Всем известно, что Петербург до последнего ездит на старых поездах. Пока Москва наводняется современными ЭП2ДМ и "Иволгами", железнодорожники северной столицы предпочитают возить пассажиров на электричках ЭТ2М и ЭД4М, которые, будучи новыми, морально устарели ещё в 1980-х годах. Удобные туалеты? Места для колясок и велосипедов? Не-а!
В петербургском метро дела обстоят аналогичным образом: к примеру, здесь до сих пор можно встретить старые советские поезда Ема конца 1970-х годов, которые, впрочем, постепенно вытесняются новыми "Балтийцами"...
А я люблю старые поезда! Мне они напоминают о детстве и о студенческих годах, а у кого-то они наверняка ассоциируются с советским прошлым нашей страны. Но в любом случае, они являются живыми памятниками той ушедшей эпохи, поэтому то, что они до сих пор эксплуатируются, я считаю скорее не бедой, а изюминкой Петербурга.
Сегодня - подборка фотографий старых поездов с первой и с третьей линии, которые я сделал собственноручно. Только пожалуйста, не забудьте подписаться либо на мой личный ТГ-канал, либо на "Всё, что движется", либо на оба этих канала: Дзен плохо рекомендует мои публикации и вы можете просто не увидеть их в ленте, а в этих каналах я размещаю ссылки на них.
Петербургское метро всегда привлекало меня, как москвича, своими старыми поездами метро, которые бегали по линиям 1 и 3, ведь в столице вагоны типа Е отъездились ещё в 2008 году. Так что каждый приезд в Питер давал возможность опять прокатиться в раритетах и насладиться жёлтым линкрустом и деревянными элементами отделки салона!
Подивиться на особенные оконные рамы, которые у вагонов типа Е были разделены вертикальной перекладиной на две половины, в то время как у вагонов всех последующих моделей такого уже не было. Вдобавок, рамы были ещё и деревянными, а не алюминиевыми!
Вместо пластмассовых панелей - просто крашенный потолок, который повторяет форму вагона - на мой взгляд, так даже лучше и красивее, чем обшивать всё пластиком.
А эти чудесные кругленькие светильники? А эти вентиляционные решётки с деревянным обрамлением? А эти хромированные поручни? Ну красиво же! Заходишь в вагон метро как в уютную комнату у себя дома.
Уют не теряется, даже если в вагоне много пассажиров: приглушённый свет, желтые стены и деревянные элементы оформления делают своё дело.
А как вам переговорное устройство из 1960-х годов? Буквы отлиты вместе с корпусом, а не наклеены, а ещё этим переговорным устройством можно колоть орехи, и ничего с ним не случится. Замечательная оригинальная советская деталь интерьера!
Возможность увидеть кабину управления всегда меня восторгала в петербургском метро, ведь у нас в Москве стёкла на дверях кабины почему-то всегда были заклеены непрозрачной плёнкой... Они там что, сокровища прятали? Или секретные манометры с амперметрами? Если в головных вагонах такое решение было оправдано, то зачем это было делать в вагонах промежуточных? А впрочем, это уже дела давно минувших дней...
А так выглядит окно вагона типа Е снаружи: по нему любой пассажир, хоть и неосознанно, мог отличить "чисто" Е от всяких Ем, Еж и им подобных. А вы такое замечали?
Далее пойдут фотографии 2009 года. Вагон типа Е № 3508 на какой-то станции. Фотографировал я тогда не очень хорошо, так что саму станцию на фотографии совсем не видать, да и камера не позволяла добиться хорошего качества картинки. Но других снимков нет! Сможете опознать станцию?
Для сравнения: моё фото, но уже 2023 года... Развиваюсь!
В 2009 году я прокатился в вагоне Е № 3369, который был построен в 1966 году и проездил до 2015-го... Почти 50 лет! После чего оказался в составе петербургского ретропоезда. За это я обожаю Петербург: здесь всегда есть место и для музеев техники, и для полноценного ретропоезда, и для старинных трамваев, которые чуть ли не каждый день можно встретить на улице города... Учись, московский департамент транспорта!
А вот окраску петербургских Е-образных в стиле "Номерных" с белой полосой и буквой V на дверях я всегда осуждал. На мой взгляд, окраску "Номерных" должны носить "Номерные", а Е-образные должны быть сине-голубыми или сине-зелёными с чёрной полосой без всяких V или X, как на втором фото.
Но про неправильную окраску вагона забываешь, попадая внутрь... О, эта ламповая советская атмосфера! Как приятно отражаются светильники в глянцевой краске потолка... Жаль только, что в питерских поездах почему-то не было "прыгающих" мягких диванов, в отличие от аналогичных поездов московского метро (фото 2).
Зато линкрустом (который представляет собой рельефные обои, покрашенные краской) в Питере можно было любоваться аж до 2020 года! В Москве, напоминаю, только до 2008-го.
Линкруст - он как бабушкин ковёр: каждый в его рисунке видит что-то своё. Я, например, вижу здесь лягушку с распахнутой пастью... Видите, как хороши были старые поезда: в них даже воображение работает!
Ещё парочка вагонов типа Е в двух разных поездах на станции Проспект Ветеранов... В 2009 году они попадались почти в каждом составе.
Обратите внимание на другое отличие "чисто" Е от последующих модификаций: в конце вагона отсутствует боковое окно, а за стенкой - легендарное сидение на полтора человека.
Также в вагонах типа Е около кабины машиниста размещалось сидение на одного пассажира - ещё одна особенность, позволяющая простому оыбвателю отличить эти вагоны от всех остальных.
Вагон 3228 ещё на какой-то станции, которую я уже не могу опознать. Может быть, читающие меня петербуржцы смогут?
В последний раз вагон типа Е петербургского метро я сфотографировал в ноябре 2014 года: это был уже знакомый вам 3369, который в итоге стал последним линейным вагоном этого типа и проездил до марта 2015 года, после чего был включён в состав ретропоезда. Я завидую петербуржцам! У Москвы была целая куча возможностей тоже сделать ретропоезд из Е-образных вагонов: с линкрустом, с мягкими диванами, с деревянными молдингами и хромированными железяками... Но возможность уже упущена. Конечно, у нас есть музейный поезд из вагонов типа А, но зачем ограничиваться только им?
Вагоны типа Е покинули Петербург в 2015 году, но на протяжении ещё пяти лет можно было полюбоваться линкрустом в вагонах типа Ем - более поздней модифиркации серии. Рисунок в них был попроще, если вообще это можно было назвать рисунком, но это всё ещё были тиснёные панели на бумажной основе, покрашенные масляной краской!
В конце вагона уже появилось традиционное дополнительное окошко с полноценным диваном на троих.
А в некоторых вагонах около кабины машиниста стояли два огромных шкафа... Не для одежды пассажиров, конечно, а для размещения элементов электрической схемы. В Москве вагоны с такими шкафами носили обозначение Ем-509, в Петербурге же - просто Ем... Почему - понятия не имею.
Петербургские вагоны Ем с линкрустом я застал как на Кировско-Выборгской линии, так и на Невско-Василеостровской. В марте 2014-го мне удалось прокатиться по ней в вагоне 3864 1969 года выпуска:
А также в вагоне 3773, в котором я сфотографировал как салон, так и пульт машиниста.
В 2014 году некоторые линкрустовые Ем даже ездили головными. Правда, если быть точным, эти вагоны уже не были линкрустовыми, так как в начале 2000-х годов им провели капитальный ремонт с обновлением салона, а внешне их можно было отличить по номеру: у линкрустовых и бывших линкрустовых вагонов номер начинался на цифру 3, а вот у вагонов с пластиком - на цифру 6. И тех и других я сфотографировал на станции Рыбацкое в марте 2014 года.
Последний вагон с линкрустом № 3880 перестал ездить под Петербургом в 2020 году, но Петербург всё равно остаётся городом, где в метро ездят самые старые поезда. Конечно же, вагонов 1960-х годов здесь больше нет, но самые "молодые" представители семейства Е, построенные в конце 1970-х годов до сих пор составляют половину парка на Кировско-Выборгской линии. Хорошо это или плохо - решайте сами, но помните: через пару лет вместе со старыми поездами Кировско-Выборгскую линию покинет одна из частичек Советского Союза. Так что - успейте прокатиться и насладиться!
С вами был Блог ЖД Фотографа с подборкой фотографий. Если есть возможность - поддержите мой канал монетой: можно оформить недорогую платную подписку на Бусти и смотреть много дополнительных видео, можно купить кружку с поездом, можно купить набор открыток, а можно просто прислать разовое пожертвование. Спасибо!
Другие публикации о метро:
Подборка фотографий поездов Ем из Петербурга, 2023 год: