Найти в Дзене
Заметки о столице

Проекты станций метро: Арбатско-Покровская линия (часть 3)

Всем привет! Рады видеть вас на нашем канале. Сегодня продолжим рассказывать вам о проектах станций Арбатско-Покровской линии, рассмотрим какие удалось реализовать в итоге, а какие нет. Предыдущие части читайте здесь: Приятного чтения! Семёновская Проект станции разрабатывался в конце 1930-х годов. Её архитектором был назначен Самуил Кравец. Изначально Семёновская носила название Сталинская по тогдашнему одноимённому району столицы. Станция была открыта в 1944-м году. Её главной особенностью стала конструкция — станция была сооружена по индивидуальному проекту, и единственная в московском метро является колонно-пилонной. Такое необычное решение было принято не просто так, из-за сложных геологических условий пришлось сделать центральный зал более чем в два раза короче путевых. Семёновская должна была быть пилонной, но для того, чтобы увеличить площадь зала, архитектор предложил заменить каждый пилон четырьмя колоннами. Семёновская строилась в годы Великой Отечественной войны, поэтому т
Оглавление

Всем привет! Рады видеть вас на нашем канале.

Сегодня продолжим рассказывать вам о проектах станций Арбатско-Покровской линии, рассмотрим какие удалось реализовать в итоге, а какие нет.

Предыдущие части читайте здесь:

Приятного чтения!

Семёновская

Проект станции разрабатывался в конце 1930-х годов. Её архитектором был назначен Самуил Кравец. Изначально Семёновская носила название Сталинская по тогдашнему одноимённому району столицы.

Станция была открыта в 1944-м году. Её главной особенностью стала конструкция — станция была сооружена по индивидуальному проекту, и единственная в московском метро является колонно-пилонной. Такое необычное решение было принято не просто так, из-за сложных геологических условий пришлось сделать центральный зал более чем в два раза короче путевых. Семёновская должна была быть пилонной, но для того, чтобы увеличить площадь зала, архитектор предложил заменить каждый пилон четырьмя колоннами.

Проект станции Семёновская. Взят с сайта: mirmetro.net.
Проект станции Семёновская. Взят с сайта: mirmetro.net.

Семёновская строилась в годы Великой Отечественной войны, поэтому темой оформления стала Советская армия и оружие. Над интерьером также работали скульпторы Вера Мухина и Надежда Вентцель, художник Владимир Ахметьев. Путевые стены и даже потолок станции были украшены барельефами с изображением советских воинов и боевой техники. Изначально планировалось, что помимо барельефов стены будут украшены мозаиками, изображающими основные события Гражданской войны, а также учёбу и быт в Красной армии.

Колонны были облицованы светлым мрамором "коелга" с вставками красно-пёстрого мрамора "нижний тагил". Пол выложен чёрным, красным, серым и белым гранитом. Путевые стены выполнены серым с белыми прожилками мрамором "уфалей", в котором через равные промежутки сделаны треугольные вставки из зелёного слоистого песчаника.

Что касается освещения, вместо люстр и бра были использованы светильники на торшерах, расположенные в центре зала. Торшеры были сделаны из зелёного мрамора, а их основание — из бронзы.

Станция Семёновская (Сталинская( в день открытия. Фото с сайта: https://pastvu.com.
Станция Семёновская (Сталинская( в день открытия. Фото с сайта: https://pastvu.com.
Станция Семёновская сейчас. Фото с сайта: https://bangkokbook.ru.
Станция Семёновская сейчас. Фото с сайта: https://bangkokbook.ru.

Торцевую стену станции украсили большим горельефом в виде ордена "Победа" с надписью "Нашей Красной Армии — Слава!" скульптора Саула Рабиновича. Интересно, что раньше под надписью была подпись Сталина, а над самим знаменем находился портрет с его изображением, однако в 1960-х года, во времена разоблачения культа личности вождя, медальон с подписью были убраны, тогда же станция была переименована в Семёновскую.

Горельеф "Нашей Красной Армии — Слава!" с изображением Сталина. Фото с сайта: http://moscowwalks.ru.
Горельеф "Нашей Красной Армии — Слава!" с изображением Сталина. Фото с сайта: http://moscowwalks.ru.
А так данный горельеф выглядит сейчас. Фото с сайта: http://moscowwalks.ru.
А так данный горельеф выглядит сейчас. Фото с сайта: http://moscowwalks.ru.

Помимо этого, ранее станцию украшала пятиметровая скульптура «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!" (в народе "Сталин и Геля") скульптора Георгия Лаврова, она была демонтирована в те же годы.

Скульптура Г. Лаврова "Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство". Фото с сайта: https://ghmak.ru.
Скульптура Г. Лаврова "Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство". Фото с сайта: https://ghmak.ru.

Проект павильона станции также был выполнен Кравецом. Изначально предполагалось, что он будет встроен в огромное здание, однако это реализовать не удалось. Вестибюль был выполнен в форме арки и облицован туфом и красным гранитом.

Проект вестибюля станции Семёновская. Взят с сайта: tehne.com.
Проект вестибюля станции Семёновская. Взят с сайта: tehne.com.
Реализованный проект вестибюля станции С. Кравеца. Взято отсюда: https://alternathistory.ru.
Реализованный проект вестибюля станции С. Кравеца. Взято отсюда: https://alternathistory.ru.

Фасад вестибюля тоже изначально украшал барельеф Сталина, однако потом его убрали.

Барельеф Сталина на вестибюли станции. Фото с сайта: http://moscowwalks.ru.
Барельеф Сталина на вестибюли станции. Фото с сайта: http://moscowwalks.ru.
Вестибюль станции сейчас. Фото отсюда: rblogger.ru.
Вестибюль станции сейчас. Фото отсюда: rblogger.ru.

Партизанская

Следующая станция — современная Партизанская проектировалась под названием "Стадион имени Сталина". Ещё до начала войны неподалёку планировали построить огромный Стадион народов им. Сталина. В связи с этим станцию было решено сделать трёхпутной, чтобы исключить давку во время проведения спортивных мероприятий (предполагалось разгружать по два поезда сразу перед началом матча на стадионе, а по окончании матча — загружать одновременно по два поезда).

Свои варианты оформления предлагали разные архитекторы. Известный архитектор Дмитрий Чечулин хотел сделать будущую станцию помпезной и величественной —её должны были украсить оригинальные колонны и барельефы на путевых стенах:

Проект станции Стадион им. Сталина Д. Чечулина, 1938 год. Фото отсюда: https://vk.com/mcmxxxv.
Проект станции Стадион им. Сталина Д. Чечулина, 1938 год. Фото отсюда: https://vk.com/mcmxxxv.
Другой проект Чечулина с двумя рядами колонн на каждой платформе. Взят отсюда: https://synthart.livejournal.com.
Другой проект Чечулина с двумя рядами колонн на каждой платформе. Взят отсюда: https://synthart.livejournal.com.

Проект Валерия Таушканова предусматривал наличие оригинальных колонн, расширяющихся сверху. Ажурные и прозрачные металлические опоры напоминают Шуховскую башню.

Проект станции Партизанская архитектора В. Таушканова. Взят с сайта: http://tehne.com.
Проект станции Партизанская архитектора В. Таушканова. Взят с сайта: http://tehne.com.
Более поздний проект станции. С сайта: https://www.nashtransport.ru.
Более поздний проект станции. С сайта: https://www.nashtransport.ru.

Также Таушкановым предлагался такой проект станции с двумя рядами колонн на каждой платформе и скульптурами спортсменов на постаментах в центре:

Проект оформления станции Стадион им. Сталина В. Таушканова (1939 год). Взят с сайта:http://moscowwalks.ru.
Проект оформления станции Стадион им. Сталина В. Таушканова (1939 год). Взят с сайта:http://moscowwalks.ru.
Ещё один проект Таушканова, третий путь здесь отделён колоннадой. С сайта: https://archi.ru.
Ещё один проект Таушканова, третий путь здесь отделён колоннадой. С сайта: https://archi.ru.

Ассиметричный вариант архитекторов Юрия Шеверядева и Виктора Андреева. Третий путь должен был быть отделён массивными колоннами:

Проект станции Стадион им. Сталина Шеведрядева, 1938 год. С сайта: https://www.nashtransport.ru.
Проект станции Стадион им. Сталина Шеведрядева, 1938 год. С сайта: https://www.nashtransport.ru.

Первый проект станции архитектора Бориса Виленского предусматривал создание единого свода вместо колонной конструкции:

Проект станции Б. Виленского, 1939 год. С сайта: http://n-metro.ru.
Проект станции Б. Виленского, 1939 год. С сайта: http://n-metro.ru.

Посмотрим ещё несколько нереализованных проектов станции:

Один из вариантов оформления выхода с эскалаторами со скульптурой Сталина. Фото отсюда: https://dzen.ru/a/YjWOorLdyU1_2aNS.
Один из вариантов оформления выхода с эскалаторами со скульптурой Сталина. Фото отсюда: https://dzen.ru/a/YjWOorLdyU1_2aNS.

Для реализации был выбран следующий проект Виленского:

Проект станции Стадион имени Сталина (Партизанская). Центральный зал. 1937 год. Архитектор Б.С. Виленский. Взято с сайта: http://moscowwalks.ru.
Проект станции Стадион имени Сталина (Партизанская). Центральный зал. 1937 год. Архитектор Б.С. Виленский. Взято с сайта: http://moscowwalks.ru.
Фрагмент проекта. Станционного зал станции. С сайта: https://yablor.ru.
Фрагмент проекта. Станционного зал станции. С сайта: https://yablor.ru.

Итоговое оформление станции посвятили теме партизанского движения в годы Великой Отечественной войны. Квадратные колонны станционного зала были облицованы белым мрамором. Путевые стены вверху отделаны также белым мрамором, а внизу — коричневой керамической плиткой, и украшены барельефами работы скульптора Саула Рабиновича. На стенах расположены многочисленные квадратные керамические плитки с рельефами, которые изображают различные виды советского оружия.

Станция Партизанская. Фото с сайта: imghub.ru.
Станция Партизанская. Фото с сайта: imghub.ru.

На платформах у ближайших к выходу колонн были установлены скульптуры героев-партизан Зои Космодемьянской и Матвея Кузьмина.

Скульптуры Зои Космодемьянской и Матвея Кузьмина в зале станции. Фото: twitter-com.aurebeshtranslator.net.
Скульптуры Зои Космодемьянской и Матвея Кузьмина в зале станции. Фото: twitter-com.aurebeshtranslator.net.

Над средним путём имеются ниши в потолке станции. К выходу ведут широкие гранитные лестницы. На промежуточной площадке установлена скульптурная группа "Партизаны" скульптора Матвея Манизера.

Скульптурная группа "Партизаны" в вестибюле станции. Фото отсюда: imghub.ru.
Скульптурная группа "Партизаны" в вестибюле станции. Фото отсюда: imghub.ru.

Партизанская имеет один наземный вестибюль. Архитекторы предлагали разные варианты его оформления.

Интересный проект Валерия Таушканова со статуей наверху:

Проект наземного вестибюля станции Партизанская, 1938-1939 год. С сайта: https://synthart.livejournal.com.
Проект наземного вестибюля станции Партизанская, 1938-1939 год. С сайта: https://synthart.livejournal.com.

Проект Бориса Виленского:

Проект наземного вестибюля Б. Виленского. 1940 год. С сайта: https://yablor.ru.
Проект наземного вестибюля Б. Виленского. 1940 год. С сайта: https://yablor.ru.

Проект наземного вестибюля Дмитрия Чечулина:

Проект наземного вестибюля станции Стадион имени Сталина (Партизанская). Архитектор Д.Н.Чечулин. 1937 год. С сайта: http://moscowwalks.ru.
Проект наземного вестибюля станции Стадион имени Сталина (Партизанская). Архитектор Д.Н.Чечулин. 1937 год. С сайта: http://moscowwalks.ru.
Один из проектов станции Стадион имени Сталина (Партизанская). Наземный вестибюль, 1937 год. С сайта: http://moscowwalks.ru
Один из проектов станции Стадион имени Сталина (Партизанская). Наземный вестибюль, 1937 год. С сайта: http://moscowwalks.ru

А так выглядел реализованный проект станции Бориса Виленского:

Проект станции Стадион имени Сталина (Партизанская). Наземный вестибюль,1937 год. Архитектор Б. Виленский. С сайта: http://moscowwalks.ru.
Проект станции Стадион имени Сталина (Партизанская). Наземный вестибюль,1937 год. Архитектор Б. Виленский. С сайта: http://moscowwalks.ru.

Наземный павильон представляет собой массивное прямоугольное строение с фасадом, украшенным глубоким портиком с колоннами чёрного диабаза. Изнутри стены облицованы белым и красным мрамором.

Вестибюль станции Партизанская сейчас. Фото отсюда: zelengarden.ru.
Вестибюль станции Партизанская сейчас. Фото отсюда: zelengarden.ru.

Первомайская

Последняя станция, о которой будем говорить сегодня, — это Первомайская. Станцию начали проектировать ещё в конце 1930-х годов, однако открыли только в 1954-м.

Для того, чтобы ускорить строительство станции, было решено делать её наземной крытой и разместить на территории недавно построенного электродепо "Измайлово" — так было проще всего. Первомайская стала самой восточной станцией столичного метро, а также первой наземной станцией.

Свои варианты её оформления предлагали архитекторы Владимир Ершов и Любовь Шагурина, а также Исмагил Гайнутдинов:

Проект станции Первомайская. Центральный зал, 1937 год. Архитектор В.А. Ершов, Л.А. Шагурина. С сайта: http://moscowwalks.ru.
Проект станции Первомайская. Центральный зал, 1937 год. Архитектор В.А. Ершов, Л.А. Шагурина. С сайта: http://moscowwalks.ru.
Проект станции Первомайская. Центральный зал, 1937 год. Архитектор И.Г. Гайнутдинов. С сайта: http://moscowwalks.ru.
Проект станции Первомайская. Центральный зал, 1937 год. Архитектор И.Г. Гайнутдинов. С сайта: http://moscowwalks.ru.

Однако позднее архитектором станции был назначен Николай Демчинский.

Проект станции метро Первомайская Н. Демчинского. Вырезка из газеты 1952-го года. Взято отсюда: https://vk.com/izmailovomuseum.
Проект станции метро Первомайская Н. Демчинского. Вырезка из газеты 1952-го года. Взято отсюда: https://vk.com/izmailovomuseum.

Хотя Первомайская изначально мыслилась как временная, на её оформлении решили не экономить: стены вестибюля станции были отделаны мрамором, потолок был побелен, пол станционной платформы отделан мрамором, светильники выполнены по авторским проектам, путевые стены облицованы керамической плиткой двух цветов: кремового — сверху и чёрного — снизу и украшены лепными картушами с рогами изобилия.

При этом потолок главного зала состоял не из застеклённых окон-кессонов, через которые проходил солнечный свет и было видно небо, как хотели изначально, а из голых балок, как в ангаре. Освещение станции производилось с помощью находившихся в центре платформы люстр авторского дизайна.

Торец станции, согласно проекту, должен был украшать стандартный для того времени барельеф с изображением Сталина в окружении знамён из белого мрамора, что не было реализовано.

Станция Первомайская внутри. Фото с сайта: flectone.ru.
Станция Первомайская внутри. Фото с сайта: flectone.ru.
 Станция Первомайская внутри. Фото с сайта: https://pastvu.com.
Станция Первомайская внутри. Фото с сайта: https://pastvu.com.

Сейчас на месте станции располагается цех подъёмочного ремонта, а в бывшем вестибюле оборудован актовый зал.

Закрытая станция Первомайская сейчас выглядит так. Фото отсюда: nashtransport.ru.
Закрытая станция Первомайская сейчас выглядит так. Фото отсюда: nashtransport.ru.
Актовый зал в бывшем вестибюле станции. Фото отсюда: https://www.nashtransport.ru.
Актовый зал в бывшем вестибюле станции. Фото отсюда: https://www.nashtransport.ru.

Первомайская имела один вестибюль.

Проект станции Первомайская. Наземный вестибюль, 1937 год. Архитектор Исмагил Гайнутдинов. С сайта: http://moscowwalks.ru.
Проект станции Первомайская. Наземный вестибюль, 1937 год. Архитектор Исмагил Гайнутдинов. С сайта: http://moscowwalks.ru.
Проект станции Первомайская. Наземный вестибюль, 1937 год. Архитекторы Леонид Поляков, Раиса Пуринг. С сайта: http://moscowwalks.ru.
Проект станции Первомайская. Наземный вестибюль, 1937 год. Архитекторы Леонид Поляков, Раиса Пуринг. С сайта: http://moscowwalks.ru.

Павильон был построен в виде монументального здания с двумя арочными порталами: один — для входа, другой — для выхода. Своды арок были украшены кессонами. Интерьер вестибюля украшают восемь колонн, облицованных белым мрамором и поддерживающих кессонированный потолок.

Наземный вестибюль станции Первомайской раньше. Фото отсюда: imghub.ru.
Наземный вестибюль станции Первомайской раньше. Фото отсюда: imghub.ru.
Наземный вестибюль станции Первомайская сейчас. Фото отсюда: spb.trams.ru.
Наземный вестибюль станции Первомайская сейчас. Фото отсюда: spb.trams.ru.

Проработала Первомайская до 1961-го года. В том же году в другом месте открыли постоянную станцию с тем же названием. Поскольку новая станция строилась в эпоху "хрущёвской оттепели", её оформление было совсем скромным. Новая Первомайская стала первой типовой "сороконожкой" в столице (колонная, мелкого заложения). Авторами проекта станции стали молодые архитекторы Михаил Марковский (станционный зал) и Янина Татаржинская (вестибюль), работавшие под руковод­ством Алек­сея Душкина.

Станция Первомайская (новая). Фото отсюда: bangkokbook.ru.
Станция Первомайская (новая). Фото отсюда: bangkokbook.ru.

На этом на сегодня всё. Спасибо, что дочитали до конца! Надеемся, что было интересно. Можете почитать наши другие статьи:

Удачи и всего вам доброго!