Найти тему
Заметки о столице

Проекты станций метро: Сокольническая линия

Оглавление

Всем привет! В данном цикле статей мы рассмотрим проекты станций Московского метро разных лет. Разберёмся, какие из них удалось реализовать, а какие нет, и увидим, как могло бы выглядеть станции, поговорим об архитектуре и оформлении станций.

Сегодня мы расскажем вам об осуществлённых и нереализованных проектах станций Сокольнической линии первой очереди Московского метро.

Статью о непостроенных станциях линии читайте по ссылке:

Приятного чтения!

Сокольники

15 мая 1935 года был открыт первый участок Московского метро от станции Сокольники до станции Парк Культуры. Именно со станции Сокольники отправился первый в истории Московского метро поезд с пассажирами.

Такой будущую станцию видели архитекторы Валентин Попов и Георгий Крутиков. Колонны на станции должны были быть с желобами и тёмно-красного цвета. Освещение должно было размещаться на балках. Тогда писали, что общее впечатление от станции "излишне пёстрое, беспокойное и неуравновешенное".

Картинка из журнала "Строительство Москвы" №5, 1934 год.
Картинка из журнала "Строительство Москвы" №5, 1934 год.

А этот проект станции представил архитектор Григорий Сенатов:

Картинка из журнала "Строительство Москвы" №5, 1934 год.
Картинка из журнала "Строительство Москвы" №5, 1934 год.

Для реализации выбрали вариант архитектора Ивана Таранова. Любопытно то, что на проекте изображён курящий пассажир, так как в те годы не задумывались о запрете курения в метро, более того в большинстве метрополитенов мира на тот момент курить в метро не возбранялось.

Проект станции Сокольники Ивана Таранова, 1933 год. Взято отсюда: https://vk.com/mirmetro.
Проект станции Сокольники Ивана Таранова, 1933 год. Взято отсюда: https://vk.com/mirmetro.

Встречается и такой вариант оформления станции — путевую стену украшают изображения спортсменов.

Взято с сайта: https://triptonkosti.ru.
Взято с сайта: https://triptonkosti.ru.
Реализованный в итоге проект Ивана Таранова и Надежды Быковой. С сайта: https://tehne.com.
Реализованный в итоге проект Ивана Таранова и Надежды Быковой. С сайта: https://tehne.com.

А так мог выглядеть наземный павильон станции по проекту архитектора Константина Мельников 1934 года:

Взят с сайта: http://n-metro.ru.
Взят с сайта: http://n-metro.ru.

А это проект павильона 1934 года, реализованный в итоге:

С сайта: http://moscowwalks.ru.и
С сайта: http://moscowwalks.ru.и

Красносельская

Рассмотрим несколько вариантов оформления станции Красносельская.

Данный проект разрабатывали разу четыре архитектора: Виленский, Ершов, Скаржинский и Ромас. В центре зала станции находился ряд круглых колонн из мрамора, отделанных цветным металлом. Освещение планировали разместить в нишах на потолке, а путевые стены декорировать панелями, украшенными зелёной плиткой:

Картинка из журнала "Строительство Москвы" №5, 1934 год.
Картинка из журнала "Строительство Москвы" №5, 1934 год.

Проект, предложенный Мовчаном. В качестве светильников на станции использовались бы круглые колонны.

Картинка из журнала "Строительство Москвы" №5, 1934 год.
Картинка из журнала "Строительство Москвы" №5, 1934 год.

Окончательный проект станции был разработан Виленским и Ершовым. Особенностью конструкции станции стало расположение колонн в один ряд по оси станции, а не в два, как на других аналогичных станциях первой очереди, кроме того, на станции не предполагался большой пассажиропоток, поэтому платформа сделана более узкой.

 Станция Красносельская. Перспектива платформенного зала. Взято с сайта: https://tehne.com.
Станция Красносельская. Перспектива платформенного зала. Взято с сайта: https://tehne.com.

Одним из основных определяющих моментов в решении архитектурной задачи оформления подземных сооружений метро являлось преодоление средствами художественной выразительности ощущения спуска и нахождения глубоко под землей. Задача заключалась в создании впечатления уверенной легкости всех сооружений, насыщенности светом и воздухом всех подземных сооружений.
Платформа станции изначально была покрыта асфальтом, но затем ее вымостили плиткой. Впоследствии плитку заменили гранитными плитами.

Что касается вестибюля станции, также предлагалось несколько вариантов:

Картинка из журнала "Строительство Москвы" №5, 1934 год.
Картинка из журнала "Строительство Москвы" №5, 1934 год.
Картинка из журнала "Строительство Москвы" №5, 1934 год.
Картинка из журнала "Строительство Москвы" №5, 1934 год.

В итоге был выбран данный вариант:

Станция Красносельская. Наземный вестибюль. Проект. Авторы: Виленский Б. С., Ершов В. А., Ромас Я. Д. Фото с сайта: https://tehne.com.
Станция Красносельская. Наземный вестибюль. Проект. Авторы: Виленский Б. С., Ершов В. А., Ромас Я. Д. Фото с сайта: https://tehne.com.

В настоящее время вид наземного вестибюля станции искажён: демонтированы квадратные часы над входом, замурованы окна над входом и задней стенке, также демонтированы большие буквы «МЕТРО»

Изначально на станции планировалось два выхода в город, но к открытию был построен только один наземный вестибюль на пересечении Краснопрудной и Верхней Красносельской улиц. Предполагалось, что вестибюль будет первым этажом жилого дома (так и не построенного).

Проектом был предусмотрен второй выход — на Гаврикову улицу, однако вследствие низкого пассажиропотока он так и не был открыт (лестница видна на станции).

Схема станции Красносельская. Взято отсюда: https://russos.livejournal.com.
Схема станции Красносельская. Взято отсюда: https://russos.livejournal.com.

Комсомольская

Один из первых проектов станции А.Болдырева и В. Владимирова ещё под названием "Казанский вокзал":

Проект станции Казанский вокзал А. Болдырева и В. Владимирова, 1929 год. Взят с сайта: http://moscowwalks.ru.
Проект станции Казанский вокзал А. Болдырева и В. Владимирова, 1929 год. Взят с сайта: http://moscowwalks.ru.

Так выглядел более поздний проект наземного вестибюля станции архитекторов Алексея Рухлядева и Владимира Кринского:

Станция Комсомольская площадь. Наземный вестибюль. Проект (вариант). Авторы: арх. Рухлядев А. М. и арх. Кринский В. Ф.
Станция Комсомольская площадь. Наземный вестибюль. Проект (вариант). Авторы: арх. Рухлядев А. М. и арх. Кринский В. Ф.

В дальнейшем вестибюль был построен по их проекту с небольшими изменениями. Он представлял собой здание кубической формы с четырьмя колоннами, отделанное мрамором. Внутри вестибюль украшали лестницы, торшеры и панно художника А. Т. Иванова, на которой были изображены комсомольцы, рабочие, метростроевцы и спортсмены, которые несли знамя. Вестибюль просуществовал только до 1952 года и, к сожалению, не сохранился до наших дней, он был разобран для строительства павильона станции Комсомольской Кольцевой линии.

Зал станции был выполнен по проекту архитектора Дмитрия Чечулина:

Внутренний вид станции. Фото с сайта: https://tehne.com.
Внутренний вид станции. Фото с сайта: https://tehne.com.
Платформенный зал станции. Фото с сайта: https://tehne.com.
Платформенный зал станции. Фото с сайта: https://tehne.com.

Существовал и проект, предложенный архитекторами Сергеем Андреевским и Никифором Тамонькиным. По конструкции станция очень похожа на реализованную, отличает её лишь декор: предлагалась светло-серая гамма станции, а потолок должен был пропускать дневной свет с улицы.

Картинка из журнала "Строительство Москвы" №5, 1934 год.
Картинка из журнала "Строительство Москвы" №5, 1934 год.

Красные Ворота

В 1929 году инженер А.К. Болдырев и архитектор В.Д. Владимиров разработали проекты сразу нескольких станций метро первой очереди. В их числе проект станции Красные Ворота. Согласно ему, будущая станция находилась бы на небольшой глубине и имела боковые платформы:

Взято с сайта: http://moscowwalks.ru.
Взято с сайта: http://moscowwalks.ru.

А это конкурсный проект входного павильона архитектора Ильи Голосова:

С сайта: https://tehne.com.
С сайта: https://tehne.com.

Представленное в том же проекте внутреннее оформление. Любопытно, что даже отмечены заграждения, разделяющие пассажиропотоки:

С сайта: https://tehne.com.
С сайта: https://tehne.com.

Также своё видение наземного вестибюля предлагали Иван Фомин и Николай Андриканис:

С сайта: https://na-proletarke.ru.
С сайта: https://na-proletarke.ru.

В результате для строительства вестибюля был выбран проект Николая Ладовского:

С сайта: https://tehne.com.
С сайта: https://tehne.com.

Ладовский построил его в форме сложного портала из четырёх концентрических полуокружностей, символизирующего тоннель метро в перспективе и напоминающего раковину.

Что касается зала станции, Голосов также предлагал своё видение станции. Станцию могли украшать необычные рельефные колонны, при этом потолок станции предлагалось сделать частично стеклянным, однако проект посчитали слишком сложным.

С сайта: https://tehne.com.
С сайта: https://tehne.com.

А так выглядел бы потолок станции:

С сайта: tehne.com.
С сайта: tehne.com.

Реализованный проект станции Ивана Фомина:

Фото: alternathistory.ru.
Фото: alternathistory.ru.

Станция была сооружена по индивидуальному проекту горным способом с обделкой из монолитного бетона. Пилоны напоминают арки, что отсылает нас к снесённой в 1927 году Триумфальной арке на площади Красные Ворота.

В 1954 году по проекту Алексея Душкина был открыт северный вестибюль станции, находящийся внутри сталинской высотки на Лермонтовской площади.

Северный вестибюль станции Красные ворота внутри. Фото с сайта: https://pastvu.com.
Северный вестибюль станции Красные ворота внутри. Фото с сайта: https://pastvu.com.

Чистые пруды

Первый проект станции Мясницкие ворота (проектное название станции) 1929 года Болдырева и Владимирова выглядел так:

С сайта: http://moscowwalks.ru.
С сайта: http://moscowwalks.ru.

Архитектор Николая Колли представил несколько проектов наземного вестибюля станции:

Для строительства был выбран третий вариант:

С сайта: https://tehne.com.
С сайта: https://tehne.com.

Станция Чистые Пруды одна из немногих станций, на наземном вестибюле которых сохранилась историческая вывеска «МЕТРО».

А вот конкурсные проекты зала станции:

Гольцом и Кожиным также было предложено данное оформление вестибюля. С сайта: https://tehne.com.
Гольцом и Кожиным также было предложено данное оформление вестибюля. С сайта: https://tehne.com.

Однако для строительства внутреннего зала станции также был выбран проект Колли:

Фото: http://moscowalk.ru.
Фото: http://moscowalk.ru.

Пилоны станции облицованы светлым уральским мрамором "коелга" и дымчатым мрамором «уфалей». Пол выложен серым и розовым гранитом, а до 1972 года покрытие было асфальтовым. Путевые стены облицованы светло-серым мрамором, а до 1997 года — белой керамической плиткой, снизу — чёрным гранитом.

Лубянка

Первый проект станции Площадь Дзержинского (проектное название станции) 1929 года Болдырева и Владимирова:

С сайта: http://moscowwalks.ru..
С сайта: http://moscowwalks.ru..

Свой проект предлагал архитектор Леонид Теплицкий, будущая станция имела большое количество декоративных деталей:

Картинка из журнала "Строительство Москвы" №5, 1934 год.
Картинка из журнала "Строительство Москвы" №5, 1934 год.

В дальнейшем разработать проект станции было поручено архитекторам Николаю Ладовскому и Даниилу Фридману.

Что интересно, при открытии станция не имела центрального зала и представляла собой два параллельных перронных тоннеля, объединённых лишь небольшим залом при сходе с эскалатора. Площадь Дзержинского (проектное название станции) была одной из самых сложных станций для оформления — как из-за тесной двухзальной конструкции с массивными опорами, так и из-за незначительной кривизны самих тоннелей.

В отличие от других архитекторов, которые ставили себе задачу создавать светлые и воздушные интерьеры и избегали тёмных цветов, Ладовский специально подчеркнул "тоннельный характер" станции и наоборот использовал в отделке колонн контрастный чёрный камень.

Отделка станции практически полностью была утрачена при реконструкции 1970-х годов, тогда же станция была полностью перестроена и получила центральный зал, из которого был сооружён переход на станцию «Кузнецкий Мост» Таганско-Краснопресненской линии. Также были построены дополнительные подземные переходы с выходами со станции.

Проект подземного вестибюля станции по проекту Ладовского. С сайта: https://tehne.com.
Проект подземного вестибюля станции по проекту Ладовского. С сайта: https://tehne.com.

Так выглядел зал станции в 1930-х годах:

Фото с сайта: https://pastvu.com.
Фото с сайта: https://pastvu.com.

Что касается вестибюля станции, то Ладовским было предложено выполнить вестибюль в виде пьедестала памятника Ф.Э. Дзержинского (проект не сохранился), однако Л.М. Каганович подверг проект резкой критике, тогда архитектор передал проектирование наземного вестибюля И.И. Ловейко из мастерской Фридмана, который и спроектировал новый фасад старого здания:

Фото: https://alternathistory.ru.
Фото: https://alternathistory.ru.

Восточный вестибюль станции был открыт только в 1968 году, как первая очередь реконструкции станции под будущий пересадочный узел.

Охотный Ряд

Предлагалось несколько вариантов оформления станции:

Данный проект представил архитектор Чечулин. Проект не был выбран, однако предложенное оформление учитывали при дальнейшем проектировании станции. Картинка из журнала "Строительство Москвы" №5, 1934 год.
Данный проект представил архитектор Чечулин. Проект не был выбран, однако предложенное оформление учитывали при дальнейшем проектировании станции. Картинка из журнала "Строительство Москвы" №5, 1934 год.
Необычный проект архитектора Юрия Ревковского и художников Наума Борова и Григория Замского. Центральный зал станции должны были украсить статуи, а пилоны были бы сооружены в виде арок. С сайта: https://tehne.com.
Необычный проект архитектора Юрия Ревковского и художников Наума Борова и Григория Замского. Центральный зал станции должны были украсить статуи, а пилоны были бы сооружены в виде арок. С сайта: https://tehne.com.
Данный проект Ревковского очень похож на воплощённый, отличие составляет лишь рельефное оформление пилонов. С сайта: https://tehne.com.
Данный проект Ревковского очень похож на воплощённый, отличие составляет лишь рельефное оформление пилонов. С сайта: https://tehne.com.
Другой проект архитектора Ревковского. С сайта: https://tehne.com.
Другой проект архитектора Ревковского. С сайта: https://tehne.com.
Такой интересный проект станции был предложен также архитектором Чечулиным. Пилоны станции должны были украсить панно, а в центре зала находились бы фонтаны. С сайта: https://triptonkosti.ru.
Такой интересный проект станции был предложен также архитектором Чечулиным. Пилоны станции должны были украсить панно, а в центре зала находились бы фонтаны. С сайта: https://triptonkosti.ru.
Был и такой проект станции Ликина и Милютина. Оформление стремилось создать иллюзию надземного навеса, а на сводах станции должны были находиться необычные конструкции, предназначенные для освещения. Картинка из журнала "Строительство Москвы" №5, 1934 год.
Был и такой проект станции Ликина и Милютина. Оформление стремилось создать иллюзию надземного навеса, а на сводах станции должны были находиться необычные конструкции, предназначенные для освещения. Картинка из журнала "Строительство Москвы" №5, 1934 год.

В итоге основой для строительства станции послужил данный проект Ревковского (была изменено лишь оформление пилонов):

Окончательный проект станции Охотный Ряд. С сайта: https://tehne.com.
Окончательный проект станции Охотный Ряд. С сайта: https://tehne.com.

На момент открытия в центре зала станции находились фонари, в 1944 году их пришлось демонтировать из-за открытого перехода на станцию Театральную Замоскворецкой линии.

Станция Охотный Ряд в 1935 году. Фото с сайта: https://pastvu.com.
Станция Охотный Ряд в 1935 году. Фото с сайта: https://pastvu.com.

А это изображение построенного в дальнейшем северного вестибюля станции архитектора Чечулина:

С сайта: https://tehne.com.
С сайта: https://tehne.com.

Ранее у станции также был южный вестибюль, который находился на первом этаже гостиницы «Москва». Он был выполнен по проекту архитекторов Леонида Савельева, Освальда Стапрана и Алексея Щусева. Вестибюль был утрачен вместе со старым зданием гостиницы, разобранным в 2004 году.

Южный вестибюль станции в гостинице "Москва". Фото отсюда: https://vk.com/mirmetro.
Южный вестибюль станции в гостинице "Москва". Фото отсюда: https://vk.com/mirmetro.
Интерьер южного вестибюля станции Охотный Ряд. С сайта: С сайта: https://tehne.com.
Интерьер южного вестибюля станции Охотный Ряд. С сайта: С сайта: https://tehne.com.

Также встречается интересный проект наземного вестибюля станции Ивана Таранова 1934-1935-х годов (не был реализован):

Фото с сайта: http://moscowwalks.ru.
Фото с сайта: http://moscowwalks.ru.

Библиотека имени Ленина

Своё видение станции представили также несколько архитекторов.

Первый проект станции появился ещё в 1933 году. Единственный вариант, в котором будущая станция предстаёт колонной. В последующем станцию решили строить односводчатой (единственной из всех станций первой очереди метро).

Причём для станции был разработан индивидуальный проект, станция строилась горным способом с отделкой из монолитного бетона.

Картинка из журнала "Строительство Москвы" №10-11, 1933 год.
Картинка из журнала "Строительство Москвы" №10-11, 1933 год.

Все проекты станции, представленные позднее, уже изображали односводчатую станцию. При этом отмечалось, что несмотря на все возможности, которые дает пространственное построение этой станции для хорошего оформления, представленные на конкурс проекты оказались, по сравнению с проектами других станций, менее удачными.

Такой станцию видели архитекторы Боров и Замский. Своды станции предлагалось сделать белыми, а подпружные арки — синими. Между рельефными украшениями должны были находиться панно, посвящённые В.И. Ленину.

Картинка из журнала "Строительство Москвы" №5, 1934 год.
Картинка из журнала "Строительство Москвы" №5, 1934 год.

А это вариант архитекторов Ликина и Милютина. Основание главного свода решалось дополнительными сводчатыми поверхностями, за которыми скрыто освещение. Элементы декора хотели сделать нежно-розового цвета.

От проекта отказались ввиду его сложной технической реализации.

Картинка из журнала "Строительство Москвы" №5, 1934 год.
Картинка из журнала "Строительство Москвы" №5, 1934 год.

Архитектор Константин Джус предложил сделать потолок станции чёрным для того, чтобы у пассажиров создавалось впечатление, будто они ждут поезд на улице под ночным небом. Эффект должны были усилить скамейки и светильники в виде уличных фонарей на платформе.

Однако у властей проект восторга не вызвал — оформление посчитали слишком тёмным.

Картинка из журнала "Строительство Москвы" №5, 1934 год.
Картинка из журнала "Строительство Москвы" №5, 1934 год.

Победившим проектом стал вариант Александра Гонцкевича и Сергея Сулина. Считалось, что он намечает более правильный путь в оформлении этой станции, ведь здесь свод является моментом, определяющим архитектуру станции.

На момент открытия станции в центре зала не было лестницы, она появилась только в 1965 году в качестве нового перехода на станции Александровский сад и Арбатская.

Проект перронного зала станции Библиотека имени Ленина Гонцкевича и Сулина, 1934-1935 годы. В оформлении станционного зала использованы жёлтая керамическая плитка и жёлтый мрамор, пол покрыт серым гранитом. Взято с сайта: https://alternathistory.ru.
Проект перронного зала станции Библиотека имени Ленина Гонцкевича и Сулина, 1934-1935 годы. В оформлении станционного зала использованы жёлтая керамическая плитка и жёлтый мрамор, пол покрыт серым гранитом. Взято с сайта: https://alternathistory.ru.

Вестибюль станции был выполнен по проекту Самуила Кравеца и Александра Соколова. Вестибюль расположен в начале Моховой улицы, рядом с домом Пашкова — старым зданием Российской государственной библиотеки.

Проект вестибюля станции Библиотека им. Ленина С. Кравеца и А. Соколова. С сайта: https://tehne.com.
Проект вестибюля станции Библиотека им. Ленина С. Кравеца и А. Соколова. С сайта: https://tehne.com.

Кропоткинская

У станции под проектным названием Дворец Советов существовал лишь один проект. Архитектор Яков Лихтенберг привлёк к проектированию станции своего товарища Алексея Душкина. Проект станции был основан на архитектуре Древнего Египта — подземных безоконных постройках, освещаемым лишь масляными плашками вверху колонн.

В первых числах августа 1934 года проект был утверждён. В чрезвычайно короткий срок авторами были сделаны рабочие чертежи, многие из которых прямо в карандаше передавались на стройку.

Подразумевалось, что по окончании строительства станции её платформенный зал будет непосредственно соединяться с вестибюлями Дворца, имеющими проходы с выходами и входами на платформы.

Проект станции Дворец Советов Лихтенберга и Душкина. С сайта: https://tehne.com.
Проект станции Дворец Советов Лихтенберга и Душкина. С сайта: https://tehne.com.

Десятигранные колонны станции и путевые стены отделаны серовато-белым мрамором "коелга" (до конца 1950-х годов путевые стены были покрыты фаянсовой плиткой). Пол выложен розовым и серым гранитом в шахматном порядке (первоначально покрытие было асфальтовым). Колонны станции завершали пятиконечными звёзды, благодаря чему они становились похожими на гигантские цветы лотоса.

Проект станции был удостоен Гран-при на международных выставках в Париже (1937 год) и Брюсселе (1958 год), а также проект был удостоен Сталинской премии за архитектуру и строительство (1941 год).

Станция Кропоткинская в 1935 году. Фото с сайта: https://pastvu.com.
Станция Кропоткинская в 1935 году. Фото с сайта: https://pastvu.com.
Сохранён данный проект подземного вестибюля станции 1934 года. Фото с сайта: https://alternathistory.ru.
Сохранён данный проект подземного вестибюля станции 1934 года. Фото с сайта: https://alternathistory.ru.

Также Лихтенберг и Душкин предлагали свой вариант вестибюля станции:

Проект вестибюля станции Кропоткинская Душкина и Лихтенберга.  Взято с сайта: https://mif-mira.ru.
Проект вестибюля станции Кропоткинская Душкина и Лихтенберга. Взято с сайта: https://mif-mira.ru.

Но в итоге вестибюль, расположенный на Гоголевском бульваре, построили по проекту Самуила Кравеца. Архитектор придал ему форму подковы.

Проект вестибюля станции Кропоткинская С. Кравеца. С сайта: https://tehne.com.
Проект вестибюля станции Кропоткинская С. Кравеца. С сайта: https://tehne.com.

В 1997 году вместе с Храмом Христа Спасителя был открыт северный выход станции, ведущий в подземные переходы на улицу Волхонка, Всехсвятский проезд и самому храму.

Парк Культуры

Таким вышел проект станции Крымская площадь (проектное название станции) архитектора Якова Лихтенберга. На станции предлагалось соорудить аж четыре лестницы в связи с предполагаемым большим пассажиропотоком из-за близости к станции ПКиО Горького.

Картинка из журнала "Строительство Москвы" №5, 1934 год.
Картинка из журнала "Строительство Москвы" №5, 1934 год.

Следующий вариант представили архитекторы Гальпирин и Каплун. Предлагалось создать на станции искусственный навес с консолями, из-за которых струился бы свет. Потолок станции должен был быть синего цвета. Отмечалось, что в проекте "сомнительный эффект освещения при синем потолке", а также "очень спорна форма колонн".

Картинка из журнала "Строительство Москвы" №5, 1934 год.
Картинка из журнала "Строительство Москвы" №5, 1934 год.

Для реализации был выбран проект архитекторов Георгия Крутикова и Валентина Попова, созданной по конструктивной схеме станции Сокольники. Главное отличие состояло в отделке, которая была осуществлена более «тёплыми» по оттенку материалами.

Проект станции Парк Культуры Крутикова и Попова. Взят с сайта: https://tehne.com.
Проект станции Парк Культуры Крутикова и Попова. Взят с сайта: https://tehne.com.

Станция освещается люминесцентными лампами, расположенными по центру зала, а до 1960-х годов на месте нынешних светильников были оригинальные люстры, над путями располагались полукруглые светильники, которые исчезли вместе с люстрами.

Станция Парк Культуры в 1935 году. Фото с сайта: https://ru.wikipedia.org.
Станция Парк Культуры в 1935 году. Фото с сайта: https://ru.wikipedia.org.

Что касается вестибюлей станции, изначально их было два. Северный вестибюль был выполнен по проекту Колли и Андриевского.

Реализованный проект северного вестибюля Колли и Андриевского. С сайта: https://tehne.com.
Реализованный проект северного вестибюля Колли и Андриевского. С сайта: https://tehne.com.
Теми же архитекторами предлагался и такой проект вестибюля, однако был выбран более округлый вариант. С сайта: https://tehne.com.
Теми же архитекторами предлагался и такой проект вестибюля, однако был выбран более округлый вариант. С сайта: https://tehne.com.

Ранее у станции также имелся южный вестибюль работы Крутикова и Попова. В отделке павильона использовались белый и серый мрамор, полированный дуб. На месте павильона в 1950 году был построен объединённый вестибюль для станций Сокольнической и Кольцевой линий

Проект южного вестибюля станции Крутикова и Попова. С сайта: https://tehne.com.
Проект южного вестибюля станции Крутикова и Попова. С сайта: https://tehne.com.
Южный вестибюль станции в 1930-е годы. Фото с сайта: https://ru.wikipedia.org.
Южный вестибюль станции в 1930-е годы. Фото с сайта: https://ru.wikipedia.org.

На этом на сегодня всё. Спасибо, что дочитали до конца! Надеемся, что было интересно и полезно. Будем рады вашей поддержке подпиской, лайком и комментарием. Удачи и до новых встреч!