Представляю вашему вниманию велосипед "Турист" модели В-32, изготовленный на Харьковском Велосипедном Заводе в 1953 году. Эту трехскоростную модель вместе с её упрощенным односкоростным вариантом В-31, создал коллектив конструкторов ХВЗ под руководством Кирилла Степановича Гладкого в 1948 году. Серийный выпуск модели начался в 1949-м и продолжался 9 лет. В-31 и В-32 - первые харьковские велосипеды, получившие название "Турист". В дальнейшем это наименование передавалось "по наследству" целой плеяде моделей, выпускавшихся до 2000-х годов.
В ходе многолетнего серийного производства модель В-32 претерпела значительные изменения, направленные на повышение надежности и улучшение конструкции велосипедов. Различают три условных модификации машин крупносерийного выпуска. (Ранние предсерийные и серийные велосипеды из этого списка я изымаю, т.к. они встречаются чрезвычайно редко и о них, возможно, будет отдельный рассказ). Представленный велосипед относится к ранней модификации, имевшей ряд значительных отличий от последующих - необычный переключатель передач с двумя управляющими тросами, алюминиевые тормозные ручки и втулки колес, своеобразная коронка вилки и т.п. По многим комплектующим (колесные втулки, тормоза, переключатель передач и др. эта модификация имела унификацию со спортивно-шоссейной моделью В-53. Двухтросиковый переключатель передач оказался недостаточно надежным для массового туристического велосипеда и на завод регулярно поступали претензии от пользователей. Велосипеды комплектовались двумя типами рулей – спортивным (как на этой машине) и более плоским туристическим. Оба типа рулей изготавливались из стальной трубы.
Вторая модификация получила новую переднюю вилку, стальные тормозные рычаги на руле, иной формы «крабы» тормозов, новый телескопический переключатель передач французского типа (Simplex), управляемый манеткой с одним тросом, унифицированный со спортивно-шоссейной моделью В-54.
Третья и последняя модификация В-32 имела тормозные рычаги спортивного образца, такие же, как на «шоссейнике» В-54, модернизированный переключатель типа Simplex, отличающийся от предыдущей версии натяжителем, стальные колесные втулки и проводку тросов через припаянные к раме бонки.
В коллекции Веломузея имеются велосипеды всех трех основных модификаций, а также образец модели В-31 и даже редкая дамская модель «Туриста» под индексом В-41, выпускавшаяся небольшими партиями.
Велосипеды модели В-32 славились высоким качеством изготовления и отменной надежностью. Велосипеды окрашивались в несколько цветов и имели красивый декор, за что их любили владельцы.
Некоторые из «Туристов» В-32, хоть и в переделанном виде, эксплуатируются и по сей день. В наши дни все модификации модели весьма привлекательны для коллекционеров, так как действительно красивы и редко встречаются в полностью аутентичной комплектации, особенно ранние версии с двухтросиковым переключателем передач.