История Адама и Евы знакома каждому. Но змею-искусителю уделяют меньше внимания и зачастую не замечают, что на некоторых изображениях у него женское лицо. Точнее, лицо Евы. Как так вышло?
Сперва напомню сюжет: Адам знал, что вкушение плода с древа познания добра и зла ведет к смерти. Но змей искусил его жену, Еву, впоследствии чего произошло грехопадение и изгнание из Рая.
«Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт.3:1-6).
Змей был выбран неспроста: именно он способен «пагубными» свойствами проникать в человеческую душу. Змей-искуситель может символизировать как божественное, так и демоническое начало. Именно он разрешил Еве сорвать и вкусить запретный плод.
Иконография змея-искусителя имеет древнюю историю, а сюжет грехопадения является фундаментальным событием. Змей может быть изображен не только с женским лицом, но и с телом необычных существ, например, может предстать в образе червя или дракона и иметь такие необычные атрибуты, как перья, когти или чешую. Считается, что дьявол вошел в тело змея-искусителя и принял женский облик ради того, чтобы было проще искусить Еву.
Уже в сирийском труде IV-VI вв. «Пещера сокровищ» можно найти предпосылки такой иконографии: сюжет строится вокруг сатаны, пожелавшего научить попугая разговаривать. Тогда он решил принять человеческий облик и, спрятавшись за зеркалом, стал дразнить птицу. Попугай принял отражение в зеркале за собеседника и начал повторять слова.
На огромном множестве европейских миниатюр лицо змея является зеркальным отражением лица Евы. Здесь и прослеживается параллель с «Пещерой сокровищ»: Ева вступает в диалог с себе подобным существом, доверяет ему и нарушает божественный запрет. Таким образом, змей становится alter ego Евы, их природа тождественна.
В XII веке Петр Коместор (парижский богослов) в своем труде «Historia scholastica» (1169–1173) размышлял о грехопадении и пришел к выводу, что змей-искуситель является прямоходящей рептилией (что неудивительно, так как в средневековье утверждали о существовании различных змей: от огненных до многоглавых).
Возможно предположить, что вдохновлялся Коместор популярными в то время во Франции изображениями сирен (основной задачей которых, к слову, было искушение).
Вскоре художники начали интерпретировать этот сюжет более вольно: змей получает модную для того времени прическу или аксессуар (шляпки и другие украшения). Но в каждом подобном примере внимание акцентируется на том, что искушение пришло в мир через женщину.
К XIV веку образ змея получил широкое распространение в Италии, Франции, Германии. Одно из самых популярных изображений змея, обвивающего дерево, можно увидеть на росписи Микеланджело в Сикстинской капелле.
Интересно, что примерно в это же время в Европе начинается расцвет культа Богоматери и ее противопоставление Еве (божественное/греховное, небесное/земное). Яснее всего эта иконографическая конфронтация видна в творчестве художников-миниатюристов. Например, на миниатюре, которую вы увидите ниже, и Ева, и Мария «причащают» человечество: Ева — смертью, Дева Мария — вечной жизнью.
Адам же в творчестве миниатюристов является, скорее, «стаффажной» фигурой: яблок не рвал, да и вкушать не очень-то и хотел.
Таким образом, происходит очередная объективизация женщины в образе вечной грешницы. Отождествление Евы со злом прочно утвердилось в христианском мышлении, в связи с чем змей-искуситель приобрел фемининные черты.
Спасибо, что дочитали до конца!
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)
Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)
Мои статьи про библейские сюжеты, которые могут быть вам интересны:
▫️Скандальный сюжет в живописи: Лот с дочерьми
▫️Содом и Гоморра: что случилось в месте порока и разврата?
▫️Как ветхозаветная вдова Юдифь стала одной из первых феминисток? 1 часть
▫️Как ветхозаветная вдова Юдифь стала одной из первых феминисток? 2 часть