Найти в Дзене
Заметки о столице

Проекты станций метро: Арбатско-Покровская линия (часть 2)

Добрый день, дорогие читатели! Рады видеть вас на нашем канале. Сегодня расскажем вам о проектах станций Арбатско-Покровской линии, рассмотрим какие удалось реализовать в итоге, а какие нет. Первую часть читайте здесь: Приятного чтения! Площадь Революции Архитектором Площади Революции стал Алексей Душкин. Изначально станция должна была выглядеть по-другому — на ней предполагались выполненные на революционную тематику бронзовые барельефы, а не статуи. Так выглядели первые проекты станции: А такой станцию видел другой архитектор — Георгий Крутиков: Позднее концепция станции поменялась, барельефы было решено заменить на объёмные статуи. Для их проектирование обратились к опытному скульптору Матвею Манизеру. Именно тогда будущая станция обрела современный облик: Архитектору Душкину и скульптору Манизеру предстояло создать галерею образов «нового мира». По сути станция стала постаментом для бронзовых скульптур. Изваяния размером больше человеческого роста с ювелирной точностью поместили в
Оглавление

Добрый день, дорогие читатели! Рады видеть вас на нашем канале.

Сегодня расскажем вам о проектах станций Арбатско-Покровской линии, рассмотрим какие удалось реализовать в итоге, а какие нет.

Первую часть читайте здесь:

Приятного чтения!

Площадь Революции

Архитектором Площади Революции стал Алексей Душкин.

Изначально станция должна была выглядеть по-другому — на ней предполагались выполненные на революционную тематику бронзовые барельефы, а не статуи. Так выглядели первые проекты станции:

Проект архитектурного оформления разработан Архитектурной мастерской Моссовета № 3. Автор проекта — арх. А. Н. Душкин, конструктор — инж. Н. М. Комаров. Взято с сайта: nashtransport.ru.
Проект архитектурного оформления разработан Архитектурной мастерской Моссовета № 3. Автор проекта — арх. А. Н. Душкин, конструктор — инж. Н. М. Комаров. Взято с сайта: nashtransport.ru.
Проект станции А. Душкина. Перонный зал. Перспектива. 1935 год. Фото с сайта: https://vk.com/mirmetro.
Проект станции А. Душкина. Перонный зал. Перспектива. 1935 год. Фото с сайта: https://vk.com/mirmetro.
Проект станции Площадь Революции, арх. А. Душкин. Перспектива. Фото с сайта: https://www.nashtransport.ru.
Проект станции Площадь Революции, арх. А. Душкин. Перспектива. Фото с сайта: https://www.nashtransport.ru.

А такой станцию видел другой архитектор — Георгий Крутиков:

Проект станции архитектора Г. Крутикова. Взято с сайта: calebin.ru.
Проект станции архитектора Г. Крутикова. Взято с сайта: calebin.ru.
Проект станции архитектора Г. Крутикова. Перронный зал. Перспектива. 1935 год. Фото с сайта: https://www.nashtransport.ru.
Проект станции архитектора Г. Крутикова. Перронный зал. Перспектива. 1935 год. Фото с сайта: https://www.nashtransport.ru.
Проект станции, автор Г. Крутиков, 8-я проектная мастерская. Взято отсюда: nashtransport.ru.
Проект станции, автор Г. Крутиков, 8-я проектная мастерская. Взято отсюда: nashtransport.ru.

Позднее концепция станции поменялась, барельефы было решено заменить на объёмные статуи. Для их проектирование обратились к опытному скульптору Матвею Манизеру. Именно тогда будущая станция обрела современный облик:

Реализованный проект станции метро Площадь Революции со скульптурами, 1937 год. Перронный зал. Фото с сайта: trip-for-the-soul.ru.
Реализованный проект станции метро Площадь Революции со скульптурами, 1937 год. Перронный зал. Фото с сайта: trip-for-the-soul.ru.

Архитектору Душкину и скульптору Манизеру предстояло создать галерею образов «нового мира». По сути станция стала постаментом для бронзовых скульптур. Изваяния размером больше человеческого роста с ювелирной точностью поместили в углы пилонов.

Позы получились несколько скованными. Начали говорить, что скульптуры представляют советский народ, который «или сидит, или стоит на коленях». Но приехавший на открытие Сталин воскликнул: «Как живые!», и спор был исчерпан.

Эта подземная скульптурная галерея быстро обросла традициями: студенты перед экзаменом натирают нос собаке пограничника, а страдающие от несчастной любви надеются излечиться, натирая ножку студентки.

"Скульптура-талисман" собака. Фото с сайта: https://bangkokbook.ru.
"Скульптура-талисман" собака. Фото с сайта: https://bangkokbook.ru.

Станция была открыта в 1938-м году. На станции всего установлено 76 бронзовых фигур, в них воплощено 20 различных образов: скульптуры в арках повторяются по четыре раза, а в замурованном арочном проходе — дважды.

Станция Площадь Революции. Фото отсюда: trip-for-the-soul.ru.
Станция Площадь Революции. Фото отсюда: trip-for-the-soul.ru.

Среди скульптур встречаются:

  • революционный рабочий с винтовкой и гранатой и революционный солдат с винтовкой;
  • крестьянин с оружием и революционный матрос с наганом в руке и гранатами;
  • парашютистка и матрос-сигнальщик;
  • девушка-«ворошиловский стрелок» и пограничник с собакой;
  • стахановец с отбойным молотком и молодой инженер;
  • птичница с курицей и петухом и хлебороб-механизатор;
  • студент с книгой на коленях и студентка с книгой в руках;
  • спортсменка с диском для метания и футболист с мячом в руках;
  • отец с ребёнком и мать с ребёнком;
  • в замурованном арочном проходе (скульптуры есть только со стороны платформ) — пионеры-авиамоделисты и пионерки-географы.
Скульптуры на станции Площадь Революции. Фото отсюда: imghub.ru.
Скульптуры на станции Площадь Революции. Фото отсюда: imghub.ru.

Некоторые скульптуры имели свои прототипы среди реальных людей.

Например, образ революционного матроса Манизер нашёл в курсанте Ленинградского военно-морского училища имени М.В. Фрунзе Алексее Никитенко; моделью для матроса-сигнальщика стал другой курсант Ленинградского военно-морского училища — Олимпий Рудаков; прототипом фигуры студента был студент Центрального института физической культуры многократный чемпион Москвы и рекордсмен СССР по прыжкам в высоту Аркадий Гидрат; а фигуры пограничника с собакой — Никита Карацупа и его собака Индус, задержавшие в 1936-м году японских нарушителей границ.

Что касается оформления станции, для отделки колонн и стен зала был использован разноцветный мрамор. Цокольная часть станции облицована черным с золотыми прожилками армянским "давалу", архивольты (наружное обрамление арочного проёма) украшены темно-красным грузинским "шроша", шахматный рисунок пола составлен плиткой из гранита серого и черного цветов.

Стены проходов облицованы крымским мрамором "биюк-янкой". В оформлении станции также использован светло-серый уфалейский и светло-золотистый коелгианский.

Интересно, что в 1941-м году, во время Великой Отечественной войны, скульптуры со станции были эвакуированы в Среднюю Азию, а в 1944-м возвращены в виде разрозненных частей, а позже восстановлены.

Касательно наземных вестибюлей, у станции их два — западный и восточный. Западный является общим со станцией Театральная Замоскворецкой линии, его архитектором также является Алексей Душкин.

Изначально предполагалось, что этот вестибюль будет встроен в здание Академического кинотеатра, который так и не был построен, именно поэтому вестибюль имеет достаточно странную форму — два строения: овальное и квадратное, соединенные переходом.

Нереализованный проект Большого академического кинотеатра на площади Свердлова. Авторы: А. Душкин, В. Белявский, Н. Князев. Перспектива с наземным вестибюлем метро Площадь революции, 1936 год. Фото отсюда: https://a-pollaiolo.livejournal.com.
Нереализованный проект Большого академического кинотеатра на площади Свердлова. Авторы: А. Душкин, В. Белявский, Н. Князев. Перспектива с наземным вестибюлем метро Площадь революции, 1936 год. Фото отсюда: https://a-pollaiolo.livejournal.com.
Трёхмерная модель проекта А. Душкина, автор Ю. Старостенко. Фото с сайта: alternathistory.ru.
Трёхмерная модель проекта А. Душкина, автор Ю. Старостенко. Фото с сайта: alternathistory.ru.
Проект эскалаторного зала вестибюля станции. Архитектор А.Душкин. Фото с сайта: triptonkosti.ru.
Проект эскалаторного зала вестибюля станции. Архитектор А.Душкин. Фото с сайта: triptonkosti.ru.

Архитектура интерьеров западного вестибюля достаточно лаконична. Стены эскалаторного зала облицованы тёмным мрамором «садахло», потолок обработан рельефными тягами. Снаружи павильон решён в виде портика с шестью квадратными колоннами, облицованными тёмным лабрадоритом. Наружные стены покрыты белым подмосковным известняком.

Западный вестибюль станции Площадь Революции. Фото отсюда: bangkokbook.ru.
Западный вестибюль станции Площадь Революции. Фото отсюда: bangkokbook.ru.

Восточный вестибюль был создан по проекту архитектора Юрия Зенкевича и встроен в линию домов в Богоявленском переулке.

Восточный вестибюль станции Площадь Революция. Фото отсюда: antipotok.ru.
Восточный вестибюль станции Площадь Революция. Фото отсюда: antipotok.ru.

Зал вестибюля ошеломляет изрядной пышностью, а освещает его гигантская висячая люстра. Стены с выступающими полуколоннами облицованы серовато-белым мрамором.

Внутренний вид восточного вестибюля станции. Фото с сайта: picsy.ru.
Внутренний вид восточного вестибюля станции. Фото с сайта: picsy.ru.

Курская

Также, как и Площадь Революции, станция была открыта в 1938-м году. Её архитектором стал Леонид Поляков, работавший в архитектурной мастерской Моссовета № 3.

До этого своё видение станции предлагал архитектор 2-й проектной мастерской Моссовета Леонид Теплицкий:

Проект станции Курская, автор Л. Теплицкий. 1 вариант. Этот проект наиболее похож на реализованные в итоге. Такие детали, как квадратные пилоны с арочными сводами, украшенные пилястрами, и кессированный потолок были использованы при строительстве станции. Фото отсюда: https://www.nashtransport.ru.
Проект станции Курская, автор Л. Теплицкий. 1 вариант. Этот проект наиболее похож на реализованные в итоге. Такие детали, как квадратные пилоны с арочными сводами, украшенные пилястрами, и кессированный потолок были использованы при строительстве станции. Фото отсюда: https://www.nashtransport.ru.
Проект станции Курская, автор Л. Теплицкий. 2 вариант. Фото отсюда: https://www.nashtransport.ru.
Проект станции Курская, автор Л. Теплицкий. 2 вариант. Фото отсюда: https://www.nashtransport.ru.

Сохранился и такой проект Теплицкого:

Поляков оставил предложенную Теплицким общую идею оформления станции. Схожими остались не только конструкция, но и архитектурный декор: спокойное цвета, массивные квадратные пилоны, кессонированый потолок.

Реализованный проект станции Курская Л. Полякова, 1937 год. Фото с сайта: http://n-metro.ru.
Реализованный проект станции Курская Л. Полякова, 1937 год. Фото с сайта: http://n-metro.ru.

Оформление посвятили сельскому хозяйству. Мощные пилоны облицевали серым мрамором, белые своды обработали кессонами. Интересной деталью стали круглые бронзовые решетки со снопами и серпами в центре, закреплённые на пилонах, с размещёнными на них светильниками.

Стены тоннелей облицованы белой глазурованной плиткой, а нижняя их часть — чёрным мрамором. Зал освещается люстрами-тарелками. Пол в центральном зале выложен серым гранитом, в боковых залах — тем же гранитом с геометрическими вставками чёрного диабаза и красного гранита.

Так выглядит построенная станция:

Станция Курская Арбатско-Покровской линии. Фото с сайта: msmap.ru.
Станция Курская Арбатско-Покровской линии. Фото с сайта: msmap.ru.

Курская имеет единственный вестибюль, который совмещён со станцией Кольцевой линии. Вестибюль встроен в первый этаж жилого дома, он выходит на площадь Курского вокзала.

Курская является одной из из немногих станций, где сохранились оригинальные надписи: «ВХОД», «НЕТ ВХОДА», «ВЫХОД», «НЕТ ВЫХОДА» и «К КАССАМ И ПОЕЗДАМ».

Вход в метро в 1937-1938 году. Фото с сайта: https://pastvu.com.
Вход в метро в 1937-1938 году. Фото с сайта: https://pastvu.com.

Бауманская

Бауманская проектировалась в составе третьей очереди московского метрополитена, изначально под названием "Спартаковская".

Архитектором, оформлявшим станцию, стал Борис Иофан, также известный своими проектами Дворца Советов (не был реализован), Дома на набережной и главного здания МГУ.

Так выглядел первый вариант оформления будущей станции:

Проект оформления станции Спартаковская (Бауманская), автор Б. Иофан. Фото с сайта: https://tehne.com.
Проект оформления станции Спартаковская (Бауманская), автор Б. Иофан. Фото с сайта: https://tehne.com.
Проект оформления станции Спартаковская (Бауманская). Фото с сайта: https://tatlin.ru.
Проект оформления станции Спартаковская (Бауманская). Фото с сайта: https://tatlin.ru.

Как можно заметить, на станции уже тогда планировались скульптуры. Изначально название проходящей рядом Спартаковской улицы (которая и должна была дать название станции) натолкнула архитекторов на идею создания скульптур героев восстания Спартака в Древнем Риме в характерных одеждах. Также над проходами между пилонов должны были появиться цитаты, посвящённые восстанию.

Однако в военное время было решено заменить фигуры скульптурами воинов советской армии и тружеников тыла работы Вячеслава Андреева.

Планируемые скульптуры на станции Бауманская. Фото с сайта: https://alternathistory.ru.
Планируемые скульптуры на станции Бауманская. Фото с сайта: https://alternathistory.ru.

Также свои проекты станции представляли архитекторы Юрий Ревковский и Яков Лихтенберг:

Станцию удалось открыть в 1944-м году. Пилоны облицевали белым мрамором «газган». Пол станции выложили серым, чёрным и красным гранитом, путевые стены отделали серым мрамором месторождения газган и чёрным мрамором.

Между пилонами были установлены скульптуры защитников Родины и тружеников тыла во времена Великой Отечественной войны.

Станция Бауманская. Фото с сайта: imghub.ru.
Станция Бауманская. Фото с сайта: imghub.ru.

Всего на станции 8 скульптур. Андреев не успел полностью завершить свой замысел до своей кончины в 1945-м году. Работу по его эскизам продолжили его вдова и скульптур Сергей Кольцов.

Самим Андреевым выполнены скульптуры «Красноармеец со знаменем», «Красноармеец в маскировочном халате», «Метростроевка», «Лётчик», а С. Кольцовым и О. Андреевой — «Командир», «Партизанка», «Рабочий» и «Конструктор».

Сначала скульптуры были выполнены из гипса, но со временем они утратили свой первоначальный вид и в 1970-х годах были заменены на бронзовые копии.

Гипсовые скульптуры на станции Бауманская, 1944-й год. Фото с сайта: https://pastvu.com.
Гипсовые скульптуры на станции Бауманская, 1944-й год. Фото с сайта: https://pastvu.com.

Ранее торцевую стену в конце зала украшало панно с изображением профилей Сталина и Ленина, однако в 1960-х годах, во времена разоблачение культа личности, кусок заменили на портрет Ленина. Мозаику выполнил художник-монументалист Александр Иванов (известен своими мозаиками на Киевской-кольцевой).

Бауманская имеет один наземный вестибюль. Такой проект павильона предлагал Борис Иофан:

Проект станции Спартаковская (Бауманская). Фасад наземного вестибюля. Архитектор Б. Иофан, 1938 год. Взято с сайта: http://moscowwalks.ru.
Проект станции Спартаковская (Бауманская). Фасад наземного вестибюля. Архитектор Б. Иофан, 1938 год. Взято с сайта: http://moscowwalks.ru.

Так выглядели другие проекты:

Проект станции метро Спартаковская (ныне «Бауманская). Наземный павильон. Архитекторы: Б. Иофан, Ю. Зенкевич, В. Пелевин, 1940 год. Фото с сайта: https://liveinmsk.ru.
Проект станции метро Спартаковская (ныне «Бауманская). Наземный павильон. Архитекторы: Б. Иофан, Ю. Зенкевич, В. Пелевин, 1940 год. Фото с сайта: https://liveinmsk.ru.
Проект вестибюля станции метро Спартаковская (Бауманская). Фото отсюда: flickr.com.
Проект вестибюля станции метро Спартаковская (Бауманская). Фото отсюда: flickr.com.
Проект вестибюля станции метро Спартаковская (Бауманская). Фото с сайта: mosculture.ru.
Проект вестибюля станции метро Спартаковская (Бауманская). Фото с сайта: mosculture.ru.

Судя по эскизам, у выхода станции также должны были находиться скульптуры, одна это не было реализовано.

Архитекторами вестибюля стали Юрий Зенкевич и Валентин Пелевин. Павильон был выполнен в виде портала с четырьмя гранитными колоннами и облицован мрамором "газган" изнутри и керамической плиткой снаружи, был переоблицован в 1960-е годы.

Так выглядит вестибюль в реальности:

Наземный вестибюль станции Бауманская. Фото с сайта: https://bangkokbook.ru.
Наземный вестибюль станции Бауманская. Фото с сайта: https://bangkokbook.ru.

Электрозаводская

Архитекторами станции были Владмир Гельфрейх и Игорь Рожин под руководством Владимира Щуко. Первые проекты были составлены ещё до войны.

Тематика станции была посвящена находящемуся рядом Электрозаводу и поэтому должна была прославлять труд, мир, май и человека труда. Как можно заметить, эскиз предполагал лепнину, сводчатый потолок, скульптуры на пилонах, необычные лампы и фигурный пол.

Проект станции метро Электрозаводская. Арх. В. Гельфрейх, И. Рожин, В. Щуко, 1938 год. Взят отсюда: https://wsn01.livejournal.com.
Проект станции метро Электрозаводская. Арх. В. Гельфрейх, И. Рожин, В. Щуко, 1938 год. Взят отсюда: https://wsn01.livejournal.com.

Другой вариант предполагал заметно упрощённое оформление станции. Вместо скульптур появились бюсты рабочих — героев-стахановцев, однако позже от этой идеи отказались.

Один из первых вариантов станции Электрозаводская с бюстами героев-стахановцев. Фото с сайта: http://n-metro.ru.
Один из первых вариантов станции Электрозаводская с бюстами героев-стахановцев. Фото с сайта: http://n-metro.ru.

Позже проект был изменён и улучшен. От старого остались только потолок с круглыми кессонами и рисунок пола.

Станцию открыли в 1944-м году. Пилоны были облицованы светлым мрамором и декорированы архитектурными деталями (резными триглифами, нишами решёток, карнизом и барельефами). Пол первоначально выложен чёрными и серыми плитами, по краям отделан орнаментом из розово-жёлтого крымского мрамора биюк-янкой. При реконструкции покрытие пола было заменено на светло-серый янцевский гранит и лабродорит. Путевые стены облицованы красным мрамором.

Скульптором стал Георгий Мотовилов. Главной темой оформление стал труд, на барельефах изображались работники Электрозавода, строители, кузнецы, представители сельского хозяйства и т. д.

Станция Электрозаводская. Фото с сайта: https://ru.wikipedia.org.
Станция Электрозаводская. Фото с сайта: https://ru.wikipedia.org.

Как и на соседней Бауманской на станции было уничтожено изображение Сталина. Ранее оно находился на барельефе в торце станции.

Электрозаводская имеет один наземный вестибюль. Он выполнен в форме шестиугольного здания с массивным уплощённым куполом.

Нереализованный проект вестибюля станции Электрозаводская. Фото с сайта: https://yablor.ru.
Нереализованный проект вестибюля станции Электрозаводская. Фото с сайта: https://yablor.ru.

В нише павильона установлена скульптура, посвящённая метростроевцам.

Наземный вестибюль станции Электрозаводская и скульптура «Метростроевцы в забое» . Фото с сайта: bangkokbook.ru.
Наземный вестибюль станции Электрозаводская и скульптура «Метростроевцы в забое» . Фото с сайта: bangkokbook.ru.

Вестибюль был также спроектирован Гельфрейхом и Рожиным, при участии Аркадия Аркина.

Проект внутреннего зала вестибюля реализован частично — скульптура в центре зала и большие барельефы на стенах сделаны не были.

Также при открытии станции под потолком вестибюля размещалась большая круглая люстра с красной звездой в центре, в которой были установлены люминесцентные лампы, изготовленные на «Электрозаводе», однако позже её демонтировали.

Под куполом размещены 6 скульптурных портретов учёных и исторических деятелей, среди них: Ломоносов, Попов, Фарадей и Бенджамин Франклин.

На этом на сегодня всё. Спасибо, что дочитали до конца! Надеемся, что было интересно. Читайте наши другие статьи:

Удачи и всего доброго!