Найти в Дзене
Внутри России

Гуслицы – заповедный край подмосковных староверов. Часть 15. Годы коллективизации и индустриализации.

Но к наступлению коллективизации и над этими остатками «культа» нависла угроза исчезновения. Гуслицы со своей особой религиозностью и деловой купеческой хваткой были совершенно чужды новым идеологическим установкам. Зажиточными крестьянами (кулаками по новой терминологии большевиков) были в основном старообрядцы. В одной из статей Н.К. Крупская прямо писала: «Борьба с кулачеством есть одновременно борьба со старообрядчеством». С 1929 года коллективизация и раскулачивание прокатилось и по Гуслицам. В каждом селе повторялась одна и та же история:

Село Мисцево. Фабрикантов Бочиных в 1929 году раскулачили и выселили. Цех ручного ткачества сгорел, а другие цеха поломали, станки вывезли на другие фабрики, а двигатель отправили на мельницу в деревню Селиваниха. Фабрика Гамасковых была национализирована еще в 1921 году, до 1924 года она вообще не работала. А вот Лукиных, по-видимому, не тронули, их потомки (Григорий, Ермил и Иван Лукины) участвовали в ВОВ, и их фамилии значатся на памятнике, посвящённому жителям деревни, погибшим за родину. Затем оставшееся разграбленное имущество объединили в одну Мисцевскую ткацкую фабрику, которая с 1961 года вошла в состав Авсюнинской фабрики, как цех №5. Сохранившиеся дореволюционные здания фабрик были превращены в жилые квартиры, почту, школу и клуб. В 90-е производство было полностью развалено. Часть зданий фабрик горела и была заброшена. По воспоминаниям старожилов деревянный молитвенный дом неокружников был разобран и превращен в баню. Зажиточные крестьяне раскулачены. Разграблять их имущество активистам помогала местная беднота, которым выдали наганы. Несколько кирпичных домов 19 века, выстроенных раскулаченными крестьянами, в деревне сохранилось до сих пор.

Мисцево в 1930-е. Дома ткацких фабрикантов (фото с информационного стенда у храма Вознесения Господня)
Мисцево в 1930-е. Дома ткацких фабрикантов (фото с информационного стенда у храма Вознесения Господня)

В селе Челохово была репрессирована семья Казаковых, а также их ближайшие родственники, которые до революции организовали здесь самые крупные пуговичные заведения. Часть из них была расстреляна, часть сослана.

В деревне Старово раскулачили семью Прусовых, которая занималась хлеботорговлей, пекла пряники, баранки, пироги и другую продукцию, продававшуюся на базаре Ильинского Погоста.

Семья Прунтовых из д. Лашино (родом из с. Хотеичи). Представители таких патриархальных семей чаще всего попадали под репрессии. Какие прекрасные разумные лица.
Семья Прунтовых из д. Лашино (родом из с. Хотеичи). Представители таких патриархальных семей чаще всего попадали под репрессии. Какие прекрасные разумные лица.

Истреблялись наиболее предприимчивые, честные и трудолюбивые семьи, на которых держалась земля гуслицкая. Количество их по деревням различалось, но в целом было значительным. Так, только в одной деревни Внуково числится около 100 жертв политических репрессий. Крестьяне, не вступившие в колхоз, облагались непомерными налогами. В Степановском краеведческом музее сохранились квитанции тех лет из хозяйства крестьян Викуловых, которые дают точное представление о налоговой нагрузке 30-х годов на население. Приведем цифры из этих квитанций:

Сельхоз налог: Извещение на 1933 г.-30 руб. (Состав семьи: едоков 6, в т.ч. нетрудоспособных - 4); Извещение на 1934 г.- 28 руб.; Извещение на 1935 г. - 35 руб.; Извещение на 1937 г. - 47 руб. (Состав семьи: 8 чел., 3 нетрудоспособных). Для сравнения, зарплата дворника в Москве равнялась 31 рублю в месяц. Помимо денежного налога крестьяне обязаны были сдать натуральный налог. Нормы сдачи были также тяжелыми: Мясо (скота и птицы) – На основании Постановления СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 28.08.1933 г.: с октября 1932 г. по декабрь 1933 г.- норма сдачи 25 кг. В 1934 г. - норма сдачи 32 кг. В 1935 г. – тоже 32 кг. Далее идет приписка: Сдал теленка в колхоз 11.01.1936 г. Данная приписка говорит об еще одном завуалированном виде налога. На основании постановления Правительства по Государственному плану сохранения и выращивания молодняка на 1935 г. установлено вырастить 1-го теленка. Кроме того, нужно было вырастить необходимое количество скота и птицы для выполнения плана мясопоставок. Также на основании Постановления СНК СССР, ЦК ВКП (б) и инструкции Наркомпищепрома от 22.11.1933 г. об обязательных поставках молока и масла нужно было сдать: молока в 1936 г. при жирности 3,8% - 150 литров; в 1937 г. - 150 литров; в 1941 г. - 220 литров. Также в Гуслицах обязаны были сдавать хмель: в 1932 г.- с 250 корней поставка 56,25 кг; 1935 г. - 46 кг и т.д. Сдавали и картофель: 1931 г. - сдано 356 кг по цене 8 коп. В 1934 г. - план посева 0,15 га, подлежит сдаче 251 кг по 8 коп./кг. Сдано 344 кг, заплатили 16,08 руб. 1935 г. - план посева 0,20 га, подлежит сдаче 340 кг. В 1936 г. - план посева 0,10 га, подлежит сдаче 170 кг. Были налоги на яйцо и садовые посадки.

Семья Ипполитовых д. Мисцево 1915 г. (фото с информационного стенда у храма Вознесения Господня) - пример еще одной благочестивой семьи.
Семья Ипполитовых д. Мисцево 1915 г. (фото с информационного стенда у храма Вознесения Господня) - пример еще одной благочестивой семьи.

Особым видом выкачивания ресурсов из деревни являлось страхование (вроде как добровольное, но на самом деле принудительное) - на основании постановления СНК СССР об обязательном окладном страховании имущества от 19.07.1934 г. и на основании Закона Верховного Совета Союза СССР 04.04.1940 г., добровольном страховании от 09.10.1940 г., Указа Президиума Верховного Совета СССР от 08.09.1942 г. На 1933 г. - 51,21 руб., оценка строений 2690 руб., посев 0,14 га, корова. На 1934 г. - 46,30 руб. На 1935 г. - 46,39 руб. На 1936 г. - 47,10 руб., в т. ч. за строения, корову, сад. 1937 г. квитанция на страховку - оценка 4604,07 руб., платеж 46,51 руб. На 1938 г. - 46,25 руб. 1939 г. - 60,00 руб., дополнительно - 16,43 руб. за постройки, скот, лошадь, посевы и огороды, сады, зерновые и технические культуры. 1940 г. произведена переоценка имущества, которое стало стоить 6570 руб. Страховка была увеличена на 33,21 руб. 1941 г. страховая квитанция – 79,77 руб.

Прочие сборы: за дрова для больницы в 1936 г. - 6 руб. Самообложение на основании постановления СНК СССР от 26.01.1934 г.: на 1934 г. - 20 руб., 1937 г. - 20 руб., 1936 г. - 15 руб., 1941 г. - 20 руб. Культсбор: на 1933 г. - 35 руб., 1934 г. - 40,20 руб., 1936 г. - 25,90 руб., 1937 г. - 39 руб.

Понятно, что за неуплату грозило уголовное преследование или конфискация имущества. Людей фактически раздевали до нитки. Вот как об этом говорил житель села Сенькино: «Много имущества у людей отбирали за неуплату налогов, денег не было, так как их за работу не давали, а неуплата налога приравнивалась к вредительству, подрыву экономики. У нас, кроме швейной машинки у старшей сестры, ей было 16 лет, отобрали сапожки и плюшевое красное пальто, доставшиеся ей от матери».

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Но не лучше обстояло дело и у рядовых колхозников, которые также платили налоги натурой и деньгами, взамен получая по трудодням мизерные подачки. Сдавали яйца, молоко, шкуры (даже от козлят), мясо по 45 килограмм в год. Сами крестьяне столько мяса не ели, точнее после наступления коллективизации и до 1950-х в русских деревнях мясо не ели вовсе, перейдя на картошку и хлеб. Животных держали в основном только те, кто работал около колхозной скотины, приворовывая у неё корм. Для этого чаще держали свиней. Работали в колхозе и на фабриках уже с 15-16 лет, а то и раньше. Добирались до предприятий из деревень пешком, преодолевая каждый день по несколько километров. «Нередко к концу месяца на ткацких предприятиях вводился так называемый «скользящий график» — работа по 8 часов через 8, т.е. по шестнадцать в сутки. Заработки были мизерные, за смену примерно по десять руб. За эти деньги можно было купить шесть килограммов хлеба». Таким образом, положение ухудшилось даже у местного пролетариата, который согласно всем политическим лозунгам должен был руководить государством, а значит жить лучше других. Все познается в сравнении – оказалось, что морозовские рабочие жили не так уж плохо.

Однако, несмотря на крутые меры процесс преобразования Гуслиц шел медленно, в силу сопротивления местного населения. Старообрядческие наставники учили, что колхозы «антихристовы гнезда». Иногда представителям власти давали реальный отпор. Вот как вспоминает эти годы старожилка из села Хотеичи: «Приехали раскулачивать, а это был какой-то большой церковный праздник, и народ ходил с иконами вокруг Хотеического храма. Не дали властям тогда нарушить праздник, особенно старообрядцы — они сговорились, взяли колья, топоры. Убили тогда двоих и бросили их в речку. Потом сюда понаехали, забирали всех подряд. И батюшку из храма забрали». На глухое противление колхозам власть ответила новой волной террора. В 1930-х добрались и до сельских церквей. Арестам подвергались и православные священники. Так, в 1932 году был арестован священник храма на Рудне отец Александр Лагов, который пользовался большим авторитетом у жителей, приходивших к нему за разъяснением непонятных новых требований власти (об этом говорил на следствии свидетель, председатель колхоза, обвиняя священника в том, что колхоз слабый). Арестовывали и расстреливали старост, псаломщиков и наиболее активных прихожан (на той же Рудне был расстрелян староста села Дмитрий Рогов и псаломщик Тимофей Баулин, жители Иван Еремин и Егор Красоткин). В Ильинском Погосте храм закрыли в 1938 году, колокола сбросили, разбили и увезли на переплавку, иконами топили печи, весь внутренний интерьер сразу уничтожили, хотя использовать помещения под швейную мастерскую стали только в 1940 году. В общем продолжать этот скорбный список утрат как православной, так и старообрядческой культуры можно долго. Вся Россия тогда истекала кровью. Фактически все приходы Гуслиц на период 1938-43 гг. были закрыты.

Кабанов Н.Г. начётчик сельской старообрядческой моленной. Расстрелян в 1938 году в Москве, на Бутовском полигоне в числе 12 жителей села Богородское 1934 год фото
Кабанов Н.Г. начётчик сельской старообрядческой моленной. Расстрелян в 1938 году в Москве, на Бутовском полигоне в числе 12 жителей села Богородское 1934 год фото

В это же время был нанесен удар по старообрядчеству. Арестовывать, сажать в лагеря и расстреливать стали не только священников, но и наиболее преданных церкви прихожан, начетчиков, иконописцев, одним словом сельскую интеллигенцию, которая формировала и поддерживала высокий уровень культурного развития Гуслиц. Так, была арестована значительная часть известной старообрядческой династии Исаевых и Хазовых, которые проживали в Орехово-Зуево. В январе арестовали братьев Ивана и Михаила Исаевых, которых расстреляли на Бутовском полигоне (у Михаила осталась маленькая дочь, а сын родился уже после его смерти). 20 марта 1938 года была расстреляна двоюродная тетя братьев Исаевых — шестидесятипятилетняя начетчица богородской моленной Феодосия Федоровна Исаева, 1873 года рождения, 8 декабря 1837 года расстрелян Иван Никифорович Исаев (родной племянник Феодосии Федоровны), арестована его сестра — Клавдия Никифоровна Трегубова (вернулась из лагеря лишь в 1944 году), расстрелян муж Клавдии Никифоровны — Сергей Иванович Трегубов и его отец — Иван Петрович Трегубов, видный деятель старообрядчества и попечитель Рогожской общины. Также были расстреляны дальние родственники Исаевых — Зот Петрович (1875 – 20 марта 1938) и Игнатий Николаевич (1872 – 27 сентября 1937) Хахаевы. Вместе с Феодосией Федоровной и Зотом Петровичем были расстреляны еще пятеро богородских начетчиков-старообрядцев. Хахаев проходил по делу старообрядческого священника Архипа Азарнова, в связи с чем была арестована целая группа старообрядцев из Куровской. Жена Игната Хахаева была одной из последних мастеров по переписи рукописных гуслицких книг.

Из архивных документов известны следующие показания обвиняемых:

Феодосия Федоровна Исаева: «Лично я сама при встречах с колхозниками говорила о недовольствиях к советской власти, что меня раскулачили, жить стало плохо, все отобрали — жить нечем, наши церкви закрывают, людей сажают».

Зот Петрович Хахаев: «Я с перечисленными мною лицами никакой к/р деятельности не вел. Хотя при встречах с колхозниками выражал недовольство: в колхозе работаем, а ничего не дают, церкви закрывают. Все мы обеднели и бросили молиться. Поэтому у нас ничего нет и плох урожай. Надо всем ходить в моленную».

-6
-7
Фотографии из открытых источников
Фотографии из открытых источников

В более мелких селениях Гуслиц происходили такие же процессы. Так, только в одном Мисцево было расстреляно 8 человек, несколько начетчиков и уставщиков. В 1937 году по делу «кулаков-торговцев» был арестован один из лучших мастеров рукописной книги и известный учитель церковного пения Сергей Григорьевич Алексеев, житель Беливо Кабанов Василий Григорьевич и священник из Загряжского Платонов Василий Платонович. Следствие обвиняло их в «организации вокруг себя церковников при моленной, в контрреволюционных действиях против мероприятий партии и советской власти». Разбирательство шло всего 12 дней с 7 по 19 августа 1937 года. После вынесения обвинительного заключения их отправили в Таганскую тюрьму города Москвы. 13 октября все они были расстреляны на Бутовском полигоне. История типичная практически для любого села Гуслиц.

В силу сложившейся обстановки поповцы вынуждены были стать «беспоповцами», как и многие православные миряне, лишенные священства. Но для староверов, привыкших за многие годы к гонениям, такая ситуация была не в новинку. Вновь, как и 200 лет назад, люди собирались на моления в жилых домах или в глухих местах. Свою актуальность вновь приобрели Белевские скиты в Мисцевских лесах, которые гусляки никогда не забывали: постоянно ходили на могилы трех старцев («отцовы могилки»), к святому колодцу, деревьям и иным памятным объектам, держали их в чистоте и порядке. По свидетельству старожилов деревни Мисцево в 1930-е годы сюда снова начали ходить на моления староверы и даже хоронить своих монахов и священников.

Неудивительно и то, что в среде староверов в эти годы возникло и новое подпольное течение – Истинно-православных христиан странствующих (ИПХС). Были ли они в Гуслицах, доподлинно сказать сложно, однако в 2000-х именно в пределах этого региона в деревне Острово был основан Троицкий женский монастырь, принадлежащей ИПЦ, то есть истинно-православной церкви.

В 1930-е облик Гуслиц стремительно менялся. В рамках индустриализации региона проводилось не только преобразование ткацкой промышленности, базу которой составляли разгромленные хозяйства бывших фабрикантов и кулаков, но освоение новых производств. Заметную роль в росте промышленности сыграло развитие энергетической отрасли на основе торфразработок, а также лесозаготовки. Собственно, стали осваивать те ресурсы, которыми всегда были богаты Гуслицы. Промышленная добыча торфа в этом крае началась еще в 1913 году, в окрестностях Губина. Губинское болото относилось к Ликинским торфоразработкам. А в более скромных масштабах кусковой торф для обжига глины использовали еще Кузнецовы на своих фарфоровых заводах в Гжели в конце 19 века, а также местные крестьяне для растопки. В 1919 году началась разработка Петровско-Шатурского месторождения (что являлось исполнением «Декрета о разработках торфяного топлива» СНК от 2 мая 1918 года), на базе которого выросло сразу несколько крупных населенных пунктов: Шатура, Шатурторф, Шатурстрой и др. В 1923 году на берегу Черного озера началось строительство Шатурской ГРЭС, которую ввели в строй уже в 1925 году. В 1929 году Шатура стала центром вновь образованного Шатурского района, куда попала и восточная часть Гуслиц. Между прочим, во время ВОВ, основная нагрузка по обеспечению энергосетей Москвы легла в том числе и на Шатурскую ГРЭС. За 9 лет численность города выросла в 3 раза с 5200 человек в 1931 году, до 15122 человек в 1939 году. Предприятие по добыче торфа (Шатурторф) вело разработки на обширном пространстве, в т.ч. и в пределах Гуслиц. Для этих целей стала появляться новая инфраструктура и новые населенные пункты. Так, между деревнями Беливо и Мисцево в 1920-х возник рабочий поселок Мисцево, где наладили производство торфбрикетов на базе Мисцевского торфяного массива, восточнее деревни Петрушино в 1940 году возник рабочий поселок Чистое-Южное. От Чистого до Авсюнино проложили железнодорожные пути. В болотах и лесах замелькали узкоколейки. Уже в 1927 году добыча торфа составляла 462 тысячи тонны. Для добычи торфа в Орехово-Зуево, который также получил статус районного города, в 1936 году был создан крупнейший в мире торфобрикетный завод. В населенные пункты начали проводить электричество, в городах и поселках – водопровод, канализацию и телефонные сети.

-9
Установка котлов на Шатурской ГРЭС. Фотографии из открытых источников
Установка котлов на Шатурской ГРЭС. Фотографии из открытых источников

Примечательно, что успешное развитие промышленности Гуслиц еще долгие годы обеспечивалось дореволюционной материальной базой и это касалось не только десятков национализированных ткацких фабрик. Примеров здесь множество. В Орехово-Зуеве вся советская промышленность первых пятилеток (и даже позже) – это изъятые у Морозовых и других фабрикантов-старообрядцев заводы. Так, Ореховский машиностроительный завод «Торфмаш», выпускающий оборудование для выемки и обработки торфа, был образован в 1944 году на базе бывшей турбинной электростанции Саввы Морозова. 1957 - образован завод «Прибордеталь», резвившейся на базе чугунолитейной и меднолитейной мастерских, открытых в 1878 году англичанином Девмоном при Никольской мануфактуре Морозовых. Знаменитый Демиховский механический завод, который и по сей день выпускает вагоны электропоездов, начинал свой путь в 1935 году в корпусах бывшей шёлкоткацкой фабрики Ветровых. Интересно, что в 1914 году численность всего фабричного центра деревень Орехово, Зуево и Никольского (они были объединены в город только в 1917 году) составляла 81 тысячу человек, а численность города в 1922 году упала до 72245 человек, что являлось следствием тяжелых лет Гражданской войны, голода и эпидемий. Превысить дореволюционные показатели по численности удалось только в 1939 году. Схожая картина наблюдалась и в других городах и поселках. В Куровском Ткацкая фабрика и меланжевый завод – на основе дореволюционных заводов. Давыдовский механический завод организован в декабре 1932 года в цехах бывшей ткацкой фабрики им. Крупской, которая была основана в 1890 г. Но, естественно, это не умоляет труд работающих здесь людей и старания власти. Просто следует помнить, что история промышленности в Гуслицах, как и во всей остальной стране, началась не в первую пятилетку.

-11
Довоенная добыча торфа. Женщины торфяницы топорами рубили корни, выносили в корзинах из болота куски торфа и складывали их в штабеля на просушку. Фотографии из открытых источников
Довоенная добыча торфа. Женщины торфяницы топорами рубили корни, выносили в корзинах из болота куски торфа и складывали их в штабеля на просушку. Фотографии из открытых источников
Узкоколейки на разработке торфа. Фотографии из открытых источников
Узкоколейки на разработке торфа. Фотографии из открытых источников

Были, конечно, образованы и новые заводы, например, Дулёвский красочный завод 1932 года, Ликинский Опытный завод по облагораживанию древесины 1937 года. Производство постоянно наращивалось, численность в рабочих поселках быстро росла. Например, в Куровском с 3385 человек в 1926 году до 11422 в 1939 г. В эти же годы в Ликино-Дулево с 11341 человек до 18490 человек соответственно. Понятно, что роста численности удалось достигнуть не только за счет переселяющихся из деревень местных жителей, но и наплыва рабочих из других краев страны. На самых тяжелых работах по добыче торфа использовался и труд заключенных и трудармейцев. Между прочим, часть Гуслиц находилась за 101 км от Москвы, поэтому здесь оседали и «неблагонадежные элементы». Строительство жилья в эти годы было самым незамысловатым – в основном барачного типа, как в селе Чистое-Южное и поселке Мисцево, где кстати первые бараки реконструировали только в 1970-х гг.

Пос. Дулёво. 1934. На переднем плане строится новый цех Дулёвского фарфорового завода. В центре старообрядческий храм Покрова Богородицы, вдали виден храм Иоана Богослова. Личный архив Галины Кочетковой.
Пос. Дулёво. 1934. На переднем плане строится новый цех Дулёвского фарфорового завода. В центре старообрядческий храм Покрова Богородицы, вдали виден храм Иоана Богослова. Личный архив Галины Кочетковой.

Источник: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=22749677. Земляные работы по тракту Куровское - Новая, на 9-м километре между пос. Ликино и Дулево 1928 г.
Источник: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=22749677. Земляные работы по тракту Куровское - Новая, на 9-м километре между пос. Ликино и Дулево 1928 г.

Социальная и демографическая ситуация тех лет негативно отразилась на культурном развитие края. Староверы с их консервативными традициями стали теряться в бурлящих потоках пришлого населения, никак не связанного с местной культурой. Церкви были разрушены или закрыты, священники и наиболее активные прихожане сосланы и расстреляны, а молодое поколение гусляков в колхозах и городах активно перевоспитывалось в рамках новой атеистической идеологии. При чем Ликбезы и открывающиеся в селах школы для местных были не столь актуальны – ведь гусляки задолго до революции отличались грамотностью.

Продолжение следует.

С первой частью статьи можно ознакомиться здесь.

Со второй частью статьи можно ознакомиться здесь.

С третьей частью статьи можно ознакомиться здесь.

С четвертой частью статьи можно ознакомиться здесь.

С пятой частью статьи можно ознакомиться здесь.

С шестой частью статьи можно ознакомиться здесь.

С седьмой частью статьи можно ознакомиться здесь.

С восьмой частью статьи можно ознакомиться здесь.

С девятой частью статьи можно ознакомиться здесь.

С десятой частью статьи можно ознакомиться здесь.

С одиннадцатой частью статьи можно ознакомиться здесь.

С двенадцатой частью статьи можно ознакомиться здесь.

С тринадцатой частью статьи можно ознакомиться здесь.

С четырнадцатой частью статьи можно ознакомиться здесь.

Все части смотрите в подборке.