Контейнеровоз «Норильский Никель» возглавляет флотилию одноименной компании. В 2006 году его строительство и последующий ввод в эксплуатацию стали настоящим фурором для российского судоходства, ведь это было первое российское судно двойного действия.
Но и сегодня суда этой серии остаются одними из главных рабочих лошадок на Северном морском пути. Съемочная группа «Медиапалубы» поднялась на борт «Норильского Никеля» во время его обслуживания на Канонерском заводе. О буднях арктического контейнеровоза и его устройстве нам рассказал капитан судна Андрей Шлапак.
Маршрут и грузы
Весь флот ГМК «Норникель» (горно-металлургическая компания «Норильский никель») состоит из семи судов: из них пять грузовых контейнеровозов проекта Aker ACS 650 (помимо головного судна в серии есть «Мончегорск», Заполярный», «Талнах» и «Надежда»), танкер «Енисей», построенный в такой же корпусной конструкции, как и контейнеровозы, и портовый ледокол «Дудинка», который помогает судам швартоваться у причала в зимний период. Весь флот задействован на одном единственном маршруте — порт Дудинка (Красноярский край) — Мурманск.
Основная миссия судна «Норильский Никель» заключается в вывозе металла из порта Дудинка, расположенного вблизи к рудникам и производствам ГМК. Сейчас продукция отправляется только в Мурманск, откуда идет дальнейшая транспортировка на внутренний и внешний рынки. Но раньше судно доставляло грузы и в Европу, заходя в порты Гамбурга и Роттердама.
Обратно, из Мурманска на восток, судно тоже не идет порожнем. Перед отправкой контейнеры, в том числе рефрижераторные, грузят различными продуктами и продовольствием, которые отправляются жителям отдаленных северных территорий.
Первый с «азиподами»
«Норильский Никель» — головное судно финского проекта Aker ACS 650. Его построили в 2006 году, процесс строительства был разделен на два этапа: носовую часть возводили на верфи в Германии, после чего ее доставили в Финляндию, где судно обрело свой финальный облик. В остальном все суда серии идентичны, конструктивно они отличаются только наличием или отсутствием палубных кранов.
По основной трассе Севморпути «Норильский Никель» ходит самостоятельно. Но на участке, который проходит по Енисею, зимой образуется неплавучий или донный лед. Его преодолевать сложнее и здесь на помощь приходит атомный ледокол, в задачи которого входит расчистка речных акваторий.
Технические характеристики судна
Длина, м 169.0 Ширина, м 26.5 Осадка, м 10.0 Высота борта, м 14.2 Дедвейт, т 18339 Водоизмещение, т 29136 Эксплуатационная скорость, уз. 12,5
«Норильский Никель» — первое отечественное судно, на котором применили решение Double action ships, основанную на внедрении движителя Azipod. Изначально эту технологию в финской компании ABB разработали для оснащения танкеров, работающих в водах Ботнического залива. Позднее, специально для «Норильского Никеля», ее адаптировали под сложные арктические льды — усилили как конструкцию винтов, так и мощность приводного электродвигателя.
Напомним, технология винторулевого комплекса Azipod позволяет продвигаться судну во льдах как носом, так и кормой вперед. В обычном режиме «Норильский Никель» — классическое грузовое судно. Но при задействовании «азипода» оно разворачивается на 180 градусов и само прокладывает себе путь во льдах: винты, дающие дополнительное разрежение, и усиленная кормовая часть корпуса, делают из него полноценный мощный ледокол.
Арктика непредсказуема, в той части СМП, где мы ходим, лед достаточно серьезный, и каждый переход по СМП протекает по-разному. Сказываются ветра, сезонность, состояние льдов. Но идти кормой вперед приходится достаточно часто.Сложность в том, что в таком режиме [кормой вперед] судно не так податливо в управлении, и, пройдя тяжелые льды, на чистой воде оно разворачивается. Поэтому в ледовых условиях штурман может за четырехчасовую смену до 10 раз переходить с одного пульта на другой, меняя положение контейнеровоза.
Эксклюзивные грузы и уникальный порт
Судно имеет высокий ледовый класс Arc7: в гладком льду он может преодолевать толщины до 1,7 метра, в торосах — до 1,5 метров. Этих характеристик достаточно, чтобы обеспечить круглогодичную навигацию на маршруте.
Носовая часть у этой серии судов имеет клинообразную форму, которая позволяет легко разрушать лед и продвигаться сквозь него. При этом судно не разрезает лед, а наезжает на него массивным носом сверху.
Длина судна достигает почти 170 метров, большая часть отведена под размещение груза. В основном «Норильский Никель» перевозит продукцию в контейнерах — под них отведено место как на палубе, так и в трюмах. Всего на судне можно разместить до 650 контейнеров. Суммарная вместимость четырех трюмов — 18500 куб.м.
На палубе расположены два крана грузоподъемностью 45 и 34 тонн. Но используются они редко на необорудованных погрузо-разгрузочными механизмами участках акватории. Такая потребность возникает раз в год.
А именно — в порту Дудинка в период паводка. Дело в том, что это единственный в мире порт с затапливаемыми причалами. Весной, когда уровень воды в акватории повышается, порт практически исчезает: вывозится все портовое оборудование и техника для перевалки, включая краны.
Поскольку предприятие работает круглый год, а деньги за простои терять никто не хочет, работа должна продолжаться. На помощь приходит так называемый причал высокой воды с 11-метровой стенкой, с которого груз передается на баржи. «Норильский Никель», как и другие суда, на подходе в устье реки пропускает ледоход и по чистой воде подходит к месту перегрузки, встает на якорь и при помощи двух собственных палубных кранов с барж забирает груз.
Мостик и машинное отделение
Капитанский мостик находится в рубке, расположенной в кормовой части судна. Он достаточно просторный, круговой обзор обеспечивает хорошую видимость.
Одна из особенностей мостика в том, что он оборудован двумя одинаковыми пультами управления – один обращен к носу судна, второй – на корму. Так можно управлять контейнеровозом в обоих режимах. В остальном это стандартное для судов помещение с современным оборудованием связи и навигации, консолью для управления, электронной картографией, рабочей зоной и прочим.
В машинном отделении установлено три двигателя марки Wärtsilä, мощность каждого — 6000 кВт. Летом, идя по чистой воде, экипаж чаще всего задействует только один агрегат. Зимой же обычно включаются все три.
Здесь же находится механизм, который приводит в действие систему Azipod. В надводной части судна установлен электродвигатель мощностью 13000 кВт, который запускает ВРК. Винторулевая колонка тянущего типа, оснащенная четырехлопастным гребной винтом диаметром более 5 метров, расположена под корпусом. Она может вращаться на 360 градусов, а вместе с ней и все судно.
Азиподы также используют при швартовых операциях, задействуя кратковременный реверс. Так, на подходе к причалам судно становится более маневренным.
На «Норильском Никеле» одновременно работает 19 человек. Две команды экипажей сменяют друг друга после двух-трехмесячных смен. Рейс занимает пять суток летом, зимой — до 10 дней. На борту обустроены отдельные каюты, есть столовая, тренажерный зал, сауна с бассейном и спутниковый интернет.