Добрый день, дорогие читатели! Рады видеть вас на нашем канале.
Сегодня расскажем вам о проектах станций Арбатско-Покровской линии, рассмотрим какие удалось реализовать в итоге, а какие нет.
Первую часть читайте здесь:
Приятного чтения!
Площадь Революции
Архитектором Площади Революции стал Алексей Душкин.
Изначально станция должна была выглядеть по-другому — на ней предполагались выполненные на революционную тематику бронзовые барельефы, а не статуи. Так выглядели первые проекты станции:
А такой станцию видел другой архитектор — Георгий Крутиков:
Позднее концепция станции поменялась, барельефы было решено заменить на объёмные статуи. Для их проектирование обратились к опытному скульптору Матвею Манизеру. Именно тогда будущая станция обрела современный облик:
Архитектору Душкину и скульптору Манизеру предстояло создать галерею образов «нового мира». По сути станция стала постаментом для бронзовых скульптур. Изваяния размером больше человеческого роста с ювелирной точностью поместили в углы пилонов.
Позы получились несколько скованными. Начали говорить, что скульптуры представляют советский народ, который «или сидит, или стоит на коленях». Но приехавший на открытие Сталин воскликнул: «Как живые!», и спор был исчерпан.
Эта подземная скульптурная галерея быстро обросла традициями: студенты перед экзаменом натирают нос собаке пограничника, а страдающие от несчастной любви надеются излечиться, натирая ножку студентки.
Станция была открыта в 1938-м году. На станции всего установлено 76 бронзовых фигур, в них воплощено 20 различных образов: скульптуры в арках повторяются по четыре раза, а в замурованном арочном проходе — дважды.
Среди скульптур встречаются:
- революционный рабочий с винтовкой и гранатой и революционный солдат с винтовкой;
- крестьянин с оружием и революционный матрос с наганом в руке и гранатами;
- парашютистка и матрос-сигнальщик;
- девушка-«ворошиловский стрелок» и пограничник с собакой;
- стахановец с отбойным молотком и молодой инженер;
- птичница с курицей и петухом и хлебороб-механизатор;
- студент с книгой на коленях и студентка с книгой в руках;
- спортсменка с диском для метания и футболист с мячом в руках;
- отец с ребёнком и мать с ребёнком;
- в замурованном арочном проходе (скульптуры есть только со стороны платформ) — пионеры-авиамоделисты и пионерки-географы.
Некоторые скульптуры имели свои прототипы среди реальных людей.
Например, образ революционного матроса Манизер нашёл в курсанте Ленинградского военно-морского училища имени М.В. Фрунзе Алексее Никитенко; моделью для матроса-сигнальщика стал другой курсант Ленинградского военно-морского училища — Олимпий Рудаков; прототипом фигуры студента был студент Центрального института физической культуры многократный чемпион Москвы и рекордсмен СССР по прыжкам в высоту Аркадий Гидрат; а фигуры пограничника с собакой — Никита Карацупа и его собака Индус, задержавшие в 1936-м году японских нарушителей границ.
Что касается оформления станции, для отделки колонн и стен зала был использован разноцветный мрамор. Цокольная часть станции облицована черным с золотыми прожилками армянским "давалу", архивольты (наружное обрамление арочного проёма) украшены темно-красным грузинским "шроша", шахматный рисунок пола составлен плиткой из гранита серого и черного цветов.
Стены проходов облицованы крымским мрамором "биюк-янкой". В оформлении станции также использован светло-серый уфалейский и светло-золотистый коелгианский.
Интересно, что в 1941-м году, во время Великой Отечественной войны, скульптуры со станции были эвакуированы в Среднюю Азию, а в 1944-м возвращены в виде разрозненных частей, а позже восстановлены.
Касательно наземных вестибюлей, у станции их два — западный и восточный. Западный является общим со станцией Театральная Замоскворецкой линии, его архитектором также является Алексей Душкин.
Изначально предполагалось, что этот вестибюль будет встроен в здание Академического кинотеатра, который так и не был построен, именно поэтому вестибюль имеет достаточно странную форму — два строения: овальное и квадратное, соединенные переходом.
Архитектура интерьеров западного вестибюля достаточно лаконична. Стены эскалаторного зала облицованы тёмным мрамором «садахло», потолок обработан рельефными тягами. Снаружи павильон решён в виде портика с шестью квадратными колоннами, облицованными тёмным лабрадоритом. Наружные стены покрыты белым подмосковным известняком.
Восточный вестибюль был создан по проекту архитектора Юрия Зенкевича и встроен в линию домов в Богоявленском переулке.
Зал вестибюля ошеломляет изрядной пышностью, а освещает его гигантская висячая люстра. Стены с выступающими полуколоннами облицованы серовато-белым мрамором.
Курская
Также, как и Площадь Революции, станция была открыта в 1938-м году. Её архитектором стал Леонид Поляков, работавший в архитектурной мастерской Моссовета № 3.
До этого своё видение станции предлагал архитектор 2-й проектной мастерской Моссовета Леонид Теплицкий:
Сохранился и такой проект Теплицкого:
Поляков оставил предложенную Теплицким общую идею оформления станции. Схожими остались не только конструкция, но и архитектурный декор: спокойное цвета, массивные квадратные пилоны, кессонированый потолок.
Оформление посвятили сельскому хозяйству. Мощные пилоны облицевали серым мрамором, белые своды обработали кессонами. Интересной деталью стали круглые бронзовые решетки со снопами и серпами в центре, закреплённые на пилонах, с размещёнными на них светильниками.
Стены тоннелей облицованы белой глазурованной плиткой, а нижняя их часть — чёрным мрамором. Зал освещается люстрами-тарелками. Пол в центральном зале выложен серым гранитом, в боковых залах — тем же гранитом с геометрическими вставками чёрного диабаза и красного гранита.
Так выглядит построенная станция:
Курская имеет единственный вестибюль, который совмещён со станцией Кольцевой линии. Вестибюль встроен в первый этаж жилого дома, он выходит на площадь Курского вокзала.
Курская является одной из из немногих станций, где сохранились оригинальные надписи: «ВХОД», «НЕТ ВХОДА», «ВЫХОД», «НЕТ ВЫХОДА» и «К КАССАМ И ПОЕЗДАМ».
Бауманская
Бауманская проектировалась в составе третьей очереди московского метрополитена, изначально под названием "Спартаковская".
Архитектором, оформлявшим станцию, стал Борис Иофан, также известный своими проектами Дворца Советов (не был реализован), Дома на набережной и главного здания МГУ.
Так выглядел первый вариант оформления будущей станции:
Как можно заметить, на станции уже тогда планировались скульптуры. Изначально название проходящей рядом Спартаковской улицы (которая и должна была дать название станции) натолкнула архитекторов на идею создания скульптур героев восстания Спартака в Древнем Риме в характерных одеждах. Также над проходами между пилонов должны были появиться цитаты, посвящённые восстанию.
Однако в военное время было решено заменить фигуры скульптурами воинов советской армии и тружеников тыла работы Вячеслава Андреева.
Также свои проекты станции представляли архитекторы Юрий Ревковский и Яков Лихтенберг:
Станцию удалось открыть в 1944-м году. Пилоны облицевали белым мрамором «газган». Пол станции выложили серым, чёрным и красным гранитом, путевые стены отделали серым мрамором месторождения газган и чёрным мрамором.
Между пилонами были установлены скульптуры защитников Родины и тружеников тыла во времена Великой Отечественной войны.
Всего на станции 8 скульптур. Андреев не успел полностью завершить свой замысел до своей кончины в 1945-м году. Работу по его эскизам продолжили его вдова и скульптур Сергей Кольцов.
Самим Андреевым выполнены скульптуры «Красноармеец со знаменем», «Красноармеец в маскировочном халате», «Метростроевка», «Лётчик», а С. Кольцовым и О. Андреевой — «Командир», «Партизанка», «Рабочий» и «Конструктор».
Сначала скульптуры были выполнены из гипса, но со временем они утратили свой первоначальный вид и в 1970-х годах были заменены на бронзовые копии.
Ранее торцевую стену в конце зала украшало панно с изображением профилей Сталина и Ленина, однако в 1960-х годах, во времена разоблачение культа личности, кусок заменили на портрет Ленина. Мозаику выполнил художник-монументалист Александр Иванов (известен своими мозаиками на Киевской-кольцевой).
Бауманская имеет один наземный вестибюль. Такой проект павильона предлагал Борис Иофан:
Так выглядели другие проекты:
Судя по эскизам, у выхода станции также должны были находиться скульптуры, одна это не было реализовано.
Архитекторами вестибюля стали Юрий Зенкевич и Валентин Пелевин. Павильон был выполнен в виде портала с четырьмя гранитными колоннами и облицован мрамором "газган" изнутри и керамической плиткой снаружи, был переоблицован в 1960-е годы.
Так выглядит вестибюль в реальности:
Электрозаводская
Архитекторами станции были Владмир Гельфрейх и Игорь Рожин под руководством Владимира Щуко. Первые проекты были составлены ещё до войны.
Тематика станции была посвящена находящемуся рядом Электрозаводу и поэтому должна была прославлять труд, мир, май и человека труда. Как можно заметить, эскиз предполагал лепнину, сводчатый потолок, скульптуры на пилонах, необычные лампы и фигурный пол.
Другой вариант предполагал заметно упрощённое оформление станции. Вместо скульптур появились бюсты рабочих — героев-стахановцев, однако позже от этой идеи отказались.
Позже проект был изменён и улучшен. От старого остались только потолок с круглыми кессонами и рисунок пола.
Станцию открыли в 1944-м году. Пилоны были облицованы светлым мрамором и декорированы архитектурными деталями (резными триглифами, нишами решёток, карнизом и барельефами). Пол первоначально выложен чёрными и серыми плитами, по краям отделан орнаментом из розово-жёлтого крымского мрамора биюк-янкой. При реконструкции покрытие пола было заменено на светло-серый янцевский гранит и лабродорит. Путевые стены облицованы красным мрамором.
Скульптором стал Георгий Мотовилов. Главной темой оформление стал труд, на барельефах изображались работники Электрозавода, строители, кузнецы, представители сельского хозяйства и т. д.
Как и на соседней Бауманской на станции было уничтожено изображение Сталина. Ранее оно находился на барельефе в торце станции.
Электрозаводская имеет один наземный вестибюль. Он выполнен в форме шестиугольного здания с массивным уплощённым куполом.
В нише павильона установлена скульптура, посвящённая метростроевцам.
Вестибюль был также спроектирован Гельфрейхом и Рожиным, при участии Аркадия Аркина.
Проект внутреннего зала вестибюля реализован частично — скульптура в центре зала и большие барельефы на стенах сделаны не были.
Также при открытии станции под потолком вестибюля размещалась большая круглая люстра с красной звездой в центре, в которой были установлены люминесцентные лампы, изготовленные на «Электрозаводе», однако позже её демонтировали.
Под куполом размещены 6 скульптурных портретов учёных и исторических деятелей, среди них: Ломоносов, Попов, Фарадей и Бенджамин Франклин.
На этом на сегодня всё. Спасибо, что дочитали до конца! Надеемся, что было интересно. Читайте наши другие статьи:
Удачи и всего доброго!