В 1944 году Красная армия достигла значительного успеха в оснащении своих частей новыми ппротивотанковыми самоходками. Хотя количество производимых в Советском Союзе САУ было невелико по сравнению с Германией, мощность СУ-100, вооруженной 100-мм орудием, была достаточной для уничтожения большинства немецких танков на дистанции до двух километров. Единственным исключением могли быть ПТ-САУ Jagdtiger и экспериментальный сверхтяжелый танк Maus.
Однако прогресс не стоял на месте, и в борьбе между броней и снарядами наступил следующий этап. Самоходка СУ-100 обладала несколькими явными конструктивными недостатками, которые могли быть устранены только полной переделкой боевой машины. Особенно критичными были два аспекта: устаревшая трансмиссия самоходки и излишний вынос ствола за габариты корпуса.
Однако уже после принятия на вооружение САУ СУ-100 возникла необходимость дальнейшего совершенствования огневой мощи советских самоходных установок. Существующая база танка Т-34-85 не позволяла использовать самые современные длинноствольные орудия из-за проблем с перегрузкой опорных катков, низким ресурсом и значительным выносом ствола за габариты самоходки. Чтобы создать новое поколение артиллерийских установок, потребовалась новая база, лишенная этих недостатков, которые присутствовали у уже принятых на вооружение машин. Таким образом, вопрос о разработке новой противотанковой САУ неразрывно связался с созданием новых танков для замены Т-34.
Работы над созданием нового среднего танка в СССР начались ещё в 1942 году. За этим проектом стояло Конструкторское бюро Харьковского завода №183, которое было перевезено на Урал и размещено на площади Нижнетагильского завода "Уралвагонзавод". В 1942 году начались работы по разработке нового среднего танка, получившего индекс Т-43. Этот танк отличался от уже ставшей легендарной "Тридцатьчетверки" новой просторной трехместной башней с улучшенным бронированием, а также использованием торсионной подвески. Броня корпуса также значительно увеличилась. Лоб корпуса защищала броня толщиной 75 мм, а борта — 60 мм. Это было существенным улучшением по сравнению с толщиной брони обычного Т-34, который имел 45 мм спереди. Главным конструктором этого нового среднего танка являлся А.А. Морозов. Однако, несмотря на все его превосходства по сравнению с Т-34, этот танк не пошёл в серию. Если бы его начали производить в условиях военного времени, суммарное количество произведенных средних танков в СССР было бы существенно ниже, чем это было в реальности, а такой вариант был неприемлем для советского руководства.
Был выбран иной путь развития и проведения модернизации уже существующего Т-34. Модернизация этого танка привела к замене его башни на башню из Т-43, что дало жизнь практически новому танку Т-34-85. Однако, А.А. Морозов не собирался отказываться от идеи разработки нового среднего танка. Так что в конце 1943 года началось создание танка, получившего индекс Т-44. Эта боевая машина имела дальнейшее развитие башни танков Т-43 и Т-34-85, однако, корпус претерпел серьёзные изменения. Одним из передовых решений разработчиков стало поперечное размещение двигателя В-44. Благодаря этому удалось значительно уменьшить длину и высоту корпуса, а перераспределение веса позволило ещё больше усилить бронирование танка. Поперечное размещение двигателя не только позволило сократить длину МТО танка на 650 мм, но и увеличило объем боевого отделения и сместило башню ближе к центру корпуса.
Кроме того, на Т-44 была установлена новая 5-ступенчатая коробка передач, которая получилась компактной и лёгкой, благодаря использованию в конструкции трансмиссии нового агрегата — "гитары" (это название было дано редуктору с передаточным числом 0,7, который позволил снизить число оборотов и нагрузку на КПП). Благодаря новой топливной системе также удалось повысить номинальную мощность дизельного двигателя с 500 до 520 л.с.
Одним из кардинальных отличий нового танка от его предшественника было отказ от использования подвески Кристи. Вместо нее на танке Т-44 была установлена торсионная подвеска. Пружинные "свечи" Кристи, несмотря на свою положительную особенность – упрощение процесса ремонта для экипажа, занимали слишком много места внутри танка. Применение торсионной подвески позволило значительно уменьшить габариты танка, улучшить условия работы и отдыха экипажа, а также сократить затраты на производство данной боевой машины. В сравнении с Т-34-85, новый Т-44 стал вдвое лучше защищенным, при этом сохраняя ту же боевую массу. Он также стал более маневренным и сохранил свою огневую мощь, а удобство работы экипажа значительно повысились.
Параллельно с разработкой новых моделей средних танков, советские конструкторы также работали над другими типами боевых машин. Например, на "Уральском заводе транспортного машиностроения" в Свердловске коллектив конструкторов занялся созданием самоходных артиллерийских установок различного назначения. Всеми работами руководил известный конструктор Лев Израилевич Горлицкий, являющийся одним из первых выпускников Ленинградского военно-механического института в 1932 году. После нескольких лет репрессий, Горлицкий был освобожден в августе 1940 года и возглавил артиллерийское конструкторское бюро завода в Ленинграде. В начале Великой Отечественной войны это конструкторское бюро было эвакуировано из Ленинграда в Свердловск, где Горлицкий приступил к проектированию самоходных артиллерийских установок.
К осени 1944 года на базе шасси Т-34 в Свердловске были созданы такие известные самоходные артиллерийские установки, как СУ-122, СУ-85 и СУ-100, которые широко использовались во время Великой Отечественной войны. К тому же, инженерам удалось разработать и другие самоходные установки, которые, однако, не стали такими известными. С июня по октябрь 1944 года было создано несколько проектов самоходных артиллерийских установок на "Уральском заводе транспортного машиностроения" с потенциалом для последующей модернизации и улучшения характеристик. Некоторые из них были построены на базе нового среднего танка Т-44.
- СУ-122П, вооруженную 122-мм пушкой Д-25С, к тому моменту самоходка уже была выпущена в металле и успешно смогла пройти заводские испытания;
- ЭСУ-100, вооруженную 100-мм пушкой Д-10С, с задним расположением боевого отделения и электротрансмиссией.
- СУ-100-М-1, вооруженную 100-мм пушкой Д-10С, на шасси танка Т-34, но с задним расположением боевого отделения, соответственно МТО было размещено спереди.
- СУ-100-М-2, вооруженную 100-мм пушкой Д-10С, на базе шасси танка Т-44, с задним расположением боевого отделения.
- СУ-122-44, вооруженную 122-мм пушкой Д-25-44С, с использованием базы и агрегатов среднего танка Т-44, с передним расположением боевого отделения.
Согласно решению технического совета, из всех проектов самоходок, наилучшими признаны были СУ-100-М-2 и СУ-122-44. В связи с этим, нарком танковой промышленности выдал приказ под номером 625 от 26 октября 1944 года согласно приказу, заводу УЗТМ осуществить завершение проектирования указанных самоходок, а также полностью произвести чертежи и создать опытные образцы боевых машин. Самоходка СУ-100-М-2 получила название "Уралмаш", а СУ-122-44 называлась "Гром". Вероятно, такая требовательность по созданию двух различных опытных образцов была обусловлена скрытым желанием предупредить возможную неудачу в создании "советского Фердинанда". Проектирование самоходок с задним расположением рубки в СССР было во многом вдохновлено именно этой немецкой боевой машиной. При этом на каждой из самоходок работалось над установкой двух различных орудий - 100-мм Д-10 и более мощного 122-мм Д-25. Соответственно, прототипы боевых машин были названы "Уралмаш-1" (СУ-101), "Уралмаш-2" (СУ-102) и "Гром-1" (СУ-100-44) и "Гром-2" (СУ-122-44).
Самоходка СУ-122-44 проектировалась на основе среднего танка Т-44. В передней части находилась рубка с боевым отделением. В качестве основного вооружения планировалось использовать 122-мм нарезную пушку Д-25С, которая уже применялась на танке ИС-2. Дополнительным вооружением был 7,62-мм пулемет ДТ, спаренный с орудием. Для стрельбы прямой наводкой предусматривался прицел ТШ-17, а для стрельбы с закрытых позиций был предусмотрен панорамный прицел М-30. Бронирование лобовой части самоходки такое же, как и у танка Т-44 - 90 мм. Рассчитывалось, что вес боевой машины со 122-мм орудием составит до 35 тонн, что превышает массу танка Т-44 на три тонны. Учитывая это обстоятельство, планировалось, что скорость САУ будет немного ниже, чем у среднего танка, но останется сопоставимой.
Однако, хотя проект данной самоходки так и не привел к созданию реальной машины, уже в декабре 1944 года в рамках продолжения исследований по проекту СУ-122-44 выяснилось, что размеры и вес боевой машины оказывались слишком большими. Основной причиной этого была длина пятиметрового орудия Д-25С. В то же время, СУ-100-М-2 с задним расположением боевого отделения оказывалась довольно компактной, ее длина значительно сократилась, а вес не превышал рамки машин среднего класса, при этом бронирование значительно усилилось. Основываясь на этих выводах, было принято решение продолжить работы только по проекту СУ-100-М-2, а работы по СУ-122-44 прекратить. Письменный приказ от НКТП был получен 7 марта 1945 года.
Тактико-технические характеристики СУ-122-44:
- Габаритные размеры: длина — 6070 мм (с пушкой — 9140 мм), ширина — 3100 мм, высота — 2200 мм.
- Бронирование — лоб корпуса — 90 мм, борта — 75 мм.
- Боевая масса — до 35 тонн.
- Вооружение — 122-мм пушка Д-25С и 7,62-мм пулемет ДТ
- Силовая установка — дизельный двигатель В-44 мощностью 500 л.с.
- Максимальная скорость — 47,5 км/ч.
- Запас хода — 200 км.
- Экипаж — 4 человека.
Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте
Телеграмм канал Альтернативная История
Читайте также:
Источник: https://alternathistory.ru/opozdavshaya-na-vojnu-su-122-44-grom-sssr/
👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉