Найти в Дзене
Поддержите автораПеревод на любую сумму
Подключите ПремиумЭксклюзивные публикации
Почему русские цари позволяли строить железные дороги без правил?
Сегодня очень сложно представить проектирование железных без нормативной базы. Без Сводов правил, СНиПов, ГОСТов, расчётных формул, без классификации линий и нагрузок. Но в начале XX века вся железнодорожная сеть Российской империи продолжала строиться почти что без нормативных требований. Инженеры проектировали железнодорожный путь, опираясь на свой собственный опыт, а чиновники принимали решения наугад. Конечно, все страны когда-то начинали без жёсткой нормативной базы. Но шло время и все стали...
992 читали · 2 месяца назад
Я почувствовал это на собственной шкуре: как до сих пор виляют наши электрички
Недавно мне довелось прокатиться на электричке по Южно-Уральской железной дороге. И вот, в какой-то момент захотелось не просто ехать, а почувствовать, как именно движется поезд. Вставил наушники, закрыл глаза — и начал концентрироваться на ощущениях. Путь, как и положено, бесстыковой. Едем ровно, мягко. Но даже на гладком пути чувствуются лёгкие поперечные колебания. Такой тихий "пульс" вагона — почти незаметный, но он есть. Иногда попадаются редкие стыки — и вот тогда колебания становятся сильнее, но быстро затухают...
994 читали · 2 месяца назад
5 абсурдных последствий того, что в царской России не было нормальных дорог
Мы привыкли слышать, что Российская империя до революции была великой державой, в том числе — мощной транспортной страной. Что очень высокими темпами строили железные дороги, осваивали Сибирь и Дальний Восток, развивали судоходство, прокладывали каналы. Но достаточно просто открыть дореволюционные учебники и справочники, чтобы эта картина начала рушиться. Эти источники дают понять: несмотря на отдельные успехи, транспортная система царской России имела массу проблем. И это не советская пропаганда, а официальные данные и наблюдения самих специалистов того времени...
2199 читали · 2 месяца назад
Мы смеялись, что в Европе красят рельсы — пока не узнали, насколько это снижает нагрузку
Когда в последний раз вы шли вдоль железнодорожных путей в жаркий летний день? Обращали ли вы внимание, что современные магистрали РЖД почти без стыков? Возможно, вы даже не подозревали, что пока вы идёте вдоль путей, рельсы рядом с вами находятся под огромным напряжением. Они могут быть сжаты силой до 100 тонн — и всё это из-за рельсовых скреплений, установленных на каждой шпале, которые не позволяют рельсовой стали удлиняться при повышении температуры. Не беспокойтесь, это совершенно нормальный режим работы бесстыкового пути...
5304 читали · 3 месяца назад
В Сибири появились странные щиты — зачем РЖД отражает солнце?
В Восточной Сибири, там, где сегодня проходит Байкало-Амурская магистраль, есть зоны с вечной мерзлотой. И вот тут начинается самое интересное. Еще в 2009 году на одном из таких участков начали экспереминтировать со специальными солнцеосадкозащитными навесами. Конструкция навеса включает в себя несколько ключевых элементов. Кровля крепится к обрешётке, которая устанавливается на поперечных уголках. Эти уголки, в свою очередь, фиксируются на продольных балках. Всё это держится на стойках с подставками, которые обеспечивают устойчивость...
1444 читали · 3 месяца назад
Зачем мы начали прятать пенопласт под дороги? Странная идея, которая работает
Современные железные дороги уже не те. Сегодня при их строительстве используют технологии, которые лет 25 назад казались бы для некоторых странными, а для других настоящей экзотикой. Один из таких «инновационных» материалов — пенопласт. Но, конечно, не тот самый, в который упаковывают технику. На первый взгляд это звучит абсурдно: лёгкий и хрупкий материал — и под тонны гружёных вагонов? Но на самом деле пенопласт — это настоящее инженерное «лекарство» для железной дороги. Да, именно лекарство. Потому что традиционно железнодорожники говорят не о «ремонте» земляного полотна, а о его лечении...
5616 читали · 3 месяца назад
Вот где Россия обошла Европу: расчёты царских инженеров, которые до сих пор держат железные дороги
Мне всегда интересно читать нашу старую железнодорожную литературу — в ней столько интересных фактов, которых нет в современных учебниках. Особенно поражают выводы русских авторитетных железнодорожников того времени. Если в дореволюционной литературе наши же специалисты часто отмечали плохое качество железных дорог Российской империи, признавая, что по многим параметрам мы уступаем Европе, то есть одно неожиданное направление, где царские инженеры действительно преуспели — и это расчёты железнодорожного пути на прочность...
2214 читали · 3 месяца назад
Крушение русского царского поезда: неудобная версия, о которой молчат
В 1888 году в России произошло неожиданное для всех событие, — крушение царского поезда Александра III. Сам император и его семья чудом остались живы, но трагедия навсегда вошла в историю российских железных дорог. Официальная версия крушения — нарушение норм технической эксплуатации. Александр III поддержал именно эту версию: при прохождении царского поезда было допущено превышение скорости. В составе шли два паровоза с разными характеристиками: ✔️ у одного конструктивная скорость была 82 км/ч; ✔️ у второго — 58 км/ч, Состав должен был ехать 40 км/ч...
3665 читали · 3 месяца назад
Скалы обрушивались, но поезда шли: как в СССР остановили камнепады
Горные железные дороги — это всегда риск. Обвалы, камнепады, осыпи — все эти природные явления могли в любой момент прервать движение поездов, поставив под угрозу жизни людей и разрушив важные участки инфраструктуры. В Советском Союзе решение этой проблемы стало делом государственной важности, в которое вложили знания учёных, опыт инженеров и немалые средства. Железные дороги СССР пролегали через обширные горные территории — от Кавказа до Дальнего Востока. Особую опасность представляли участки с...
1731 читали · 3 месяца назад
Как Россия боролась с грохотом на своих железных дорогах — и что из этого получилось
Знаете ли вы, что каждый стык рельсов — это слабое место пути? Да-да, именно стыки на старых железных дорогах были причиной сильного грохота поездов, быстрого износа колесных пар и частых ремонтов путей. Но все изменилось с появлением бесстыкового пути. Как? Давайте разберемся. В России эта технология появлялась постепенно. Её история началась ещё в конце 19 века — намного раньше, чем думают многие. В середине 19 века рельсы в России были короткими. А чем короче рельс, тем чаще будут стыки.. Поэтому постепенно инженеры стали удлинять рельсы...
4154 читали · 3 месяца назад
Царские железные дороги — гордость или позор России? Разбираем с фактами
Мало кто сегодня вспоминает, что царская Россия очень долго не доверяла железным дорогам. Власти, купцы, помещики — все сомневались: нужны ли стране рельсы? Даже министры высказывались против. В 1860-х годах в России насчитывалось всего 1600 км дорог — тогда как в Англии было почти 17 000 км, в Германии — 11 600 км, во Франции — 9600 км, а в США — огромные 49 200 км. Причина такого отставания проста — недоверие. В обществе полагали: железные дороги "не соответствуют русскому порядку вещей", отвлекают капиталы от сельского хозяйства, расшатывают устои монархии...
2110 читали · 3 месяца назад
Великие узкоколейки СССР, которых современная молодёжь никогда не увидит
Сегодня молодёжь может увидеть узкоколейку разве что на детских железных дорогах — например, на Малой Южно-Уральской в Челябинске или на туристической Алапаевской узкоколейке. А ведь раньше такие линии были полноценной частью транспортной сети страны: со станциями, депо, и даже ночными рейсами. В царской России железные дороги узкой колеи начали строить в 1870–1880-х годах, чтобы удешевить перевозку малых потоков грузов. Причём некоторые линии имели вполне серьёзную длину: ✔️ Ярославль — Вологда...
2568 читали · 3 месяца назад