Найти тему
Яхтинг на Волге

«Яхта Геринга»: как одна из «трофейных» яхт добралась до Саратова

Оглавление

Яхте «Уран» в этом году исполнится 90 лет. Или исполнилось в прошлом году. Да, есть некоторая неопределенность, потому что точной даты рождения (точнее, постройки) яхты мы не знаем. Но насколько нам известно, яхта построена в середине 1930-х годов, а значит, через каких-то 8-10 лет мы сможем отметить её столетний юбилей. И нам очень хочется верить, что отметим мы его на воде, в каком-нибудь большом походе. Ну а пока на «Уране» идут ремонтные работы - хотим рассказать вам историю этой яхты.

-2
-3

Часть 1. Рождение в Германии

Итак, как мы уже сказали, мы не знаем точной даты рождения этой яхты, но по имеющимся у нас сведениям она была построена в 1933 или 1934 году. И появилась она на свет не в Саратове и даже не в СССР, а в Германии. Парусный спорт в Германии начал развиваться во второй половине 19 в., при императоре Вильгельме II. В Германии есть доступ к морю и множество озёр и рек, где немецкая элита и в начале ХХ века, и во времена гитлеровской Германии любила заниматься парусным спортом. Строилось достаточно много яхт, некоторые для государственных нужд (например, для молодежных спортивных клубов), некоторые для частных владельцев.

Кстати, одним из таких частных владельцев был, например, Альберт Эйнштейн (на фото), которому в 1929 году подарили 7-метровую парусную яхту. Она была построена специально для него и главным требованием знаменитого физика была простота управления, чтобы он мог ходить на ней в одиночку.

Альфред Эйнштейн с женой на яхте
Альфред Эйнштейн с женой на яхте

После победы над фашистами Германия выплачивала СССР так называемые репарации. В том числе в качестве компенсации за причиненный ущерб отдавались станки, автомобили, суда. На территорию разгромленного Рейха в 1946-1947 гг. были направлены комиссии специалистов по различным областям науки и техники.

Была и «парусная» комиссия, которую возглавил Борис Михайлович Кудрявцев, яхтсмен, первый послевоенный начальник яхт-клуба «Спартак». Комиссии была поставлена задача – проехать по портовым городам и отобрать «самые плавучие яхты». Штаб Кудрявцева размещался на территории яхт-клуба люфтваффе в Куксхагене. Туда свозились все найденные суда. Здесь же проводились технический осмотр, консервация и подготовка яхт для транспортировки в Советский Союз. Кстати, в процессе работы комиссии выяснилось, что почетным командором клуба в Куксхагене являлся рейхсминистр Герман Геринг – откуда потом возникло устойчивое сочетание «яхты Геринга» применительно ко всем яхтам, прибывшим в СССР по репарации.

Трофейные яхты на Клязьминском водохранилище
Трофейные яхты на Клязьминском водохранилище
Трофейные яхты на Клязьминском водохранилище
Трофейные яхты на Клязьминском водохранилище

Вот и наш будущий «Уран» отправился в Советский Союз. К сожалению, мы не знаем, как называлась эта яхта в своей «первой» жизни. Но когда она попала в Ленинград в конце 1940-х гг., ей дали название «Балтика».

Часть 2. «Балтика» в Саратове.

«Вторая» жизнь нашей яхты исследована меньше всего. Мы знаем, что под названием «Балтика» она ходила в Ленинграде и на ней обучались будущие яхтсмены (как мы это узнали – расскажем чуть позже!).

Но, как и многие другие деревянные яхты, полученные по репарации, она вскоре пришла в упадок. Возможно, для обучения юных спортсменов были закуплены более современные яхты. И в начале или середине 1960-х годов яхта «Балтика» оказалась в Саратове. В то время в нашем городе был организован детско-юношеский яхт-клуб «Юнга». Инициатором создания клуба был Владимир Борисович Троепольский. Владимир Борисович был военным капитаном второго ранга, служил на военных кораблях, в 60-х годах был военпредом на оборонных предприятиях. В том числе жил и работал в Саратове. Как сам Троепольский пишет в своих мемуарах, он очень много внимания уделял детям, приобщая их к парусному спорту.

Яхт-клуб "Юнга", 1973 год, фото с сайта oldsaratov.ru
Яхт-клуб "Юнга", 1973 год, фото с сайта oldsaratov.ru


Именно Троепольский поехал в Ленинград с соответствующими документами и попросил в качестве шефской помощи передать в Саратов несколько яхт. Возможно, среди них была и «Балтика». Троепольский также привлёк к работе в детском яхт-клубе ветеранов саратовского парусного спорта. Под руководством опытных наставников юнги своими руками строили швертботы детского класса «Кадет», на которых выходили на тренировки на Волге и даже ходили в длительные походы. Сопровождали их килевые яхты – в том числе «Балтика». А особо отличившихся ребят даже подсаживали к взрослым экипажам. Вот такой была вторая жизнь нашей яхты.

Долгое время мы думали, что фотографий яхты «Балтика» у нас не сохранилось. Но буквально в процессе подготовки этого материала мы наткнулись на фильм, выпущенный в 1967 году Нижне-Волжской студией кинохроники. Фильм рассказывает об одном из детских походов яхт-клуба «Юнга». Заметив на кадрах большую яхту, мы задались вопросом – а не может ли это быть «Балтика»? Задали вопрос Владимиру Скабицкому, который был самым первым капитаном «Балтики» в Саратове. И тот рассказал, что действительно, был в 1965-1966 годах поход, в который Троепольский взял «настоящего оператора». А значит, есть вероятность, что мы получили первые не просто фотографии, а видеокадры с участием «Балтики».

-8
-9

Кстати сказать, созданный Владимиром Троепольским детский яхт-клуб «Юнга» работает в Саратове до сих пор.

Часть 3. Три капитана

При подготовке этого материала мы перечитали несколько историй яхт, переданных по репарации в СССР. И если речь идёт не о больших кораблях, а именно о маломерных суднах, то судьбы многих из них оказываются очень похожи. Несколько лет активного использования, в основном в заводских или молодежных яхт-клубах. У яхты нет одного хозяина, а значит, нет должного ухода. Сначала они начинают ломаться по мелким деталям, потом приходят в негодность уже более глобально, а тратить время и деньги на капитальный ремонт нет необходимости – устаревшие лодки заменяют новыми. Так произошло и с «Балтикой». Она оказалась в забвении, начала разрушаться.

На фотографии другая яхта, но тоже полученная по репарации – приводим её как образец того, в каком состоянии пребывали эти лодки.
На фотографии другая яхта, но тоже полученная по репарации – приводим её как образец того, в каком состоянии пребывали эти лодки.

И очень часто в судьбе такой спящей красавицы появляется прекрасный принц капитан. В нашей истории их было целых три – Владимир Скабицкий, Станислав Овчинников и Вячеслав Уранов. Три саратовских яхтсмена решили восстановить старинную яхту.

Станислав Овчинников, 1983 г.  Фото из личного архива Сергея Пискарёва.
Станислав Овчинников, 1983 г. Фото из личного архива Сергея Пискарёва.
Владимир Скабицкий, 2008 г. Фото из личного архива Сергея Пискарёва.
Владимир Скабицкий, 2008 г. Фото из личного архива Сергея Пискарёва.

Работы велись с 1974 по 1979 годы. Были полностью изменены обводы яхты – поверх старого корпуса «Балтики» установили фальш-шпангоуты, на которых построили новый легкий корпус из фанеры и оклеили его стеклотканью на эпоксидной смоле. После этого была полностью снята палуба и рубка, и яхта по новому корпусу была покрыта палубой. А также построена новая рубка и новый кокпит. Был изменен наклон транца на реверсивный. Чугунный фальшкиль заменен на свинцовый. Вместо деревянной мачты была установлена алюминиевая. Ну и наконец, были пошиты новые паруса.

В общем, как вы уже понимаете, в результате этой перестройки яхта очень сильно изменилась. Если бы первые немецкие парусные гонщики увидели её – скорее всего, они бы её и не узнали.

В 1979 году яхта была восстановлена и сброшена на воду. Но один из трех участников этого восстановления, капитан Уранов был к тому времени тяжело болен. Он увидел, как яхта была сброшена на воду, но вскоре после этого он скончался. В память о нем яхта получила своё новое имя – «Уран».

Часть 4. Эпизод из жизни «Урана».

Капитану Урана – Станиславу Анатольевичу Овчинникову - нужна была команда для организации походов и участия в гонках.
По знакомым, через сарафанное радио стали искать людей. На тот момент Овчинникову было 49 лет, в молодых здоровых руках и толковых головах он очень нуждался. Так на яхту попал Сергей Пискарёв.

Сергей рассказывает:
«Я пришёл на Уран в 83-ем. В этом же году мы занимались заменой стоячего такелажа, а потом пошли в поход в Волгоград на две недели. Мотора у нас ещё не было. Зато были вёсла. Иногда приходилось грести до ближайшей бухты, чтобы остановиться на ночлег.

«Уран» в Ахмате, 1983 г.  Фото из личного архива Сергея Пискарева.
«Уран» в Ахмате, 1983 г. Фото из личного архива Сергея Пискарева.
Поход в Волгоград, 1983 г. Фото из личного архива Сергея Пискарева.
Поход в Волгоград, 1983 г. Фото из личного архива Сергея Пискарева.

Мотор приобрели только в 85 году, «с рук» купили «Ветерок-8», один знакомый яхтсмен смастерил для него кронштейн из нержавейки. Мы подвесили на него мотор, и он даже заработал! Этим же летом мы отправились в поход уже с мотором! Где-то в районе Вольска он странно так зашумел, «крякнул» и вырубился... Кэп (Овчинников) сказал тогда: «Я так и думал… Ну ладно – паруса есть».

Действительно, пошли под парусами. А мотор особенно нужен для шлюзования. Вот и шлюзы... Кэп договорился, чтобы нам отшлюзоваться под бортом у буксира. Мы к нему привязались, всё прошло хорошо – для нас это было приключение! Мотор же мы оставили для ремонта на базе в Балаково.

В тот год мы дошли до Сызрани и повернули назад – время отпуска заканчивалось. После шлюзования на базу за мотором Кэп так и не пошёл.
– Как же мотор? – спросили мы капитана, он только рукой махнул: «Да это не мотор!».

В Саратов шли по течению и под ветром – хорошо! И только на следующий год Уран обзавёлся надежным мотором».

Экипаж «Урана» в Камышине, 1986-1990 гг., слева сверху с чашкой капитан Овчинников. Фото из личного архива Сергея Пискарева.
Экипаж «Урана» в Камышине, 1986-1990 гг., слева сверху с чашкой капитан Овчинников. Фото из личного архива Сергея Пискарева.

Часть 5. Капитан Сергей Пискарёв.

Чтобы продолжить историю «Урана», надо упомянуть, что в советское время практически все яхты принадлежали не частным лицам, а крупным заводам и предприятиям. «Уран» также принадлежал одному из саратовских заводов. С начала 90-х, после распада СССР, это с одной стороны, было некоторой формальностью, с другой, не давало полноценного владения яхтой.

В 1996 году капитан Овчинников собрал свою уже постоянную команду из четырех ребят – Сергея Пискарева, Алексея Устинова, Александра Бибикова и Михаила Смирнова - и сказал, что есть возможность выкупить «Уран».

«Сам я этого делать не буду, так как пока я жив, никто у меня эту лодку не заберет. Все знают, сколько трудов и сил я в неё вложил во время ремонта. Но если меня не станет, то яхту могут забрать. Если вы хотите, чтобы она осталась у вас – вы можете ее на себя оформить. У меня условие одно – чтобы яхта ходила».

Сергей Пискарёв
Сергей Пискарёв
Алексей Устинов
Алексей Устинов
Александр Бибиков
Александр Бибиков
Михаил Смирнов
Михаил Смирнов

Станислав Анатольевич предложил Сергею Пискареву стать капитаном «Урана». Совместно с товарищами они внесли необходимую сумму. А 8 января 1997 года капитана Овчинникова не стало…

Правда, в 1997 году после смерти капитана «Уран» не был спущен на воду, а вместо этого был затеян ремонт на целый год. Был полностью заменен прогнивший правый борт ниже ватерлинии от камбуза до носовой каюты.

В 1998 году ремонт был завершен, яхта была сброшена на воду и озверевшая от ремонтных работ команда отправилась покорять Казань.

998 г., «Уран» под Казанью.
998 г., «Уран» под Казанью.
999 г., Березняки. Фото М. Смирнова.
999 г., Березняки. Фото М. Смирнова.


К 2000 году сгнил левый борт и была проделана такая же работа по замене досок обшивки левого борта.

Лето 2000 г., ремонт левого борта
Лето 2000 г., ремонт левого борта

А в 2001 году команда «Урана» за полтора месяца «взяла» Ярославль. Это был золотой век больших походов «Урана».

2003 г., «Уран» в Ярославской области
2003 г., «Уран» в Ярославской области

С 2016 года началась дружба Сергея Пискарева и «Урана» с «Фототропой». И были многочисленные прогулки, большие походы, буксировка яхты «Красиво» от села Ахмат до утёса Степана Разина… Словом, много совместных историй и приключений.

-24
-25
-26
-27
-28

Осенью 2020-го года состоялось закрытие яхтенного сезона на «Уране». С тех пор «Уран» несколько лет стоял на базе в ожидании очередного ремонта – который и начался активно в этом году. Киль яхты, ещё старый немецкий, прогнил и требует замены. Вот и приходится его удалять, чтобы потом поставить новый.

Давайте вместе с вами заглянем в гости к "Урану" и посмотрим, что происходит с этой легендарной яхтой сейчас.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал "Тропа от Волги до моря", чтобы узнать все новости о восстановлении "Урана".

Яхты
4360 интересуются