Этот эпизод является одним из самых скорбных в библейской истории, а самих младенцев почитают как первых мучеников, пострадавших ради Христа («мученик» в буквальном переводе с греческого языка означает свидетель, очевидец).
Ирод I Великий (74/73 — 4 гг. до н. э.) прославился как жестокий правитель Иудеи. Христианская культура пересказывала и интерпретировала его историю так долго, что при упоминании его имени перед глазами встаёт сцена массового детоубийства. Однажды правитель услышал о рождении в Вифлееме «вождя, который упасёт народ Израиля». Царь начал искать младенца, так как посчитал его конкурентом за власть (отмечу, что из-за этого Ирод казнил жену и нескольких сыновей), но когда поиски не увенчались успехом, Ирод решил, что семья с ребёнком сбежала, и в безумии велел «избить всех младенцев и во всех пределах его, от двух лет и ниже».
Этот жестокий эпизод мы знаем со слов святого апостола и евангелиста Левия Матфея:
«Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов».
Согласно преданию, волхвы пришли в Вифлеем поклониться «родившемуся Царю Иудейскому». Но когда царь Ирод узнал об этом, то встревожился и приказал разыскать младенца, чтобы прийти и поклониться ему. Волхвы принесли новорожденному Христу дары, но получили откровение не возвращаться к Ироду и вернуться в родные земли другой дорогой.
Обманутый и разгневанный царь приказал воинам убить всех младенцев в Вифлееме младше двух лет (по преданию их было 14000). Однако Иисус был спасен благодаря бегству в Египет.
"Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока, и говорят: где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка... Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды. И, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце, и когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидевши же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и вошедши в дом, увидали Младенца с Мариею, Матерью Его, и падши поклонились Ему, и открывши сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну." (Мф.2:1-11).
Богословы объясняют, что избиение произошло по промыслу божьему, чтобы обнаружилась злоба Ирода. Однако упоминания об этом жестоком приказе иудейского царя отсутствуют в античных источниках и даже в трудах историка Иосифа Флавия.
Некоторые исследователи считают, что в действительности подобного не происходило, а данный эпизод является примером творчества в жизнеописании святого. Также существует мнение о том, что избиение младенцев было придумано как исполнение более древнего пророчества, к которому отсылает Левий Матфей. А еще одна теория гласит, что в основу этого предания были положены исторические события - приказ Ирода убить собственных детей.
Более того, не существует и однозначного мнения по поводу числа жертв избиения: даже в христианской традиции эта цифра разнится. Ученые считают, что в те времена Вифлеем был достаточно небольшим городом - население едва превышало 1000 человек. При рождаемости 30 детей в год младенцев мужского пола до двух лет вряд ли нашлось бы более 20. Однако в Евангелии упомянута перепись населения и напоминание о том, почему именно в Вифлеем стекалось большое количество народа: город был настолько переполнен, что Мария и Иосиф смогли найти себе место только в хлеву. Но даже в этом случае цифра в 14000 младенцев кажется завышенной.
Тот факт, что младенцев было значительно меньше, объясняется и отсутствием сведений об этом эпизоде в других источниках (например, у того же Иосифа Флавия, который подробно описывал жизнь Ирода Великого). Даже если принять во внимание пренебрежительное отношение к детям в античном мире (уровень детской смертности был высок, а жизнь слабого и не приносящего пользы в хозяйстве ребенка не имела ценности), историк вряд ли бы смог умолчать о гибели 14000 младенцев. Однако если их было не более нескольких десятков, то на фоне жестокости Ирода, сеявшего смерть вокруг себя, подобную цифру можно было прировнять к чему-то вроде статистической погрешности.
Современного человека новость об убийстве детей обескуражит, испугает и вызовет сострадание, однако в древние времена об этом переживали разве что матери новорожденных. Не случайно евангелист Матфей цитирует пророчество:
"Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет" (Мф 2:17–18).
Неудивительно, что художники разных эпох так часто обращались к этому неоднозначному библейскому эпизоду.
Сцену избиения младенцев можно встретить в христианской иконографии достаточно рано, первый случай — триумфальная арка Санта-Мария-Маджоре, в которой эта сцена завершает цикл раннего детства. Слева на престоле изображен царь Ирод, отдающий приказание. Воины в одежде римских легионеров готовы выполнить приказ, один из них протягивает руку в сторону женщин с младенцами на руках, сама сцена убийства не показана.
В дальнейшем интерпретация сюжета будет приобретать больший драматизм: на рельефе оклада Евангелия композиция дополнена изображением младенца под ногами воина, а также появляются фигуры женщин, горюющих о своих детях.
Иногда работы на этот сюжет приобретали и откровенные политические коннотации. Пожалуй, самым известным подобным примером является картина Питера Брейгеля Старшего.
В те годы на нидерландской земле царил произвол со стороны испанской армии: они учиняли разгром, убивали людей и не щадили даже младенцев. Художник был так сильно потрясён жестокими событиями, что решил создать картину в период революционных восстаний нидерландцев с испанским католицизмом и феодализмом.
Художник переносит сюжет в голландскую деревню, которую осадили солдаты-наёмники, занимающиеся мародёрством и грабежом. В центре композиции мы видим, как отец, вероятно, предлагает оруженосцу обменять сына на дочь, а мать умоляет о пощаде.
В левом угле за женщиной гонятся всадник, требующий, чтобы несчастная мать выдала местоположение ребенка. Художник правдиво изобразил жестокую, бесчеловечную реальность.
Картину на этот сюжет создал и знаменитый фламандский художник П. П. Рубенс, в его работе также отражены религиозные и политические потрясения того времени.
В этот период художник работал в Антверпене, центре коммерции и искусства. Благодаря этой работе Рубенсу удалось передать сообщение о жестокой власти и страданиях невинных. Таким образом, полотно отражает общественные и политические реалии и погружает зрителя в мир страдания и хаоса.
Жестокий сюжет можно встретить и в искусстве классицизма. Так, на картине французского художника Н. Пуссена мы видим античного воина, яростно наступившего на невинного младенца. Мать ребенка умоляет солдата о пощаде и в отчании обхватывает его могучее тело.
На втором плане художник изобразил женщину в синем одеянии, у которой только что убили ребенка. Не отрывая взгляда от небес, она обращается с воззванием к Богу. С левой стороны над сценой убийства возвышается темная мраморная колонна, являющаяся символом неотвратимости смерти. Обратите внимание на храм, расположенный на дальнем плане - колонны коринфского ордена, согласно записям римского архитектора и механика Витрувия, олицетворяют материнское начало.
Картина была заказана римским банкиром Винченцо Гвистиньяни по случаю семейной трагедии - произведение выполнено в память о трагической судьбе детей Джустиниани, взятых в заложники солдатами Османской империей в 1564 году. Для семьи римского аристократа этот факт был сравним с евангельской трагедией избиения младенцев.
Спасибо, что дочитали до конца! ✅
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)
Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)
Мои статьи о библейских сюжетах в искусстве, которые могут быть вам интересны: