Найти тему

Автобусы-янгтаймеры на IX Петербургском параде ретро-транспорта.

Оглавление
В качестве дополнения к прошлой статье мне хотелось бы поговорить о так называемых "янгтаймерах" из мира автобусов. В мире легковушек янгтаймеры - это автомобили, как правило, не моложе 20 и не старше 30 лет, потенциально имеющие возможность стать классическими. С автобусами тема похожая...

Многие музейные организации сейчас стараются сохранять интересные экземпляры еще до того, как они обретут статус классики. Ведь куда проще поддерживать автобус, который изначально был в хорошем состоянии, нежели восстанавливать практически с нуля технику, которая до попадания в музей несколько десятков лет простояла в качестве сарая у кого-нибудь на садовом участке.

Вот в таком виде музейщиками из Санкт-Петербурга был найден автобус ЗИС-155. И даже из подобного состояния автобусы восстанавливаются.
Вот в таком виде музейщиками из Санкт-Петербурга был найден автобус ЗИС-155. И даже из подобного состояния автобусы восстанавливаются.

Музей при СПб ГУП "Пассажиравтотранс" сейчас руководствуется именно принципом "лучше сохранить сейчас - чем искать потом", поэтому среди экспонатов можно встретить не только "настоящие" ретро-автобусы, вроде ЗИС-155, Ikarus 55 Lux и ПАЗ-672М, но и автобусы 90-х, 00-х и даже начала 10-х годов.

Автор фото: Андрей Михайлов
Автор фото: Андрей Михайлов

На сегодняшний день в музей автоматически отправляются последние экземпляры автобусов, снятых с маршрутов Санкт-Петербурга. Таким образом в коллекцию Петербургского музея автобусов попали Волжанин-5270, МАЗ-103, ЛиАЗ-6212 и другие. Именно о подобных автобусах я и расскажу здесь, тем более, что в этом году на ретро-параде было сразу несколько премьер. К сожалению, собственных фотографий этих автобусов на транспортном фестивале я не сделал, поэтому позаимствую кадры с сайта fotobus.msk.ru.

Ikarus 263.10 и Jelcz 120M я уже описывал в прошлой статье, так что сразу же перейду к другим автобусам. Все они (за исключением ЛиАЗ-5256.40-01 и СканТат-6208) являются экспонатами из коллекции музея при "ПАТе".

Автор фото: Александр Стаканов
Автор фото: Александр Стаканов
Автор фото: Ян Мухтаров
Автор фото: Ян Мухтаров

ЛиАЗ-5256.40-01

Забавно, но автобус на фото, несмотря на ливрею "Мосгортранса" большую часть жизни провел в Краснодарском крае. Выпущен данный экземпляр в 2002 году и представляет собой пригородную версию с компоновкой дверей 2-0-2 и двигателем КАМАЗ-740. Автобус имеет раннюю переднюю маску, с которой ЛиАЗ-5256 выпускался еще в советские времена. Так что в отличии от большинства героев этой статьи, этот ЛиАЗ вполне можно принять за ретро-автобус.

ЛиАЗ-5256 - это автобус долгожитель. Он просуществовал на конвейере целых 35 лет, с 1986 по 2021 год. За это время было выпущено около 26 тысяч таких автобусов, что, кстати, практически в десять раз меньше тиража его предшественника - ЛиАЗ-677. (Автор фото: Иван Ревенков)
ЛиАЗ-5256 - это автобус долгожитель. Он просуществовал на конвейере целых 35 лет, с 1986 по 2021 год. За это время было выпущено около 26 тысяч таких автобусов, что, кстати, практически в десять раз меньше тиража его предшественника - ЛиАЗ-677. (Автор фото: Иван Ревенков)

На данный момент автобус приобретен энтузиастом из Москвы, который занимается его восстановлением. В этом году он стал участником транспортного фестиваля, доехав на ЛиАЗе своим ходом до Санкт-Петербурга.

МАЗ-103.040

Еще в 2015 году этот МАЗ-103 1999 года выпуска стал участником самого первого парада ретро-транспорта, организованного "ПАТом". Позже он появлялся на параде и в 2016, и в 2017, и в 2019 году. Тогда он принадлежал не музею, а учебному комбинату. В 2021 году автобус передали в коллекцию музея, где он прошел длительный ремонт и восстановление. Наконец, в этом году автобус вновь вернулся в состав участников ретро-парада, изрядно похорошев.

МАЗ-103 является преемником модели МАЗ-101, которая представляла собой лицензионную копию немецкого автобуса Neoplan N4014. 103-й же отличался большим количеством отечественных комплектующих, в том числе он получил задний мост собственной конструкции. С 1996 по 2022 год было собрано около 8 тысяч таких машин.(Автор фото: TimBus)
МАЗ-103 является преемником модели МАЗ-101, которая представляла собой лицензионную копию немецкого автобуса Neoplan N4014. 103-й же отличался большим количеством отечественных комплектующих, в том числе он получил задний мост собственной конструкции. С 1996 по 2022 год было собрано около 8 тысяч таких машин.(Автор фото: TimBus)

Этот МАЗ никогда не проходил полноценной реставрации, по той простой причине, что она ему и не требовалась. За всю свою жизнь автобус никогда не работал на маршрутах Санктр-Петербурга, будучи первые три года служебным, а после учебным. А значит ездил он в отличии от линейных автобусов совсем немного.

Волжанин-52701-10-02/22

Волжанин-5270 - это первая самостоятельная модель производителя автобусов из Волгоградской области, которого сегодня мы знаем под именем "Volgabus" (до этой модели на заводе осуществлялась сборка машинокомплектов ЛиАЗ-5256). Так что неудивительно, что в Петербургском музее автобусов решили сохранить хотя бы один экземпляр этого автобуса. Кстати, как и предыдущий герой статьи, "Волжанин" не первый раз является участником парада ретро-транспорта. Впервые он принял участие в параде еще в 2017 году. Впрочем, с того момента больше он на мероприятиях не появлялся. И вот в 2024 году мы смогли вновь увидеть его на улицах Санкт-Петербурга. Автобус был тщательно подготовлен к параду, ему освежили внешний вид и отремонтировали двигатель.

Автобусы этой модели выпускались с 1997 по 2012 год. За все время производства они оснащались большим количеством двигателей: Caterpillar, Cummins, Deutz, MAN, Rába, Scania, ЯМЗ-236. (Автор фото: nova3277)
Автобусы этой модели выпускались с 1997 по 2012 год. За все время производства они оснащались большим количеством двигателей: Caterpillar, Cummins, Deutz, MAN, Rába, Scania, ЯМЗ-236. (Автор фото: nova3277)

Данный экземпляр был выпущен в 2001 году и тогда же поступил в Автобусный парк № 6 города Санкт-Петербург. До 2015 года автобус работал на маршрутах, а после стал служебным. Тогда же он впервые и получил свой музейный статус. Спустя год автобус перевели в учебный комбинат. Ну а в 2021 году его, наконец, передали в музей.

ВМЗ-4252 "Олимп"

"Троллейбус-оборотень", как его прозвали в музее, стал еще одной премьерой на параде ретро-транспорта. И участвовал он вовсе не в колонне троллейбусов, ведь несмотря на кузов от ВМЗ-5298 ''Авангард'' - это полноценный автобус, сделанный на шасси КАМАЗ-5297 и использующий агрегаты от автобусов НефАЗ.

ВМЗ-4252 «Олимп» — российский полунизкопольный городской автобус, выпускавшийся на Вологодском механическом заводе с декабря 2007 года по февраль 2011 года. (Автор фото: nova3277)
ВМЗ-4252 «Олимп» — российский полунизкопольный городской автобус, выпускавшийся на Вологодском механическом заводе с декабря 2007 года по февраль 2011 года. (Автор фото: nova3277)

Не вижу смысла подробно распинаться об этом автобусе, поскольку про него уже выходил великолепный материал от Андрея Михайлова, а также не менее интересный видеообзор от музея при "ПАТе". Особенно рекомендую к просмотру видео. Где вы еще сможете увидеть драг-рейсинг между автобусом и троллейбусом в одинаковых кузовах?

СканТат-6208

Скорее всего об этом автобусе вы никогда и ничего не слышали, что, в общем-то, и неудивительно. Ведь за все время производства их выпустили всего несколько десятков. Тем не менее, СканТат-6208 - зверь интересный. Этот междугородний автобус построен на шасси Scania K114 IB4x2NB. Эта машина, разумеется, не является отечественной разработкой, а представляет собой локальную сборку иранского автобуса Runiran.

Междугородний автобус СканТат-6208 на базе шасси Scania вышел крайне дорогим - он стоил от 180 до 215 тысяч долларов. Всего их собрали 26 единиц. (Автор фото: Neches)
Междугородний автобус СканТат-6208 на базе шасси Scania вышел крайне дорогим - он стоил от 180 до 215 тысяч долларов. Всего их собрали 26 единиц. (Автор фото: Neches)

Выпущен этот автобус в 2004 году, и кому-то может показаться, что он не совсем уместен на ретро-параде. Но учитывая редкость данного экземпляра, я думаю, что ему можно вполне простить эту формальность.

Ikarus 250.93

Самые ранние автобусы модели Ikarus 250 вышли в далеком 1969 году, а это значит, что их нельзя считать янгтаймерами, ведь это самые что ни на есть полноценные олдтаймеры. Да и культовый статус этих машин уже нельзя оспорить. Но как относиться к машинам поздних годов выпуска? Ведь 250-й выпускался аж до 1996 года. Вот и наш экземпляр является поздним, он вышел в 1994 году. Но стал ли он от этого хуже своих предшественников? Разумеется, нет. Вот и в Петербургском музее автобусов считают, что поздние машины нужно сохранять также, как и ранние.

Ikarus 250.93 представлял собой упрощенную модификацию 250.59. Отличия заключались в меньшем шаге кресел и потому увеличенной вместимостью, а также в отсутствии бытового блока сзади. Выпускалась данная модификация с 1989 по 1996 год. (Автор фото: FootKos)
Ikarus 250.93 представлял собой упрощенную модификацию 250.59. Отличия заключались в меньшем шаге кресел и потому увеличенной вместимостью, а также в отсутствии бытового блока сзади. Выпускалась данная модификация с 1989 по 1996 год. (Автор фото: FootKos)

Этот автобус находится в коллекции музея с 2015 года. Автобус в течение четырех лет проходил реставрацию в Автобусном парке №5 и на данный момент находится в хорошем техническом состоянии. Ярко-розовый цвет этого Ikarus 250.93 - это всего лишь ошибка при подборе цвета. В будущем автобус будет перекрашен в полагающийся ему оттенок.

Ikarus 435.05A

Эта венгерская гармошка уже не раз была героем материалов в том числе на этом канале. Здесь же я решил ее упомянуть во-первых потому, что это все-таки полноценный автобус-янгтаймер (он выпущен в 1993 году). Ну а во-вторых в этом году случилось чудо и "Икарус 435" все-таки смог принять полноценное участие в ретро-параде без поломок. Напомню, что в прошлом и позапрошлом году ему это не удалось. В 2022 году автобусу удалось стартовать с Морской набережной, но до Инженерной улицы ему добраться не удалось, поскольку случилась поломка. А в 2023 году ему не удалось уехать с места старта колонн в принципе.

Автор фото: Ян Мухтаров
Автор фото: Ян Мухтаров

Сам по себе автобус для нашей страны по-настоящему уникальный. Ведь Петербургскому музею автобусов принадлежит единственный Икарус 435 в России.

ЛиАЗ-6212.00

Еще одна гармошка на ретро-параде по своему году выпуска не дотягивает даже до статуса янгтаймера. Этот ЛиАЗ-6212.00 был выпущен в 2007 году. Но тем не менее, на маршрутах Санкт-Петербурга вы уже не сможете увидеть на линии подобные автобусы. Станет ли когда-нибудь классикой этот вариант ЛиАЗа с пластиковой передней маской - вопрос открытый. Но как минимум несколько экземпляров для потомков мы сохранить обязаны.

ЛиАЗ-6212 выпускался довольно короткий период времени, с 2002 по 2014 год, после чего был вытеснен низкопольной моделью ЛиАЗ-6213. Причиной снятия с производства был тот факт, что в мегаполисах, вроде Москвы и Санкт-Петербурга в середине 10-х годов предпочитали брать низкопольные гармошки, а в небольших городах позволить гармонь, пускай и высокопольную, не могли. (Автор фото: frunzenecc)
ЛиАЗ-6212 выпускался довольно короткий период времени, с 2002 по 2014 год, после чего был вытеснен низкопольной моделью ЛиАЗ-6213. Причиной снятия с производства был тот факт, что в мегаполисах, вроде Москвы и Санкт-Петербурга в середине 10-х годов предпочитали брать низкопольные гармошки, а в небольших городах позволить гармонь, пускай и высокопольную, не могли. (Автор фото: frunzenecc)

Конкретно этот экземпляр попал в Автобусный парк №7 города Санкт-Петербург в октябре 2007 года. И до 2013 года работал на маршрутах. Позже его перевели Автобусный парк №6 и сделали учебным. Ну а в этом году его передали в музей. Так что несмотря на то, что это автобус принимал участие в ретро-параде еще в 2021 году, в этом году он впервые дебютировал в качестве музейного.

Hess

Ну и завершим обзор гармошек одним из недавних приобретений музея при "ПАТе" - швейцарским автобусом Hess в основе которого лежит шасси Volvo B10M-C. Этот автобус можно назвать полноценным олдтаймером, ведь уже через два года ему перевалит за 40 лет. Но все же я решил показать его в этой статье, поскольку техника действительно интересная. К ретро-параду автобус особо не подготавливали, да и автобус этого не требовал, ведь еще в декабре 2023 года он полноценно работал на линии в городе Псков. Ну а полноценную реставрацию он, разумеется, получит, но позже.

Этот экземпляр был выпущен в 1986 году. До 2002 года автобус работал в Женеве. Ну а после попал в город Псков, где проработал аж до конца 2023 года. Т.е. он умудрился проработать больше двадцати лет только в России, что является большой редкостью даже для новых отечественных автобусов, что уж говорить о б/у технике. (Автор фото: Иван Ревенков)
Этот экземпляр был выпущен в 1986 году. До 2002 года автобус работал в Женеве. Ну а после попал в город Псков, где проработал аж до конца 2023 года. Т.е. он умудрился проработать больше двадцати лет только в России, что является большой редкостью даже для новых отечественных автобусов, что уж говорить о б/у технике. (Автор фото: Иван Ревенков)

Про перегон этой гармошки в паре с еще одной из Пскова вы можете почитать материал Федора Лапшина на сайте Авторевю (увы, под пэйволлом).

Волжанин-5270-20-06 "СитиРитм-12"

Самый современный экспонат Петербургского музея автобусов - это Волжанин-5270 "Ситиритм-12" 2011 года выпуска. Автобус интересен тем, что имеет алюминиевый кузов в отличии от своего преемника Volgabus-5270. Музей забрал один из последних ходовых автобусов этой модели на маршрутах Санкт-Петербурга. На момент написания статьи ни одного "Волжанина" на линии больше не работает.

В таком виде Волжанин-5270 выпускался с 2005 по 2012 год. Всего было выпущено около 250 экземпляров этих низкопольных автобусов. (Автор фото: NeVa)
В таком виде Волжанин-5270 выпускался с 2005 по 2012 год. Всего было выпущено около 250 экземпляров этих низкопольных автобусов. (Автор фото: NeVa)

Увы, но несмотря на музейный статус, Волжанин не принял участие в ретро-параде. Более того, на транспортном фестивале из него сделали не экспонат, а некий "Музеобус", внутри которого организовали небольшую выставку. Надеюсь, что однажды этот автобус все-таки будет оправдывать свой музейный статус и в следующий раз мы увидим его в качестве участника. К слову, на этот автобус имеется видеообзор от Дяди Вани Зенкевича.

Авто
5,66 млн интересуются