Эту станцию строили в крайне сложных геологических условиях. На момент открытия она стала самой глубокой (60 м) в Московском метрополитене. А сегодня остается одной из наиболее загруженных в российской столице — ежедневно через ее вестибюль проходят десятки тысяч пассажиров. После распада СССР предпринималось несколько попыток переименовать объект, однако данная станция Калининской линии, открытая 30 декабря 1979 года, по-прежнему известна как «Марксистская».
К сожалению, далеко не все знают, что при ее сооружении произошло чрезвычайное происшествие, которое могло навсегда изменить облик современного столичного метро и лишить город столь выразительной в архитектурном плане станции. Упомянутое ЧП, случившееся в ходе реализации проекта около 40лет назад, называют крупнейшей аварией в истории московского метростроения.
Тем удивительнее, что информации об этом событии крайне мало на просторах интернета. Умалчивает о данном факте и Википедия. К слову, о случившемся не упоминает и отраслевой журнал «Метрострой» за 1980 год, в первом номере которого подробно рассказывается об успешном строительстве Калининского радиуса и открытии движения по новой линии. Однако в 1981-м под редакцией Е. Д. Резниченко и Ю. М. Грачевского вышла книга «Дни и годы метростроя», в которой содержится детальный рассказ о случившемся (см. с. 261-279).
К сооружению станции «Марксистская» приступили в 1975-м и практически сразу же отечественные специалисты столкнулись с рядом трудностей, главной из которых стало подземное озеро. На него рабочие наткнулись в тот момент, когда объект был готов более чем наполовину.
Во время утренней смены 7 апреля 1977 года в шахту неожиданно сверху хлынула вода. Строители, находившиеся в то время под землей, довольно быстро приняли верное решение (времени советоваться с начальством не было) и организованно, без лишней паники, поднялись на поверхность.
Изначально полагали, что наткнулись на небольшое озеро и в скором времени уровень воды стабилизируется — четыре высоконапорных насоса незамедлительно пустили в работу. Но воды прибывало так много, что ситуация выходила из-под контроля. В итоге, инженерам ничего не оставалось, как попросту отключить электричество — вода практически вплотную подошла к кабелям. Насосы прекратили шуметь и станция полностью оказалась затопленной. На тот момент объем механизированной выработки составлял 65 тыс. куб. м грунта.
Сроки сдачи объекта в эксплуатацию после ЧП предлагали пересмотреть. Высказывались мнения, что на ликвидацию последствий уйдет не менее полутора лет. Однако некоторые метростроители смело заявляли, что справятся за два месяца. Подобные утверждения вызывали, мягко говоря, немалые сомнения. Тем не менее отечественные специалисты оказались людьми слова и успешно решили поставленную задачу в рекордно короткий срок.
На откачку воды ушло менее недели. Затем меняли оборудование, кабели, восстанавливали выработки... И уже через два месяца все последствия разрушительной аварии удалось ликвидировать. А главное, станцию сдали в срок, будто и не было ЧП. Большая заслуга во всей этой истории принадлежит начальнику СМУ-6 Нариману Александровичу Простову. Именно он, нисколько не сомневаясь, заявил, что в течение ближайших недель вместе с бригадой ликвидирует последствия аварии, которую некоторые источники сегодня называют крупнейшей в истории строительства Московского метрополитена.