Всем привет! Рады видеть вас на нашем канале.
Сегодня продолжим рассказывать вам о проектах станций Арбатско-Покровской линии, рассмотрим какие удалось реализовать в итоге, а какие нет.
Предыдущие части читайте здесь:
Приятного чтения!
Семёновская
Проект станции разрабатывался в конце 1930-х годов. Её архитектором был назначен Самуил Кравец. Изначально Семёновская носила название Сталинская по тогдашнему одноимённому району столицы.
Станция была открыта в 1944-м году. Её главной особенностью стала конструкция — станция была сооружена по индивидуальному проекту, и единственная в московском метро является колонно-пилонной. Такое необычное решение было принято не просто так, из-за сложных геологических условий пришлось сделать центральный зал более чем в два раза короче путевых. Семёновская должна была быть пилонной, но для того, чтобы увеличить площадь зала, архитектор предложил заменить каждый пилон четырьмя колоннами.
Семёновская строилась в годы Великой Отечественной войны, поэтому темой оформления стала Советская армия и оружие. Над интерьером также работали скульпторы Вера Мухина и Надежда Вентцель, художник Владимир Ахметьев. Путевые стены и даже потолок станции были украшены барельефами с изображением советских воинов и боевой техники. Изначально планировалось, что помимо барельефов стены будут украшены мозаиками, изображающими основные события Гражданской войны, а также учёбу и быт в Красной армии.
Колонны были облицованы светлым мрамором "коелга" с вставками красно-пёстрого мрамора "нижний тагил". Пол выложен чёрным, красным, серым и белым гранитом. Путевые стены выполнены серым с белыми прожилками мрамором "уфалей", в котором через равные промежутки сделаны треугольные вставки из зелёного слоистого песчаника.
Что касается освещения, вместо люстр и бра были использованы светильники на торшерах, расположенные в центре зала. Торшеры были сделаны из зелёного мрамора, а их основание — из бронзы.
Торцевую стену станции украсили большим горельефом в виде ордена "Победа" с надписью "Нашей Красной Армии — Слава!" скульптора Саула Рабиновича. Интересно, что раньше под надписью была подпись Сталина, а над самим знаменем находился портрет с его изображением, однако в 1960-х года, во времена разоблачения культа личности вождя, медальон с подписью были убраны, тогда же станция была переименована в Семёновскую.
Помимо этого, ранее станцию украшала пятиметровая скульптура «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!" (в народе "Сталин и Геля") скульптора Георгия Лаврова, она была демонтирована в те же годы.
Проект павильона станции также был выполнен Кравецом. Изначально предполагалось, что он будет встроен в огромное здание, однако это реализовать не удалось. Вестибюль был выполнен в форме арки и облицован туфом и красным гранитом.
Фасад вестибюля тоже изначально украшал барельеф Сталина, однако потом его убрали.
Партизанская
Следующая станция — современная Партизанская проектировалась под названием "Стадион имени Сталина". Ещё до начала войны неподалёку планировали построить огромный Стадион народов им. Сталина. В связи с этим станцию было решено сделать трёхпутной, чтобы исключить давку во время проведения спортивных мероприятий (предполагалось разгружать по два поезда сразу перед началом матча на стадионе, а по окончании матча — загружать одновременно по два поезда).
Свои варианты оформления предлагали разные архитекторы. Известный архитектор Дмитрий Чечулин хотел сделать будущую станцию помпезной и величественной —её должны были украсить оригинальные колонны и барельефы на путевых стенах:
Проект Валерия Таушканова предусматривал наличие оригинальных колонн, расширяющихся сверху. Ажурные и прозрачные металлические опоры напоминают Шуховскую башню.
Также Таушкановым предлагался такой проект станции с двумя рядами колонн на каждой платформе и скульптурами спортсменов на постаментах в центре:
Ассиметричный вариант архитекторов Юрия Шеверядева и Виктора Андреева. Третий путь должен был быть отделён массивными колоннами:
Первый проект станции архитектора Бориса Виленского предусматривал создание единого свода вместо колонной конструкции:
Посмотрим ещё несколько нереализованных проектов станции:
Для реализации был выбран следующий проект Виленского:
Итоговое оформление станции посвятили теме партизанского движения в годы Великой Отечественной войны. Квадратные колонны станционного зала были облицованы белым мрамором. Путевые стены вверху отделаны также белым мрамором, а внизу — коричневой керамической плиткой, и украшены барельефами работы скульптора Саула Рабиновича. На стенах расположены многочисленные квадратные керамические плитки с рельефами, которые изображают различные виды советского оружия.
На платформах у ближайших к выходу колонн были установлены скульптуры героев-партизан Зои Космодемьянской и Матвея Кузьмина.
Над средним путём имеются ниши в потолке станции. К выходу ведут широкие гранитные лестницы. На промежуточной площадке установлена скульптурная группа "Партизаны" скульптора Матвея Манизера.
Партизанская имеет один наземный вестибюль. Архитекторы предлагали разные варианты его оформления.
Интересный проект Валерия Таушканова со статуей наверху:
Проект Бориса Виленского:
Проект наземного вестибюля Дмитрия Чечулина:
А так выглядел реализованный проект станции Бориса Виленского:
Наземный павильон представляет собой массивное прямоугольное строение с фасадом, украшенным глубоким портиком с колоннами чёрного диабаза. Изнутри стены облицованы белым и красным мрамором.
Первомайская
Последняя станция, о которой будем говорить сегодня, — это Первомайская. Станцию начали проектировать ещё в конце 1930-х годов, однако открыли только в 1954-м.
Для того, чтобы ускорить строительство станции, было решено делать её наземной крытой и разместить на территории недавно построенного электродепо "Измайлово" — так было проще всего. Первомайская стала самой восточной станцией столичного метро, а также первой наземной станцией.
Свои варианты её оформления предлагали архитекторы Владимир Ершов и Любовь Шагурина, а также Исмагил Гайнутдинов:
Однако позднее архитектором станции был назначен Николай Демчинский.
Хотя Первомайская изначально мыслилась как временная, на её оформлении решили не экономить: стены вестибюля станции были отделаны мрамором, потолок был побелен, пол станционной платформы отделан мрамором, светильники выполнены по авторским проектам, путевые стены облицованы керамической плиткой двух цветов: кремового — сверху и чёрного — снизу и украшены лепными картушами с рогами изобилия.
При этом потолок главного зала состоял не из застеклённых окон-кессонов, через которые проходил солнечный свет и было видно небо, как хотели изначально, а из голых балок, как в ангаре. Освещение станции производилось с помощью находившихся в центре платформы люстр авторского дизайна.
Торец станции, согласно проекту, должен был украшать стандартный для того времени барельеф с изображением Сталина в окружении знамён из белого мрамора, что не было реализовано.
Сейчас на месте станции располагается цех подъёмочного ремонта, а в бывшем вестибюле оборудован актовый зал.
Первомайская имела один вестибюль.
Павильон был построен в виде монументального здания с двумя арочными порталами: один — для входа, другой — для выхода. Своды арок были украшены кессонами. Интерьер вестибюля украшают восемь колонн, облицованных белым мрамором и поддерживающих кессонированный потолок.
Проработала Первомайская до 1961-го года. В том же году в другом месте открыли постоянную станцию с тем же названием. Поскольку новая станция строилась в эпоху "хрущёвской оттепели", её оформление было совсем скромным. Новая Первомайская стала первой типовой "сороконожкой" в столице (колонная, мелкого заложения). Авторами проекта станции стали молодые архитекторы Михаил Марковский (станционный зал) и Янина Татаржинская (вестибюль), работавшие под руководством Алексея Душкина.
На этом на сегодня всё. Спасибо, что дочитали до конца! Надеемся, что было интересно. Можете почитать наши другие статьи:
Удачи и всего вам доброго!