Эти тряпочные рулоны, которые вы видите, являются самым настоящим лекарством как для железной, так и для автомобильной дороги. На железной дороге даже есть понятие о «лечении земляного полотна». Поэтому слово лекарство подходит очень хорошо.
Путешествуя по железной дороге, вы проезжаете через самые различные природные уголки нашей планеты. Инженеры всегда старались выбирать места с дренирующими грунтами для строительства этой инфраструктуры.
Дренирующие грунты - это грунты, которые хорошо пропускают воду.
Пропуск и отвод воды от железной дороги это важнейшее требование для обеспечения безопасности движения. Ведь если вода останется, то это приведет к снижению прочности основания на котором уложена рельсошпальная решетка - то есть к снижению прочности земляного полотна.
Под земляным полотном имеется ввиду железнодорожные насыпи и выемки.
Если хороший дренирующий грунт для насыпи еще можно найти поблизости и привезти, то грунт выемки выбирать не проходится. Можно конечно вырезать его и заменить другим, но это очень дорогое удовольствие, к которому раньше уж точно редко прибегали. И проблема грунта выемки могла быть в том, что такой грунт мог быть недренирующим, например глинистым или из очень мелкого песка.
Но сложенный природой грунт выемки хотя бы хорошо уплотнен, чего нельзя сказать о грунте насыпи, который нужно хорошо уплотнить.
Но насыпи тоже часто возводились из недренирующего грунта.
сливная призма - простое решение в борьбе с водой
Для отвода воды (например) с глинистых грунтов, была придумана сливная призма трапецеидальной и треугольной формы. Такая призма нарезалась из тех же глинистых грунтов и служила водоупором, по которому стекала вода.
Но, к сожалению, несмотря на теоретическую защиту, недренирующий грунт под рельсошпальной решеткой со временем проседал, и в нем застаивалась вода, которая снижала прочность основной площадки.
Рельсошпальная решетка проседала. И чтобы вернуть её на прошлый уровень высоты, проходилось досыпать балласт (камней). Так дефект прогрессировал. Сначала образовывалось балластное корыто, затем балластное ложе, затем балластный мешок, и затем балластное гнездо. Пример стадии такого дефекта приведен ниже.
тряпка / простыня - как лекарство для земляного полотна
Тряпка / простыня, вообще называется геотекстилем (геосинтетический материал) и он, между прочим, способен препятствовать развитию просадки грунта.
Такая простыня во время прохождения поездов растягивается. Так она оберегает слабые места в грунте. Ведь грунты это далеко не однородная среда. В грунтах есть поры, и кроме того, механические свойства одного и того же привезенного грунта, в пол метре друг от друга, будут хоть и малозначительно, но отличаться. Геотекстиль же заставляет все частички работать сообща. Нагрузку заберет каждая частичка, разгрузив при этом наиболее напряженные слабые места.
Но кроме усиления прочности основной площадки, геотекстиль выполняет еще очень важную функцию - разделения слоев и недопущение проникновения частичек одного грунта в частички другого.
Выше мы говорили про то, что несущая способность грунта снижается при водонасыщении. А вода может остаться в грунте, если последний загрязнится. Поэтому геотекстиль не пропускает мелкие частицы грунта через себя. Но воду пропускает.
Часто геотекстиль применяют и в основании насыпи. А если насыпь состоит из нескольких слоев, то геотекстиль может быть уложен в качестве разделительных прослоек.