Найти в Дзене
ЭраАвто

Антифриз уходит. Куда, почему, и что с этим делать?

Оглавление

Регулярное добавление «охлаждающей жидкости» в бачок, которое кажется безвредным, может сигнализировать о серьёзной неисправности двигателя. Необходимо разобраться, почему и куда исчезает антифриз.

Фото: Nattawit Khomsanit / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Nattawit Khomsanit / Shutterstock / FOTODOM

Зачем нужен антифриз

В двух словах, антифриз служит для отвода избыточного тепла от любого двигателя внутреннего сгорания. Эта незамерзающая жидкость (antifreeze — в буквальном переводе «незамерзающий»), протекая через стенки двигателя и некоторые связанные с ним компоненты (например, турбину), поглощает излишнее тепло и распределяет его через радиатор.

Признаки утечки антифриза

Первым признаком утечки антифриза является снижение его уровня в расширительном бачке, что требует регулярной доливки охлаждающей жидкости. Однако не всегда можно сразу обнаружить утечку, увидев капли на асфальте, так как антифриз может «исчезать» внутри двигателя.

Вот несколько признаков утечки антифриза:

  • характерный запах в подкапотном пространстве после поездки, который иногда ощущается и в салоне;
  • белёсый дым из трубы, который важно не спутать с похожим симптомом при угаре масла;
  • внутренние повреждения контура, которые часто сопровождаются вспениванием и пузырьками в бачке;
  • следы стекающей жидкости или лужицы на полу и/или вертикальных поверхностях, если контур разгерметизирован со стороны салона (например, треснул патрубок отопителя);
  • маслянистая и часто сладковатая на вкус охлаждающая жидкость при ощупывании, если есть повреждение контура со стороны салона;
  • масляная плёнка в бачке и, соответственно, эмульсия в масле, если есть повреждение границы между системами охлаждения и смазки;
  • перегрев двигателя и плохая работа отопителя салона, если уровень антифриза упал очень сильно.

Куда уходит антифриз из бачка

Фото: InFocus.ee / Shutterstock / FOTODOM
Фото: InFocus.ee / Shutterstock / FOTODOM

В целом, у охлаждающей жидкости есть только два пути «побега» из системы: во внешнюю среду и во внутренние полости или смежные контуры. В последнем случае антифриз будет выгорать белым дымом или смешиваться с маслом. Подробнее о причинах такого развития событий мы поговорим далее.

Почему уходит антифриз: основные причины

Как уже было сказано, повреждения системы охлаждения могут быть внешними (например, патрубки, соединения трубок, трещины в радиаторе и т. д.) и внутренними. Второй вариант может потребовать более сложного и дорогостоящего ремонта, а также затруднить диагностику. Рассмотрим основные причины снижения уровня охлаждающей жидкости (ОЖ) в расширительном бачке.

  1. Разгерметизация соединительных элементов включает в себя все внешние детали системы охлаждения: патрубки, металлические трубки, переходники, разветвители, а также места их соединения с другими элементами.
  2. Разгерметизация (трещины) деталей и узлов может быть вызвана различными причинами. В частности, утечка может происходить из радиатора, помпы, термостата и теплообменника (если он есть). Последний часто становится причиной внутренней утечки, поскольку тонкая стенка, разделяющая контуры масла и антифриза внутри теплообменника, может дать трещину, что приведёт к смешиванию жидкостей.
  3. Пробитая прокладка головки блока цилиндров (ГБЦ) — одна из наиболее распространённых причин утечки охлаждающей жидкости. Рубашка охлаждения проходит через прокладку ГБЦ. По разным причинам прокладку может пробить в самом тонком месте — между камерой сгорания и каналом антифриза. В результате охлаждающая жидкость из канала попадает в камеру сгорания (отсюда белый дым), а газы из камеры частично «надувают» контур охлаждения, что проявляется в виде пузырей в расширительном бачке.
  4. Трещина в блоке или головке цилиндров — наименее желательный сценарий, который неизбежно влечёт за собой серьёзный и дорогостоящий ремонт двигателя. В зависимости от расположения трещины антифриз может попасть либо в картер, смешиваясь с маслом, либо в цилиндр.

Следует помнить, что выгорание антифриза в камере сгорания, как и попадание туда масла, — это не безобидное явление, которое требует лишь периодической доливки соответствующей жидкости. Эти компоненты в топливовоздушной смеси крайне негативно влияют на состояние свечей зажигания и катализатора, а также способствуют образованию отложений на стенках камеры и поршнях. Кроме того, в некоторых случаях это может вызвать губительную для любого двигателя детонацию.

Неисправный клапан пробки расширительного бачка

Фото: Rito Succeed / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Rito Succeed / Shutterstock / FOTODOM

Полная герметичность системы охлаждения может привести к утечке ОЖ.

В любом контуре жидкостного охлаждения должен быть выход в атмосферу. При нагреве теплоноситель увеличивается в объёме (для антифриза — на 5–15%), и в него проникает воздух. Чтобы стравить его, в пробку бачка или радиатора встраивают подпружиненный клапан.

Если этот клапан заклинит — особенно часто такое случается в отечественных автомобилях, — нагревающемуся антифризу будет некуда деть воздух. В результате возникает избыточное давление, которое может привести к утечке в слабых местах системы охлаждения. В лучшем случае охлаждающая жидкость будет просачиваться через стыки и соединения элементов, в худшем — разорвёт бачок или радиатор.

Как понять, что уходит антифриз, если нет подтеков

Если система охлаждения работает нештатно и уровень жидкости снижается или образуются примеси, это можно обнаружить по характерным симптомам. Но бывает и так, что жидкость приходится постоянно доливать, а других признаков нет. В этом случае поможет флуоресцент — специальная добавка-индикатор, видимая в ультрафиолетовом свете. Если залить её в бачок и пройтись УФ-лампой вдоль контура, можно найти место утечки. В некоторых современных антифризах такая присадка уже есть.

Также можно попробовать искусственно создать ситуацию, похожую на заклинивший клапан бачка. Для этого в систему нагнетают повышенное давление, а затем ищут место утечки. Проводить эту процедуру следует только на холодном двигателе после простоя.

Проверка герметичности — только на-холодную

Иногда трудно диагностировать проблему из-за свойств охлаждающей жидкости. В отличие от масла, утечка антифриза (если она небольшая) может долго оставаться незамеченной. Это связано с тем, что антифриз быстро испаряется, попадая на горячую поверхность.

Кроме того, когда детали расширяются, утечка может временно прекратиться. Поэтому, если нет очевидных признаков повреждения, лучше начать поиск утечки на холодном двигателе, где свежие подтёки можно увидеть невооружённым глазом.

Что делать, если уходит антифриз

Чтобы устранить неисправность, необходимо определить её причину и принять соответствующие меры. Иногда достаточно просто подтянуть хомуты. Если проблема серьёзнее, может потребоваться замена патрубков или металлических трубок. Более сложные случаи требуют ремонта или замены термостата, помпы, теплообменника, радиатора или прокладок этих деталей.

Особенно трудоёмкой и дорогостоящей может оказаться замена пробитой прокладки ГБЦ. В самых тяжёлых случаях, когда повреждён блок или головка, может потребоваться капитальный ремонт двигателя. Однако иногда целесообразнее заменить двигатель целиком, особенно если речь идёт о старых или сильно изношенных моторах.

Авто
5,66 млн интересуются