Почему младенцы на средневековых картинах такие странные?

Согласитесь, младенцы на средневековых картинах выглядят как минимум странно. Глядя на эти изображения, мы невольно задумываемся о том, как удалось перейти от средневековых изображений детей к ангелоподобным младенцам эпохи Возрождения. В чем же дело?

Большинство средневековых младенцев были изображениями Иисуса. Идея гомункулярного Иисуса (якобы Он появился на свет в подобии взрослого человека, а не ребёнка) повлияла на то, как изображали всех детей. Слово "Homunculus" имеет латинские корни и означает "маленький человек - именно таким художники и изображали Христа. Главное - смысл, а не внешний вид!

Так на средневековых картинах появлялись лысеющие, обрюзгшие, да и вообще какие-то побитые жизнью младенцы. В средневековом искусстве мы не обнаружим ни пухлых щечек, ни задорных глаз. Зато младенца с бородой — легко! 

-3

Следует отметить, что средневековых художников не особо волновал реализм. Это привело к тому, что большинство людей в средневековом искусстве изображали похожими друг на друга. Художники средневековья были скорее экспрессионистами, чем натуралистами.

Почему? Ответ прост. Медицина на тот момент была в достаточно сложном положении. Считалось, что если человек отправляется к врачу, то он совершает что-то неприличное. 

-4

Анатомические театры появились позднее, в средневековье изучать тела строго возбранялось. Единственный человек, кому было позволено изучать анатомию - это палач. Но, как правило, палачи картин не пишут. 

-5

Не стоит забывать и о том, что большинство людей в средневековье не умело читать, да и книг было не так много. Только посмотрите, какого размера были книги (это обусловлено тем, чтобы их было сложнее украсть). Поэтому картины (и фрески), по сути, были практически единственным общественно доступным способом распространять и получать информацию. Почти как комиксы, вот только сюжеты были библейские или исторические.

Кроме того, в средние века не было понятия детства. Дети воспринимались скорее как помощники в хозяйстве. Ребенок мог умереть в любой момент, потому эмоционально к нему не слишком привязывались. Большинство матерей, особенно в знатных семьях, отдавали новорожденного кормилице и няне.

-7

И только посмотрите на то, как туго пеленали детей! А ещё, чтобы придать благородную форму черепу, в чепчик могли вставлять специальные дощечки.

-8

А когда ребенок становился чуть старше, то сразу начинал работать.

-9

В дошедших до нас судебных и церковных архивах сохранились записи, от которых кровь стынет в жилах:

Элизабет, 5 лет, помогала матери на кухне, опрокинула на себя горшок с кипятком и умерла
Джеймс, 5 лет, был послан к колодцу за водой, упал в него и утонул
Эдвин, 6 лет, помогал отцу в поле и был убит лошадью
-10

Что же изменилось? 

В эпоху Возрождения процветало светское искусство. Флорентийские аристократы захотели смотреть не на символы, а на своих детей. Художники эпохи Возрождения стали испытывать интерес к природе. Кроме того, в это время происходит трансформация концепции образа ребенка: из маленьких взрослых дети превратились в невинных созданий. Во многом это обусловлено концепцией о том, что младенец является в этот мир безгрешным. 

Рафаэль Санти: Мадонна Темпи, 1507 год.
Рафаэль Санти: Мадонна Темпи, 1507 год.

Церковь также начала почитать детство Христа. Произведения искусства эпохи Возрождения подчёркивали природные добродетели Иисуса. Эти новые идеи побуждали художников изображать младенца Христа с более детскими чертами.

Леонардо да Винчи, "Мадонна Литта".
Леонардо да Винчи, "Мадонна Литта".

Спасибо, что дочитали до конца! ✅ А какие еще странности вы замечали на средневековых изображениях?

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)

Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)

Мои статьи с разборами, которые могут вас заинтересовать: