Найти тему
Заметки о столице

Проекты станций метро: Арбатско-Покровская линия (часть 1)

Оглавление

Добрый день, дорогие читатели! Рады видеть вас на нашем канале.

Сегодня расскажем вам о проектах станций Арбатско-Покровской линии, рассмотрим какие удалось реализовать в итоге, а какие нет.

Про нереализованные проекты линии можете почитать здесь:

А о проектах первых станций Сокольнической линии здесь:

Приятного чтения!

В первой очереди Московского метрополитена в 1935 году были открыты станции Улица Коминтерна (сейчас Александровский сад), Смоленская и Арбатская тогда ещё в составе Кировско-Фрунзенской (ныне Сокольнической) линии (с вилочным движением от станции Охотный Ряд).
В 1937 году была открыта станция Киевская, а ещё через год Площадь Революции и Курская. Именно в 1938 году появилась Арбатско-Покровская линия, участок Площадь Революции — Курская был соединен с участком Улица Коминтерна Киевская.
В 1941 году в ходе бомбардировок в перегон участка Арбатская — Смоленская попала бомба, было решено параллельного строить участок глубокого заложения. В 1953 году в составе Арбатско-Покровской линии открылись уже новые станции Арбатская, Смоленская и Киевская глубокого заложения.
С того же года часть линии от Калининской (Александровского сада) до Киевской была закрыта, однако в 1958 он открылся вновь, но уже в составе Арбатско-Филёвской линии.
В этой статье мы рассмотрим проекты станций первой очереди: Александровского сада, Арбатской и Смоленской, а также станции Киевской.

Александровский сад

В первые проекты строительства метро эта станция вообще не входила, на её месте должен был находиться перегонный тоннель, соединяющий станции Охотный Ряд и Арбатская. Однако в связи с дальнейшими планами по ликвидации вилочного ответвления встал вопрос о пересадки между двумя диаметрами. На Арбатской сооружение перехода оказалось невозможным, поэтому было принято решение о строительстве дополнительной станции.

По требованиям инженеров станцию пришлось строить с боковыми искривлёнными платформами для того, чтобы вместить её уже в построенный тоннель. Станцию возвели в рекордный срок — менее чем за полгода, поэтому яркого и грандиозного оформления она не получила.

Архитекторами станции стали Александр Гонцкевич и Сергей Сулин, известные по оформлению станции Библиотека имени Ленина. На проекте можно увидеть более интересное оформление и большее количество декоративных элементов, чем было реализовано в итоге:

Проект станции Улица Коминтерна Гонцкевича и Сулина. Фото с сайта: alternathistory.ru.
Проект станции Улица Коминтерна Гонцкевича и Сулина. Фото с сайта: alternathistory.ru.

На станции было сооружено три ряда колонн, имеющих восьмигранную форму и облицованных белым мрамором "коелга". Средний ряд колонн был намеренно оштукатурен, дабы не привлекать к себе излишнее внимание, а их нижнюю часть выложили чёрной мелкой плиткой.

Нижняя часть стен зала облицована жёлто-крымским крымским мраморовидным известняком, а таблички с названием располагаются на побелённой стене. Кстати говоря, мостика, соединяющего платформы, изначально не было, его построили в 1946 году.

Потолок украсили квадратными кессонами, в которых размещались круглые светильники, которые позже заменили на люминесцентные лампы.

Что касается вестибюлей, единственный на сегодня вход, относящийся к станции Александровский сад, встроен в один из корпусов Российской государственной библиотеки (ранее Государственной библиотеке СССР им. В. И. Ленина) и расположен относительно далеко от самого сада, он был открыт в 1946 году.

Изначально у станции был свой вестибюль (совмещённый со станцией Библиотека имени Ленина, так как пересадки между станциями тогда не было), он находился на углу улиц Моховой и Воздвиженка у здания Российской государственной библиотеки. Авторами проекта вестибюля были П. Файдыш и С. Лавров:

Как и другие вестибюли станций первой очереди, его венчала массивная буква М и крупная надпись "МЕТРО" на фронтоне:

Фото с сайта: https://russianroutes.ru.
Фото с сайта: https://russianroutes.ru.

Однако в конце 1940-х годов павильон был снесён, а в 1960-х годы на его месте появился подземный переход:

Вход на станцию в 1965-1966 году. Фото с сайта: https://pastvu.com.
Вход на станцию в 1965-1966 году. Фото с сайта: https://pastvu.com.

У станции имеются ещё два выхода. Первый — встроен в первый этаж бывшего доходного князя Г.Г. Гагарина и выходит на Сапожсковскую площадь, а второй — выполнен в виде длинного подземного перехода, проходящего прямо под зданиями, и расположен прямо в Александровском саду.

Арбатская

Станция носила проектное название "Арбатская площадь", а её первые эскизы выглядели так:

Проект станции архитектора Виктора Кокорина проектной мастерской №6. Картинка из журнала "Строительство Москвы" №5, 1934 год.
Проект станции архитектора Виктора Кокорина проектной мастерской №6. Картинка из журнала "Строительство Москвы" №5, 1934 год.
Проект архитектора Дмитрия Булгакова проектной мастерской №4. Картинка из журнала "Строительство Москвы" №5, 1934 год.
Проект архитектора Дмитрия Булгакова проектной мастерской №4. Картинка из журнала "Строительство Москвы" №5, 1934 год.

В журнале "Строительство Москвы" 1934 года говорится, что станции не повезло с оформлением, так как оба проекта не являются удачными: в первом — несколько оперная декоративность форм и, в особенности, расцветки, а во втором — полный сумбур колорита и всего построения.

В итоге для строительства был выбран проект архитектора Леонида Теплицкого проектной мастерской №2:

Реализованный проект станции Арбатская площадь (Арбатская) архитектора Теплицкого. Фото отсюда: alternathistory.ru.
Реализованный проект станции Арбатская площадь (Арбатская) архитектора Теплицкого. Фото отсюда: alternathistory.ru.

По своему оформлению Арбатская напоминает станции Сокольники, Парк культуры и Смоленскую. На ней сооружено два ряда колонн, отделанных жёлто-розовым мраморовидным известняком, а пол выложен красной метлахской плиткой (изначально имел асфальтовое покрытие). Путевые стены облицованы глазурованной керамической плиткой кремового (а снизу — серого) цвета. Потолок оформлен кессонами.

Интересной деталью станции являлись люстры в виде шаров над путями станции, однако позже их заменили на обычные люминесцентные лампы.

Отдельное внимание заслуживает вестибюль станции. Его оформлению предавалось большое значение, так как он был расположен рядом со строившимся зданием Генерального штаба. Теплицкий решил выполнить павильон станции в виде пятиконечной звезды — эмблемы Красной Армии.

На крыше вестибюля предлагалось установить скульптуру «Метростроевец и красноармеец», однако от этой идеи отказались.

Предлагался и другой вариант, согласно ему, здание вестибюля должен был венчать длинный шпиль со звездой на конце:

Фото с сайта: https://www.culture.ru.
Фото с сайта: https://www.culture.ru.

В конце концов павильон всё-таки построили в виде звезды с ярусным завершением, а на крыше установили тонкий шпиль со звездой и красные флаги.

Наземный вестибюль станции Арбатская в конце 1930-х годов. Фото с сайта: stranabolgariya.ru
Наземный вестибюль станции Арбатская в конце 1930-х годов. Фото с сайта: stranabolgariya.ru

А так этот вестибюль выглядит сейчас. Он один из немногих сохранил большие буквы "МЕТРО":

Смоленская

Изначально к реализации станции Смоленская был принят проект архитектора проектной мастерской №8 Геннадия Мовчана. Он предложил использовать в перронном зале гладкие округлые колонны, переходящие наверху в прозрачные светящиеся столбы:

Проект станции Смоленская площадь (Смоленская) архитектора Мовчана. Фото с сайта:  alternathistory.ru.
Проект станции Смоленская площадь (Смоленская) архитектора Мовчана. Фото с сайта: alternathistory.ru.

Однако позже исполнение станции отдали архитекторам 6-й мастерской Сергею Андриевскому и Тимофею Макарычеву. Андриевский и Макарычев сделали зал очень похожим на Арбатскую и Сокольники. Сначала архитекторы предложили такой вариант:

Проект станции Смоленская площадь (Смоленская) архитекторов Андриевского и Макарычева. Фото с сайта: alternathistory.ru.
Проект станции Смоленская площадь (Смоленская) архитекторов Андриевского и Макарычева. Фото с сайта: alternathistory.ru.

Можно заметить, что он отличается от построенной станции — путевые стены облицованы мелкой квадратной плиткой разных цветов. На самом же деле стены облицованы бежевой шестиугольной мелкой плиткой, а внизу — розовой и серой четырёхугольной.

Колонны станции были отделаны серым мрамором, а пол — розовым гранитом. Потолок оформили квадратными кессонами.

Станция Смоленская сейчас. Фото отсюда: https://ru.wikipedia.org.
Станция Смоленская сейчас. Фото отсюда: https://ru.wikipedia.org.

Над боковыми частями платформы с обеих сторон были повешены лампы в виде трубок, однако потом они была заменены люминесцентными лампами.

Станция Смоленская в 1935 году. Фото с сайта: https://pastvu.com.
Станция Смоленская в 1935 году. Фото с сайта: https://pastvu.com.

Отдельно можно говорить о вестибюле станции. Изначально станция имела два вестибюля: западный, который находился на внешней стороне Садового кольца (между 1-м и 2-м Николощеповскими переулками) и восточный — посередине Садового кольца (в центре Смоленской площади).

Так видел вестибюль Смоленской архитектор Геннадий Мовчан:

Конкурсный проект вестибюля станции архитектора Мовчана предусматривал наличие шпиля. Фото с сайта: https://tehne.com.
Конкурсный проект вестибюля станции архитектора Мовчана предусматривал наличие шпиля. Фото с сайта: https://tehne.com.

Архитектор Сергей Андриевский предлагал несколько вариантов оформления вестибюлей:

Для строительства были выбраны следующие варианты:

Утверждённый проект восточного вестибюля станции Андриевского. Фото с сайта: https://tehne.com.
Утверждённый проект восточного вестибюля станции Андриевского. Фото с сайта: https://tehne.com.
Утверждённый проект западного вестибюля станции Андриевского. Фото с сайта: https://tehne.com.
Утверждённый проект западного вестибюля станции Андриевского. Фото с сайта: https://tehne.com.

Восточный вестибюль, находящийся в центре Смоленской площади, представлял собой небольшое по размерам здание прямоугольной формы, с двумя портиками по торцам, поддержанными каждый четырьмя прямоугольной формы колоннами из серого полированного гранита с капителями из розового гранита и базами из диорита.

Западный вестибюль был небольшим, простого объема зданием, со стенками в виде сплошного витража, основные вертикальные членения которого облицевали розовым гранитом.

К сожалению, оба вестибюля не сохранились до наших дней. Восточный снесли в 1937 году при расширении Садового кольца, а западный — в середине 1950-х годов заменили современным, встроенным в многоэтажный жилой дом (архитектор Иван Жолтовский) на внешней стороне Садового кольца.

Западный вестибюль станции Смоленская в 1935 году. Фото с сайта: https://pastvu.com.
Западный вестибюль станции Смоленская в 1935 году. Фото с сайта: https://pastvu.com.
Современный вход на станцию Смоленская, находящийся на первом этаже жилого дома. Фото: Яндекс.Карты.
Современный вход на станцию Смоленская, находящийся на первом этаже жилого дома. Фото: Яндекс.Карты.

Киевская

Станция Киевская была открыта в 1937 году, кстати, в том же году был построен первый в столице метромост через реку — Смоленский, а перегон Смоленская — Киевская стал первым наземным участком.

Киевскую решили строить по проекту архитектора Дмитрия Чечулина, также проектировавшего станцию первой очереди Комсомольскую:

Проект станции Киевская архитектора Чечулина 1936-1937 годы. Фото с сайта: https://gorky.media.
Проект станции Киевская архитектора Чечулина 1936-1937 годы. Фото с сайта: https://gorky.media.

Хотя станция чем-то и напоминает построенные ранее Арбатскую и Смоленскую, она была сооружена по спецпроекту.

На ней были использованы круглые колонны, изначально облицованные армянским ониксом, однако позже он начал осыпаться и их покрыли светлым мрамором желтоватых и голубоватых тонов. Капители колонн изображают колосья пшеницы.

Капитель колонны станции. Фото отсюда: https://ru.wikipedia.org.
Капитель колонны станции. Фото отсюда: https://ru.wikipedia.org.

Путевые стены облицованы глазурованной керамической плиткой (вверху) и красным искусственным камнем (внизу). При постройке на полу плиткой был выложен орнамент по национальным украинским мотивам. Со временем плитка полов пришла в негодность, и ее заменили гранитными плитами.

Вот так выглядела мраморная мозаика на полу станции. Фото 1937 года. Взято с сайта:  https://pastvu.com.
Вот так выглядела мраморная мозаика на полу станции. Фото 1937 года. Взято с сайта: https://pastvu.com.

Можно сказать, что в декоре станции сочетаются украинские и римские мотивы. При проектировании станции архитектор вдохновлялся древними памятниками Помпей, Венеции и Флоренции.

Главной особенностью станции можно назвать её потолок, он состоит из множества белых круглых ниш, которые работают как отражатели подвешенных в их центр светильников. Архитектор станции Чечулин, впервые в московском метро использовал люстры, похожие на старинные канделябры-ободья, правда в 70-х годах оригинальное освещение было изменено — подлинные плафоны заменили на новые, с люминесцентными лампами.

Киевская в 1940-е годы. Фото с сайта: https://pastvu.com.
Киевская в 1940-е годы. Фото с сайта: https://pastvu.com.

В 2014-2016 годах на станции проводились реставрационные работы, облицовка путевых стен была полностью заменена на новую, однако практически всё первоначальное оформление станции было воссоздано.

Станция Киевская сейчас. Фото с сайта: https://www.metro.ru.
Станция Киевская сейчас. Фото с сайта: https://www.metro.ru.

До 1972 года станция имела свой вестибюль. Он был снесён при строительстве эскалаторного тоннеля со станции Киевская Кольцевой линии. Сейчас на его месте располагается вход в подземный переход у Киевского вокзала.

Автором проекта вестибюля был также Дмитрий Чечулин.

Осуществлённый проект станции метро Киевская, 1936 год. Фото с сайта: https://pastvu.com.
Осуществлённый проект станции метро Киевская, 1936 год. Фото с сайта: https://pastvu.com.
Вестибюль станции в 1937-1940 году. Фото с сайта: https://pastvu.com.
Вестибюль станции в 1937-1940 году. Фото с сайта: https://pastvu.com.

На этом на сегодня всё. Спасибо, что дочитали до конца! Надеемся, что было интересно и полезно. Будем рады вашей поддержке подпиской, лайком и комментарием. Удачи и до новых встреч!