В 1948 году коллектив конструкторов Харьковского велосипедного завода под руководством Кирилла Степановича Гладкого разработал две легкодорожные модели велосипедов, предназначенные для езды по хорошим дорогам. Модели получили общее коммерческое название - "Турист". Односкоростная версия имела индекс "В-31", а трехскоростная - "В-32". Серийное производство новинок началось в 1949 году и продолжалось 9 лет, после чего в серию пошла следующая модель В-33 под тем же коммерческим названием "Турист". В дальнейшем это наименование передавалось "по наследству" целой плеяде моделей, выпускавшихся до 2000-х годов.
Параллельно с моделями В-31 и В-32 конструкторы ХВЗ создали дамскую версию трехскоростного легкодорожного велосипеда, однако ее серийный выпуск начался много позже.
В 1955 году на Харьковском велозаводе началось производство малой серией дамского варианта массовой модели "Турист", получившего индекс В-41.
Поначалу казалось, что новая модель будет популярной, но первые отзывы торгующих организаций показали обратное - велосипеды не пользовались спросом. Если в крупных городах их еще как-то раскупали, то в небольших населенных пунктах и в сельской местности спрос оказался нулевым. Анализ отзывов показал, что советские женщины для обычных ежедневных поездок покупали дорожные дамские велосипеды, а увлеченные любительским велоспортом и туризмом предпочитали классический "Турист" с мужской рамой, так как она обладала большей жесткостью. После выпуска нескольких небольших пробных партий производство модели В-41 было свернуто.
Примечательно, что несмотря на короткий период выпуска модель прошла небольшую модернизацию, коснувшуюся проводки тросиков заднего тормоза и переключателя передач - на поздней версии использовались припаянные к раме упоры для рубашек тросов. Из-за незначительности тиража модели в наши дни она считается очень редкой. А экземпляры в хорошем аутентичном состоянии вообще можно считать уникальными! Данный экземпляр был приобретен для коллекции Веломузея в Коломне в 2014 году. Велосипед порадовал хорошей сохранностью, а небольшой некомплект удалось быстро восстановить, благо все комплектующие, кроме рамы, унифицированы с массовым мужским "Туристом" модели В-32 соответствующего периода выпуска. Велосипед вышел с завода в комплектации "Люкс" - с фарой, динамомашиной и звонком.
Посмотрите публикации, посвященные первым моделям велосипедов "Турист" Харьковского Велозавода: