы, увеличивается расход моторного масла и снижается мощность двигателя;
  • повреждение других элементов конструкции ДВС: высокая температура негативно влияет на пластиковые, резиновые и металлические детали двигателя, они могут треснуть или вовсе сломаться;
  • выход из строя каталитического нейтрализатора выхлопных газов: повышенная температура может привести к тому, что керамические соты катализатора спекутся. Это вызовет множество проблем, в том числе необходимость дорогостоящей замены нейтрализатора.
Фото: Chebakalex7 / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Chebakalex7 / Shutterstock / FOTODOM

Поэтому при первых признаках закипания антифриза важно предпринять следующие действия:

  1. Включить печку в режим максимальной температуры. Это поможет отвести тепло от двигателя и предотвратить его перегрев, если только антифриз не вытек из-за утечки в системе охлаждения.
  2. Как можно скорее остановиться, но не глушить двигатель.Открыть капот при работающей на полную мощность печке, чтобы ускорить охлаждение двигателя.
  3. Подождать, пока температура двигателя не вернётся к норме, и продолжить движение.
  4. Незамедлительно обратиться в сервис для диагностики и устранения причин перегрева двигателя.

Если перегрев двигателя вызван утечкой антифриза, это можно определить по низкой температуре воздуха, поступающего в салон при включённой на полную мощность печке.

В этом случае необходимо:

  1. Как можно скорее остановиться.
  2. Заглушить двигатель.
  3. Дождаться, пока двигатель остынет.
  4. Залить в систему охлаждения антифриз или дистиллированную воду. Если их нет под рукой, вызвать эвакуатор.
  5. Немедленно отправиться в сервис.

В любом случае категорически запрещено:

  • Обливать горячий двигатель холодной водой, чтобы избежать резкого перепада температур, который может повредить металлические детали двигателя.
  • Заливать антифриз или дистиллированную воду в неостывший двигатель. Это может привести к тем же последствиям.
  • Открывать крышку радиатора. Сброс давления в системе охлаждения может повредить двигатель, а струя горячего антифриза может вызвать ожоги рук и лица.

Как предотвратить закипание антифриза

Чтобы антифриз не закипал, следует:

  1. не перегружать автомобиль;
  2. при движении в горах учитывать, что температура закипания антифриза снижается из-за уменьшения атмосферного давления с увеличением высоты над уровнем моря, и периодически останавливаться, чтобы дать двигателю остыть;
  3. соблюдать рекомендации производителя по замене:
  4. антифриза;крышки расширительного бачка (обычно раз в 100 000 километров);
  5. помпы системы охлаждения (в среднем через каждые 70 000 километров);
  6. термостата (обычно раз в 100 000 километров);
  7. использовать качественный антифриз, рекомендованный производителем автомобиля.

Авто
5,66 млн интересуются