Приветствуем вас, дорогие читатели!
Мы продолжаем говорить о проектах станций московского метро. Сегодня речь пойдёт о станциях Замоскворецкой линии. Рассмотрим, какие планы удалось реализовать в итоге, а какие нет.
Про нереализованные проекты линии можете почитать здесь:
Горьковский радиус от станции Сокол до станции Площадь Свердлова (ныне Театральная) входил во вторую очередь строительства метро. Его удалось открыть в 1938-м году. В статье поговорим о трёх станциях радиуса: Сокол, Аэропорт и Динамо.
Приятного чтения!
Сокол
Станция Сокол стала северной конечной линии, она получила своё название от расположенного неподалеку посёлка Сокол, хотя располагалась в центре бывшего села Всехсвятского, вошедшего в состав Москвы в 1917-м году.
Архитекторами были выбраны братья Константин и Юрий Яковлевы. Предполагалось, что пассажиропоток на станции будет невелик, поэтому платформа была запроектирована небольшой ширины — всего 8 м. В связи с этим, станцию предлагалось делать либо с одним рядом колонн в центре, либо односводчатой (вовсе без колонн). Архитекторы остановили свой выбор на колонном варианте. Сокол стала первой колонной двухпролётной станцией мелкого заложения в московском метро.
Проект выглядел так:
Колонны станции использовались в качестве цокольных опор под горизонтальные своды. Массивные основания колонн кверху расширяются, а пролёты между опорами превращаются в купола.
Нижние части колонн были облицованы биробиджанским мрамором и окружены скамейками. Плоские участки боковых стен также облицевали мрамором, а все кривые поверхности станционного зала были отштукатурены. Путевые стены украсили четырьмя огромными панно из белого мрамора. По первоначальному плану было задумано, что на них будут записаны выдержки из сталинской Конституции о правах советского гражданина, однако эти планы не сбылись. Пол станции был выстлан серым и розовым гранитом.
Интересно, что изначально освещение происходило только за счёт световых колец-рефлекторов, которые расположены под куполами и скрыты кусками прозрачного оникса. Позже были установлены дополнительные прожекторы.
В журнале "Строительство Москвы" за 1938 год отмечалось, что станция получилось достаточно тёмной и мрачной, также ониксовые вставки в центральных сводах следовало бы подобрать из бело-голубых кусков: желто-коричневые кажутся несколько загрязненными. Однако эти незначительные недочеты, конечно, не снижают интересной в целом архитектуры станции.
Первоначально на парапетах лестниц были установлены торшеры, а на потолке — подвесные лампы, они не сохранились до нашего времени. Ещё одной исчезнувшей деталью были часы на колоннах, установленных напротив схода с лестниц.
Перронный зал как бы разделен поперечным мостиком на две части; он соединяется с платформой широкими лестницами. Стены проходов и вестибюлей выстланы керамической плиткой и мозаикой из разноцветного мрамора.
Станция Сокол имеет два вестибюля — восточный и западный. Авторами восточного вестибюля также являются братья Яковлевы. Павильон выполнен в виде полукольца с раздельными входом и выходом на торцах. От них лестницы спускаются в подземный кассовый зал.
Фасад вестибюля облицован подмосковным известняком. На площадке в центре полукольца установлен небольшой фонтан из полированного гранита. В стенах павильона — широкие оконные проёмы. По планам вестибюль должен был занять центральное место курдонера (открытого на улицу парадного двора), образуемого П-образной будущей застройкой, однако этого сделано не было.
Западный вестибюль был построен спустя 11 лет после открытия станции. Его архитекторами стали В. Г. Поликарпова и В.М. Лисицын, автором интерьера кассового зала — В.М. Андреев. В отличие от восточного вестибюля, западный имеет П-образную форму. Внутри также расположен раздельный вход и выход с лестницами, сходящимися в кассовом зале. В центре кассового зала находится массивная колонна.
В 2000-х годах в центральной части западного вестибюля был построен магазин, но в 2016-м году он был снесён.
Аэропорт
Своё название станция получила по находящемуся рядом Центральному аэродрому им. Фрунзе — первому в СССР аэровокзалу, ныне закрытому.
Аэропорт стала первой односводчатой станцией московского метро, построенной открытым способом. В оформлении станции заметно сильное влияние ар-деко. Проектировали станцию архитекторы Борис Виленский и Владимир Ершов. В оформлении они старались выразить тематику советской авиации.
В 1935-м году было запроектирована обработка путевых стен станции путём отделки пилястров, цоколя и карнизов светлым уральским мрамором, а плоскостей между пилястрами в виде витражей, освещаемых изнутри. Потолок предлагалось отделать неглубокими кессонами, а в орнаментах использовать тему авиации.
Односводчатая конструкция станции также была выбрана не случайно, она предала перронному залу объёмность, воздушность и лёгкость. Через свод станции были проложены длинные узкие рельефные полосы, напоминающие стропы парашюта. Эти «стропы», пересекаясь, образуют ромбовидные ячейки, в некоторые из которых встроены вентиляционные чугунные решетки с буквой «М» из желтого металла.
Что касается оформления, стены станции были облицованы мраморовидным известняком и фиолетовым мрамором (веерообразные вставки), розовым мрамором (стены между вставками) и чёрным диабазом (нижняя часть путевых стен).
Пол станции выложен серым гранитом. По центру станции установлено пять двусторонних деревянных скамеек. Над их спинками закреплены информационные щиты и указатели. Декоративные решётки в торцах, вентиляционные решётки, арматура, указатели и скамьи выполнены по эскизам художника Захара Быкова.
Первоначальный облик станции немного отличался от нынешнего: ранее платформа была покрыта асфальтом, а по центральной оси шла узорная дорожка из мрамора. Освещение тоже было несколько другим: вместо конических люстр из люминесцентных лам на потолке располагались шарообразные плафоны, вокруг которых лампы объединялись группами.
Вестибюли станции были встроены в жилые здания на Ленинградском проспекте, построенные в том же 1938-м году по проекту архитектора Самуила Кравеца. Снаружи вестибюли оформлены как лоджии с тремя арками, опирающимися на квадратные колонны, облицованные лабрадоритом. Через боковые арки осуществляется вход и выход пассажиров, от них к кассам ведут две лестницы.
В интерьере вестибюля архитекторы также старались достичь эффекта лёгкости и воздушности. Высокий потолок с кружевной лепкой, поддерживают две восьмигранные колонны, облицованные мраморовидным известняком. Верхнюю часть колонн украшают лепные капители и решётчатые раструбы. Центром композиции вестибюля является кассовая ниша. Около неё два лестничных марша соединяются, и далее к аванзалу ведёт одна широкая лестница.
Каждый аванзал имеет прямоугольную форму. Выделяется центральная часть с обозначенным на потолке кольцом, которое поддерживают четыре многогранные колонны, облицованные ониксом. На потолок нанесён сложный лепной рисунок. Стены аванзалов облицованы тёмно-жёлтым мраморовидным известняком, а пилястры — чёрным мрамором.
В мраморовидном известняке, которым облицованы путевые стены и вестибюль станции, можно найти большое количество окаменелостей морских организмов мелового периода.
Динамо
Станция носила проектное название "Стадион Динамо" по находящемуся рядом одноимённому стадиону. Архитекторами станции стали уже известные тогда Яков Лихтенберг и Юрий Ревковский.
Первоначальным проектом 1935-го года предлагалась совсем другая конструкция. Предполагалось, что своды станции будут опираться на два ряда металлических колонн, отделанных светло-зелёным мрамором с бронзовыми барельефами на спортивные темы. В отделке вестибюлей станции планировалось применить фото-фрески. Своды станции должны были быть обработаны неглубокими кессонами, а отделка путевых стен была намечена глазурованными плитками.
Позже планы поменялись — вместо колонн на станции решили соорудить пилоны. Темой архитектурно-художественного оформления Динамо стал советский спорт. На момент постройки Динамо стала самой глубокой в метро Москвы (глубина заложения 40 м).
Станция представляет собой три независимых зала, разделённых пилонами. На мощные кубические пилоны опираются своды трёх нефов. Пилоны облицованы уральским мрамором интересны своим разнообразием рисунка, фактуры и большим количеством оттенков — от густо-красного до жемчужно-серого.
Освещают станцию стеклянные шаровые люстры в бронзовой оправе, подвешенные по центральной оси зала. В отделке путевых стен использованы оникс и мрамор, глухие стены станции отделаны мраморовидным известняком, а боковые — серой керамической плиткой.
Пол в центральном зале выложен плитами розового и серого гранита, покрытие боковых залов также гранитное. Изначально пол центрального зала был выложен из мраморной мозаики, а боковые залы имели асфальтовое покрытие.
Главным украшением станции являются круглые медальоны на пилонах, изображающие спортсменов. Медальоны были изготовлены по эскизам скульптора Елена Янсон-Манизер. Всего на 60-ти медальонах запечатлён 21 вид спорта, по которым проводилась Спартакиада народов СССР. Среди них: метание диска, теннис, штанга, скалолазание, конькобежный спорт, бокс, хоккей с шайбой, футбол, метание копья, толкание ядра и другие.
Из недостатков станции отмечалось то, что она получилась несколько сдержанная и "хмурая", что не вяжется с представлением об архитектурном образе, связанном с молодым и полнокровным советским спортом.
В мраморовидном известняке, который использовался в облицовке станции, можно найти множество окаменелостей морских организмов мелового периода, например, кораллы.
Станция Динамо имеет два наземных вестибюля. Их проект разработал архитектор Дмитрий Чечулин. Они представляют собой два зеркально отражённых прямоугольных строения в античном стиле. Павильоны окаймлены колоннадой круглых коринфских колонн с развитыми капителями, да и в целом в их облике читаются греческие мотивы.
Изначально архитекторы станционного зала Лихтенберг и Ревковский предлагали свой вариант вестибюля. Им должно было стать цилиндрическое стеклянное строение на гранитном основании, с раскинутыми по диагонали порталами входа и выхода, однако проект сочли слишком авангардным.
Чечулин предложил совсем другую, прямоугольную форму вестибюлей. Несколько приподнятая часть павильона снаружи окружена скульптурным фризом. Колонны вестибюлей были выполнены из известняка, карнизы декорированы лепниной, а изнутри павильоны облицованы светлым мрамором. Надстройка вестибюля окружена фризом на спортивные темы, также авторства Елены Янсон-Манизер. Изнутри это возвышение представляет собой стеклянный купол.
Проект наземного вестибюля станции несколько отличается от реализованного. На эскизе по боковому фасаду изображено 10 колонн, в реальности же их 9. Окна на картинке круглые, а сделали квадратные проемы и закрыли их решётками с круглой раскладкой. Барельеф на стене также не был установлен. На самый верх планировали установить четыре скульптуры спортсменов, а по периметру пустить красивое декоративное ограждение, однако позже от этого отказались.
На этом на сегодня всё. Спасибо, что дочитали до конца! Надеемся, что было интересно. Можете почитать наши другие статьи на данную тему:
Удачи и всего вам доброго!