Найти тему
Заметки о столице

Проекты станций метро: Замоскворецкая линия (часть 2)

Оглавление

Добрый день, дорогие читатели!

Мы продолжаем говорить о проектах станций метро Замоскворецкой линии. Первую часть читайте по ссылке:

Сегодня речь пойдёт о станциях 2-й очереди строительства московского метро: Белорусской, Маяковской и Театральной.

Приятного чтения!

Белорусская

Станция Белорусская была открыта в 1938-м году в составе участка Площадь Свердлова (ныне Театральная) — Сокол. Станция носила проектное название «Белорусский вокзал», так выглядел её проект 1930-го года, разработанный инженером А. Болдыревым и архитектором В. Владимировым:

Проект станции Белорусский вокзал с береговыми платформами, 1930 год. Взят с сайта: http://moscowwalks.ru.
Проект станции Белорусский вокзал с береговыми платформами, 1930 год. Взят с сайта: http://moscowwalks.ru.

В дальнейшем свой проект разработали архитекторы Надежда Быкова и Николай Андриканис. Белорусская стала единственной станцией, которую Быкова проектировала без своего супруга — известного архитектора, автора одиннадцати станций столичного метрополитена, Ивана Таранова.

Как позже рассказывала сама архитектор, конкурс на оформление станции был еще больше, чем на Сокольники — в нём участвовало около 13 проектов (к сожалению, не сохранились до наших дней). А так выглядел реализованный в итоге проект станции:

Реализованный проект станции Белорусская. Взят отсюда: https://humus.livejournal.com.
Реализованный проект станции Белорусская. Взят отсюда: https://humus.livejournal.com.
Реализованный проект станции Белорусская. Взят отсюда: ru.pinterest.com.
Реализованный проект станции Белорусская. Взят отсюда: ru.pinterest.com.
Реализованный проект станции Белорусская. Взят отсюда: https://present5.com.
Реализованный проект станции Белорусская. Взят отсюда: https://present5.com.

Станция была сооружена по типовому проекту. Для облицовки станционного зала применялся мрамор трёх различных сортов: сиреневый с темными прожилками «биробиджан», серый «уфалей» и чёрный «давалу».

Варьирование этих трех основных цветов помогало преодолеть ощущение «подземки» и создать эффект подземного дворца, залитого светом. С этой же целью в пилонах со стороны центрального зала были устроены полуовальные ниши, в каждой из которых установлен светильник на бронзовом торшере. Верхние части пилонов станции украсили лепниной, выполненной на тему белорусских национальных орнаментов.

Станция Белорусская. Фото с сайта: https://ru.wikipedia.org/wiki.
Станция Белорусская. Фото с сайта: https://ru.wikipedia.org/wiki.

Изначально пол центрального зала был покрыт мраморной мозаикой с богатым узором, но позже был выложен в шахматном порядке плитами серого гранита и чёрного диабаза. Для освещения зала станции использовались подвесные люстры, потолок облицован кессонами.

Фото станции 1938-1940-х годов, можно увидеть мраморный пол. Фото с сайта: https://pastvu.com.
Фото станции 1938-1940-х годов, можно увидеть мраморный пол. Фото с сайта: https://pastvu.com.

Путевые стены изначально были отделаны голубой плиткой, но в 2003-м году покрытие заменили белый (в верхней части) и чёрный (в нижней части) мрамор.

В южном торце центрального зала на постаменте из чёрного диабаза до августа 2021-го года был установлен бюст В. И. Ленина из тёмно-серого гранита. Впоследствии он был демонтирован и перенесён в наземный вестибюль, а на его место установили скульптурную группу «Советская Белоруссия» (ранее находилась на станции Белорусская-кольцевая).

В торце верхнего аванзала перехода на Белорусскую-кольцевую расположена монументальная скульптурная группа «Белорусские партизаны».

Скульптурная группа "Белорусские партизаны". Фото отсюда: rbth.com.
Скульптурная группа "Белорусские партизаны". Фото отсюда: rbth.com.

Станция Белорусская имеет один наземный вестибюль, он встроен в северо-восточное крыло Белорусского вокзала. Авторами оформления вестибюля также были Н. Быкова и Н. Андриканис. Снаружи павильон облицован чёрным гранитом.

Проект вестибюля станции Белорусская. Взят отсюда: https://humus.livejournal.com/6034740.html.
Проект вестибюля станции Белорусская. Взят отсюда: https://humus.livejournal.com/6034740.html.
Вестибюль станции Белорусская. Фото отсюда: https://vladimirkrym.livejournal.com/12239478.html.
Вестибюль станции Белорусская. Фото отсюда: https://vladimirkrym.livejournal.com/12239478.html.

Помещение вестибюля разделено на два зала (кассовый и эскалаторный) колоннадой и турникетами. Парные колонны были покрыты белым мрамором. Стены кассового зала облицованы серым мрамором «уфалей», стены эскалаторного зала — биробиджанским тёмно-розовым мрамором с фиолетовыми прожилками.

Проект интерьера вестибюля станции Белорусская. Взят отсюда: https://humus.livejournal.com/6034740.html.
Проект интерьера вестибюля станции Белорусская. Взят отсюда: https://humus.livejournal.com/6034740.html.
Проект интерьера вестибюля станции Белорусская. Взято отсюда: https://present5.com.
Проект интерьера вестибюля станции Белорусская. Взято отсюда: https://present5.com.

В журнале "Строительство Москвы" №13 за 1938 год отмечалось, что на станции не достаточно проработаны колонны, их ствол жестковат по рисунку, а проработка капителей грубовата. При этом в целом оформление Белорусской можно также считать удачей архитекторов.

В книге "Московский Метрополитен им. Л. М. Кагановича. Вторая очередь" 1941-го года решение по примыканию к вестибюлю эскалаторного хода названо очень удачным, так как этим приёмом достигается более органическое включение эскалаторного хода в общепространственное решение станционного комплекса; значительно улучшается вид на вестибюль при подъёме на эскалаторе благодаря расширенному полю зрения.

Интерьер вестибюля станции Белорусская. Фото с сайта: https://ru.wikipedia.org.
Интерьер вестибюля станции Белорусская. Фото с сайта: https://ru.wikipedia.org.

Маяковская

Изначально станция Маяковская носила проектное название «Триумфальная площадь» (по одноимённой площади, находящейся поблизости).

Первые проекты будущей станции инженера А. Болдырева и архитектора В. Владимирова выглядели так:

Проект станции Триумфальная площадь. Трест МГЖД, 1929 год. Гражданский инженер А.К.Болдырев, архитектор В.Д.Владимиров. Взято с сайта: http://moscowwalks.ru.
Проект станции Триумфальная площадь. Трест МГЖД, 1929 год. Гражданский инженер А.К.Болдырев, архитектор В.Д.Владимиров. Взято с сайта: http://moscowwalks.ru.
Проект станции Триумфальная площадь. Трест МГЖД, 1929 год. Гражданский инженер А.К.Болдырев, архитектор В.Д.Владимиров. Взято с сайта: http://moscowwalks.ru.
Проект станции Триумфальная площадь. Трест МГЖД, 1929 год. Гражданский инженер А.К.Болдырев, архитектор В.Д.Владимиров. Взято с сайта: http://moscowwalks.ru.

Станция Маяковская также была открыта в 1938-м году (через 8 лет после смерти поэта.

В 1935-м году свой проект будущей станции представил архитектор Самуил Кравец. Тогда предлагалось построить колонную станцию глубокого заложения с продольными аркадами. Её формление хотели посвятить эпохе итальянского Ренессанса, добавив лепные украшения, фресковую роспись сводов и отделку люстр. Всё это предпринималось для того, чтобы «театрализовать» архитектуру станции, учитывая расположение её на Триумфальной площади и наличие рядом нескольких театров.

Нереализованный проект станции Триумфальная площадь (Маяковская) архитектора С. Кравеца, 1936 год. Взят с сайта: https://ru.wikipedia.org.
Нереализованный проект станции Триумфальная площадь (Маяковская) архитектора С. Кравеца, 1936 год. Взят с сайта: https://ru.wikipedia.org.

Однако данный проект был признан неудачным и отклонён. К работе над станцией приступил уже другой архитектор — Алексей Душкин. Проект Душкина не имел ничего общего с неоклассикой и с неоренессансом, а являлся образчиком стиля ар-деко.

В 1936-м году в связи с переименованием площади проектное название станции было изменено на «Площадь Маяковского» (позже сокращено до Маяковской).

Проект станции Триумфальная площадь (Маяковская) архитектора А. Душкина, 1936 год. Можно заметить,что изначально мозаики должны были быть больше и другой формы. Взят с сайта: n-metro.ru.
Проект станции Триумфальная площадь (Маяковская) архитектора А. Душкина, 1936 год. Можно заметить,что изначально мозаики должны были быть больше и другой формы. Взят с сайта: n-metro.ru.
Строительство Москвы 1937 год №19-20.
Строительство Москвы 1937 год №19-20.

Конструкция станции также была изменена — впервые в станции глубокого заложения бетон внутренних опор был заменён металлом, а тяжёлые пилоны превратились в изящные колонны. Стальные арки были обрамлены вставками тёмно-серого мраморовидного известняка, а угловые части колонн декорированы родонитом.

Свод станции покрыли белой штукатуркой, светильники разместили в 34 овальных нишах свода центрального зала, вдоль каждого купола также добавили 16 бра. В перспективе зала эти освещённые ниши смотрятся как люстры.

Верхняя часть путевых стен была отделана бело-голубым мрамором «уфалей», а нижняя — чёрно-оливковым мраморовидным известняком «давалу». Цоколи путевых стен оформлены серо-зелёным диоритом. Пол станции выложен геометрическим орнаментом мрамора.

Свод станции украсили 35 мозаичными панно из смальты, выполненными по эскизам художника Александра Дейнеки на тему «Сутки советского неба». К сожалению, одно панно впоследствии было утрачено из-за строительства гермозатвора.

В 1939-м году проект станции удостоился Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке. Станция имеет статус ценного объекта культурного наследия регионального значения.

Недостатками оформления станции называлось то, что мозаичные панно фактически исключены из общего архитектурного ансамбля — чтобы их рассмотреть, необходимо встать под один из куполов и задрать голову вверх. Также критике подверглось отсутствие темы Владимира Маяковского в первоначальном оформлении станции (бюст поэта там появился только после войны).

Бюст Владимира Маяковского работы скульптора Александра Кибальникова на станции. В 2005-м году был перенесён из торца станционного зала в новый вестибюль. Фото с сайта: logoworks.narod.ru.
Бюст Владимира Маяковского работы скульптора Александра Кибальникова на станции. В 2005-м году был перенесён из торца станционного зала в новый вестибюль. Фото с сайта: logoworks.narod.ru.

Станция имеет два подземных вестибюля, южный был открыт вместе со станцией в 1938-м году. Выход встроен в здание Концертного зала имени П. И. Чайковского на углу Тверской и Большой Садовой улиц.

Авторами вестибюля стали архитекторы Алексей Душкин, Яков Лихтенберг и Юрий Афанасьев, фасад спроектировал Дмитрий Чечулин.

Вход в наземный вестибюль станции метро Маяковская. Фото из журнала "Строительство Москвы" №16 1938-го года выпуска.
Вход в наземный вестибюль станции метро Маяковская. Фото из журнала "Строительство Москвы" №16 1938-го года выпуска.
Вход в наземный вестибюль станции Маяковская сейчас. Фото с сайта: mos.ru.
Вход в наземный вестибюль станции Маяковская сейчас. Фото с сайта: mos.ru.

Оформление вестибюля вышло достаточно скромным. В отличие от других станций второй очереди, где эскалаторы доводились до верха, на Маяковской к ним ведут две лестницы. Согласно проекту, машинное отделение эскалаторов было вынесено из-под здания концертного зала.

За входами следует непосредственно широкий лестничный марш в промежуточный зал, облицованный серым уфалеем. Под 90° к нему два других марша приводят в подземный кассово-эскалаторный зал, облицованный темнокрасной шрошей. Потолок этого зала обработан глубокими квадратными кессонами, переходящими в круглые освещенные купола. Первый же зал освещается при помощи бра.

Станция Маяковская, проект эскалаторного зала вестибюля. Взято из книги "Московский Метрополитен им. Л. М. Кагановича. Вторая очередь." 1941-го года.
Станция Маяковская, проект эскалаторного зала вестибюля. Взято из книги "Московский Метрополитен им. Л. М. Кагановича. Вторая очередь." 1941-го года.
Интерьер южного вестибюля станции Маяковская сейчас. Фото с сайта: https://www.tripadvisor.ru.
Интерьер южного вестибюля станции Маяковская сейчас. Фото с сайта: https://www.tripadvisor.ru.

Второй (северный) вестибюль станции был открыт только в 2005-м году на пересечении 1-й Тверской-Ямской улицы и 1-го Тверского-Ямского переулка. Авторами проекта вестибюля были архитекторы Николай Шумаков и Галина Мун при участии Яны Мун.

Северный вестибюль станции Маяковская. Фото с сайта: https://kudamoscow.ru.
Северный вестибюль станции Маяковская. Фото с сайта: https://kudamoscow.ru.

Планируется, что в будущем вестибюль будет встроен в здание. Вестибюль был оформлен различными видами мрамора, нержавеющей сталью, а пол выложен гранитом. Свод кассового зала украшен мозаичными панно на тему неба работы художника Ивана Лубенникова. Мозаики окружены жёлтым фоном, похожим на тетрадный лист в клеточку, где записаны цитаты из стихотворений Владимира Маяковского. Зал освещают светильники индивидуального изготовления.

Интерьер кассового зала северного вестибюля станции Маяковская. Фото с сайта: https://kudamoscow.ru.
Интерьер кассового зала северного вестибюля станции Маяковская. Фото с сайта: https://kudamoscow.ru.

Театральная

Первые проекты станции Болдырева и Владимирова появились уже в 1927-м году. Они были совсем непохожи на те, что в итоге мы видим сегодня, — станция выглядит максимально просто и утилитарна, пилоны облицованы светлой плиткой, а вместо привычной островной платформы две боковых.

Кстати, тогда станция Театральная носила другое название — Площадь Свердлова.

Нереализованный проект интерьера станции Площадь Свердлова. Трест МГЖД. 1927 год. Авторы: гражданский инженер А.К.Болдырев, архитектор В.Д.Владимиров. Взят отсюда: archi.ru.
Нереализованный проект интерьера станции Площадь Свердлова. Трест МГЖД. 1927 год. Авторы: гражданский инженер А.К.Болдырев, архитектор В.Д.Владимиров. Взят отсюда: archi.ru.
Нереализованный проект Управления МГЖД станции Свердловская площадь (поперечный разрез). Взят отсюда: https://gippo-yu.livejournal.com.
Нереализованный проект Управления МГЖД станции Свердловская площадь (поперечный разрез). Взят отсюда: https://gippo-yu.livejournal.com.

А так выглядел проект вестибюля станции данных архитекторов:

Нереализованный проект наземного павильона станции Площадь Свердлова. Трест МГЖД. 1927 год. Авторы: гражданский инженер А.К.Болдырев, архитектор В.Д.Владимиров. Взят отсюда: new.archi.ru.
Нереализованный проект наземного павильона станции Площадь Свердлова. Трест МГЖД. 1927 год. Авторы: гражданский инженер А.К.Болдырев, архитектор В.Д.Владимиров. Взят отсюда: new.archi.ru.

Следующий проект станции был разработан архитектором М.Н. Львовым, работавшим в архитектурной мастерской №3 Моссовета.

В целях создания впечатления большей легкости, автором применена обработка тяжёлых конструктивных пилонов станции декоративными полуколоннами с каннелюрами. Свод оформлен кессонами. Для отделки пилонов, цоколей и стен намечен мрамор трёх цветов, с преобладанием красного.

Хоть в целом оформление и выглядит неплохо, станция кажется тяжеловесной и не возникает ощущения целостности архитектурного решения. Также вызывают некоторые возражения антаблемент предпилонных портиков и характер карниза центрального зала, кроме того нельзя согласиться с применением мрамора для облицовки путевых стен.

Нереализованный проект станции Площадь Свердлова архитектора М.Н.Львова. Взят отсюда: nashtransport.ru.
Нереализованный проект станции Площадь Свердлова архитектора М.Н.Львова. Взят отсюда: nashtransport.ru.

В итоге для строительства станции был выбран проект архитектора Ивана Фомина. Он вносит некоторые изменения в проект Львова: заменяет массивный карниз в верхней части пилонов более простым и объединяющим весь центральный зал, уменьшает размер полуколонн и делает арки ещё более выразительными.

Реализованный проект станции Площадь Свердлова, автор И. Фомин. Взято отсюда: diletant.media.
Реализованный проект станции Площадь Свердлова, автор И. Фомин. Взято отсюда: diletant.media.

Станция стала последней работой Фомина, после смерти архитектора в 1936-м году этот проект был воплощён в жизнь его учеником Леонидом Поляковым. Открыли Театральную в 1938-м году.

В оформлении станции архитектор старался выразить театральную тематику: сама станция вызывает ассоциации с театральным залом, полуколонны напоминают кулисы, а пространство между ними — занавес. После переименования станции в Театральную её оформление стало полностью отвечать названию.

Проект станции Площадь Свердлова, фрагмент продольного разреза. Взято с сайта: kannelura.ru.
Проект станции Площадь Свердлова, фрагмент продольного разреза. Взято с сайта: kannelura.ru.

Центральный зал оформлен по мотивам дорического ордера. Для уменьшения ощущения подземки преимущественно использованы светлые оттенки. Пилоны облицованы мрамором «коелга» тёплого оттенка. Полуколонны выполнены из мрамора, путевые стены всё-таки были облицованы мрамором, а их цоколи — зелёным диоритом.

Потолок выполнен в виде ромбовидных кессонов. Освещение станции осуществляется при помощи хрустальных светильников-чаш в бронзовой оправе, подвешенных к сводам, также в нишах пилонов над скамьями установлены светильники-бра с двумя шарообразными плафонами (не были предусмотрены первоначальным проектом).

Изначально половое покрытие было черно-жёлтым и состояло из мраморных плит, уложенных в шахматной порядке. В 1970-х годах плиты заменили на гранитные тёмно-серого цвета.

Станция Площадь Свердлова, 1945-1950 год. Фото с сайта: https://pastvu.com.
Станция Площадь Свердлова, 1945-1950 год. Фото с сайта: https://pastvu.com.

Изначально на Театральной должны были разместиться барельефы на тему спорта, однако впоследствии концепция станции изменилась и темой барельефов стало театральное искусство СССР. В кессонах потолка были размещены фигуры танцующих и музицирующих представителей семи союзных республик: Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, России, Узбекистана и Украины, изготовленные на Ленинградском фарфоровом заводе им. М.В. Ломоносова по эскизам художницы Натальи Данько. В некоторых углублениях дополнительно разместили венки из фруктов.

 !Барельефы в кессонах центрального зала. Взято отсюда: liveinmsk.ru.
!Барельефы в кессонах центрального зала. Взято отсюда: liveinmsk.ru.

У Театральной нет собственного вестибюля. Южный вестибюль является общим со станцией Арбатско-Покровской линии Площадь Революции. Его архитектором является Алексей Душкин. Изначально предполагалось, что павильон в будущем будет встроен в здание Академического кинотеатра, поэтому перед архитектором стояла задача сделать такой вестибюль, чтобы его можно было встроить в большое здание и чтобы при этом он мог существовать самостоятельно.

Нереализованный проект Большого академического кинотеатра на площади Свердлова. Авторы: А. Душкин, В. Белявский, Н. Князев. Перспектива с наземным вестибюлем метро Площадь революции, 1936 год. Фото отсюда: https://a-pollaiolo.livejournal.com.
Нереализованный проект Большого академического кинотеатра на площади Свердлова. Авторы: А. Душкин, В. Белявский, Н. Князев. Перспектива с наземным вестибюлем метро Площадь революции, 1936 год. Фото отсюда: https://a-pollaiolo.livejournal.com.

Снаружи павильон решён в виде портика с шестью квадратными колоннами, облицованными тёмным лабрадоритом. Наружные стены павильона покрыты белым подмосковным известняком.

Южный вестибюль станции Театральная, совмещённый со станцией Площадь Революции. Фото с сайта: bangkokbook.ru.
Южный вестибюль станции Театральная, совмещённый со станцией Площадь Революции. Фото с сайта: bangkokbook.ru.

Архитектура интерьеров данного вестибюля лаконична. Стены эскалаторного зала облицованы тёмным мрамором «садахло». Потолок обработан рельефными тягами. Пол покрыт гранитом. Стены кассового зала и прохода облицованы тёмно-жёлтым «бьюк-янкоем». Эскалаторный зал освещают круглые подвесные светильники, а кассовый зал и проход — настенные бра. В вестибюле установлен бюст В. И. Ленина.

Проект эскалаторного зала вестибюля станций Площадь Свердлова и Площадь Революции. Архитектор А.Душкин. Фото с сайта: triptonkosti.ru.
Проект эскалаторного зала вестибюля станций Площадь Свердлова и Площадь Революции. Архитектор А.Душкин. Фото с сайта: triptonkosti.ru.

Северный вестибюль станции Театральная является общим со станцией Охотный Ряд Сокольнической линии. Павильон был сооружён по проекту Дмитрия Чечулина и встроен в старый дом на улице Большой Дмитровке.

Проект вестибюля станции Охотный Ряд и Театральная. Автор Д. Чечулин. Взят с сайта: https://tehne.com.
Проект вестибюля станции Охотный Ряд и Театральная. Автор Д. Чечулин. Взят с сайта: https://tehne.com.
Северный вестибюль станции Театральная, совмещённый со станцией Охотный Ряд. Фото с сайта: commons.m.wikimedia.org.
Северный вестибюль станции Театральная, совмещённый со станцией Охотный Ряд. Фото с сайта: commons.m.wikimedia.org.

Из этого вестибюля к эскалатору Театральной ведёт переход. Его стены облицованы желто-розовым газганским мрамором, на них установлены парные бра. На стене рядом с эскалатором установлена мемориальная доска, сообщающая год открытия станции.

На этом на сегодня всё. Спасибо, что дочитали до конца! Надеемся, что было интересно. Читайте наши другие статьи на данную тему:

Удачи и до новых встреч!