Найти тему
arts_tobe - просто об искусстве

Почему у змея-искусителя лицо Евы?

История Адама и Евы знакома каждому. Но змею-искусителю уделяют меньше внимания и зачастую не замечают, что на некоторых изображениях у него женское лицо. Точнее, лицо Евы. Как так вышло?

Сперва напомню сюжет: Адам знал, что вкушение плода с древа познания добра и зла ведет к смерти. Но змей искусил его жену, Еву, впоследствии чего произошло грехопадение и изгнание из Рая. 

Фрагмент фрески Мазаччо «Изгнание из Рая».
Фрагмент фрески Мазаччо «Изгнание из Рая».
«Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт.3:1-6).

Змей был выбран неспроста: именно он способен «пагубными» свойствами проникать в человеческую душу.  Змей-искуситель может символизировать как божественное, так и демоническое начало. Именно он разрешил Еве сорвать и вкусить запретный плод. 

Иконография змея-искусителя имеет древнюю историю, а сюжет грехопадения является фундаментальным событием. Змей может быть изображен не только с женским лицом, но и с телом необычных существ, например, может предстать в образе червя или дракона и иметь такие необычные атрибуты, как перья, когти или чешую. Считается, что дьявол вошел в тело змея-искусителя и принял женский облик ради того, чтобы было проще искусить Еву. 

Миниатюра из манускрипта «Speculum humanae salvationis» («Зер­кало человеческого спасения»). Германия, 1325–1375 годы.
Миниатюра из манускрипта «Speculum humanae salvationis» («Зер­кало человеческого спасения»). Германия, 1325–1375 годы.

Уже в сирийском труде IV-VI вв. «Пещера сокровищ» можно найти предпосылки такой иконографии: сюжет строится вокруг сатаны, пожелавшего научить попугая разговаривать. Тогда он решил принять человеческий облик и, спрятавшись за зеркалом, стал дразнить птицу. Попугай принял отражение в зеркале за собеседника и начал повторять слова. 

На огромном множестве европейских миниатюр лицо змея является зеркальным отражением лица Евы. Здесь и прослеживается  параллель с «Пещерой сокровищ»: Ева вступает в диалог с себе подобным существом, доверяет ему и нарушает божественный запрет. Таким образом, змей становится alter ego Евы, их природа тождественна. 

Змей-искуситель и Еву. Европейская средневековая миниатюра.
Змей-искуситель и Еву. Европейская средневековая миниатюра.

В XII веке Петр Коместор (парижский богослов) в своем труде «Historia scholastica» (1169–1173) размышлял о грехопадении и пришел к выводу, что змей-искуситель является прямоходящей рептилией (что неудивительно, так как в средневековье утверждали о существовании различных змей: от огненных до многоглавых).

Миниатюра из английского "Бестиария" XIII века с изображением змеи.
Миниатюра из английского "Бестиария" XIII века с изображением змеи.

Возможно предположить, что вдохновлялся Коместор популярными в то время во Франции изображениями сирен (основной задачей которых, к слову, было искушение)

Изображение сирены (полуптицы-полуженщины, чарующим голосом заманивающей на верную смерть путников) из средневекового бестиария.
Изображение сирены (полуптицы-полуженщины, чарующим голосом заманивающей на верную смерть путников) из средневекового бестиария.

Вскоре художники начали интерпретировать этот сюжет более вольно: змей получает модную для того времени прическу или аксессуар (шляпки и другие украшения). Но в каждом подобном примере внимание акцентируется на том, что искушение пришло в мир через женщину. 

Гуго ван дер Гус, «Грехопадение», часть Венского диптиха «Грехопадение и спасение человека» (другая створка «Оплакивания Христа»). Обратите внимание на необычную прическу змея.
Гуго ван дер Гус, «Грехопадение», часть Венского диптиха «Грехопадение и спасение человека» (другая створка «Оплакивания Христа»). Обратите внимание на необычную прическу змея.

К XIV веку образ змея получил широкое распространение в Италии, Франции, Германии. Одно из самых популярных изображений змея, обвивающего дерево, можно увидеть на росписи Микеланджело в Сикстинской капелле. 

Микеланджело Буонарроти, «Грехопадение и изгнание из Рая», потолок Сикстинской капеллы.
Микеланджело Буонарроти, «Грехопадение и изгнание из Рая», потолок Сикстинской капеллы.

Интересно, что примерно в это же время в Европе начинается расцвет культа Богоматери и ее противопоставление Еве (божественное/греховное, небесное/земное). Яснее всего эта иконографическая конфронтация видна в творчестве художников-миниатюристов. Например, на миниатюре, которую вы увидите ниже, и Ева, и Мария «причащают» человечество: Ева — смертью, Дева Мария — вечной жизнью. 

Адам же в творчестве миниатюристов является, скорее, «стаффажной» фигурой: яблок не рвал, да и вкушать не очень-то и хотел. 

Mary, the New Eve from Missal of Bernhard von Rohr, Archbishop of Salzburg, 1481.
Mary, the New Eve from Missal of Bernhard von Rohr, Archbishop of Salzburg, 1481.

Таким образом, происходит очередная объективизация женщины в образе вечной грешницы. Отождествление Евы со злом прочно утвердилось в христианском мышлении, в связи с чем змей-искуситель приобрел фемининные черты. 

Спасибо, что дочитали до конца!

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)

Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)

Мои статьи про библейские сюжеты, которые могут быть вам интересны:

▫️Скандальный сюжет в живописи: Лот с дочерьми

▫️Содом и Гоморра: что случилось в месте порока и разврата?

▫️Как ветхозаветная вдова Юдифь стала одной из первых феминисток? 1 часть

▫️Как ветхозаветная вдова Юдифь стала одной из первых феминисток? 2 часть