Зачем царь Ирод приказал убить младенцев?

4,6K прочитали

Этот эпизод является одним из самых скорбных в библейской истории, а самих младенцев почитают как первых мучеников, пострадавших ради Христа («мученик» в буквальном переводе с греческого языка означает свидетель, очевидец).

«Избиение младенцев» Фреска Джотто. Капелла Скровеньи. Около 1305 года.
«Избиение младенцев» Фреска Джотто. Капелла Скровеньи. Около 1305 года.

Ирод I Великий (74/73 — 4 гг. до н. э.) прославился как жестокий правитель Иудеи. Христианская культура пересказывала и интерпретировала его историю так долго, что при упоминании его имени перед глазами встаёт сцена массового детоубийства. Однажды правитель услышал о рождении в Вифлееме «вождя, который упасёт народ Израиля». Царь начал искать младенца, так как посчитал его конкурентом за власть (отмечу, что из-за этого Ирод казнил жену и нескольких сыновей), но когда поиски не увенчались успехом, Ирод решил, что семья с ребёнком сбежала, и в безумии велел «избить всех младенцев и во всех пределах его, от двух лет и ниже».

«Избиение младенцев» (Маттео ди Джованни, 1488 год).
«Избиение младенцев» (Маттео ди Джованни, 1488 год).

Этот жестокий эпизод мы знаем со слов святого апостола и евангелиста Левия Матфея:

«Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов».

Согласно преданию, волхвы пришли в Вифлеем поклониться «родившемуся Царю Иудейскому». Но когда царь Ирод узнал об этом, то встревожился и приказал разыскать младенца, чтобы прийти и поклониться ему. Волхвы принесли новорожденному Христу дары, но получили откровение не возвращаться к Ироду и вернуться в родные земли другой дорогой.

Обманутый и разгневанный царь приказал воинам убить всех младенцев в Вифлееме младше двух лет (по преданию их было 14000). Однако Иисус был спасен благодаря бегству в Египет.

"Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока, и говорят: где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка... Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды. И, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце, и когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидевши же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и вошедши в дом, увидали Младенца с Мариею, Матерью Его, и падши поклонились Ему, и открывши сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну." (Мф.2:1-11).

Богословы объясняют, что избиение произошло по промыслу божьему, чтобы обнаружилась злоба Ирода. Однако упоминания об этом жестоком приказе иудейского царя отсутствуют в античных источниках и даже в трудах историка Иосифа Флавия.

Некоторые исследователи считают, что в действительности подобного не происходило, а данный эпизод является примером творчества в жизнеописании святого. Также существует мнение о том, что избиение младенцев было придумано как исполнение более древнего пророчества, к которому отсылает Левий Матфей. А еще одна теория гласит, что в основу этого предания были положены исторические события - приказ Ирода убить собственных детей.

Ирод Великий.
Ирод Великий.

Более того, не существует и однозначного мнения по поводу числа жертв избиения: даже в христианской традиции эта цифра разнится. Ученые считают, что в те времена Вифлеем был достаточно небольшим городом - население едва превышало 1000 человек. При рождаемости 30 детей в год младенцев мужского пола до двух лет вряд ли нашлось бы более 20. Однако в Евангелии упомянута перепись населения и напоминание о том, почему именно в Вифлеем стекалось большое количество народа: город был настолько переполнен, что Мария и Иосиф смогли найти себе место только в хлеву. Но даже в этом случае цифра в 14000 младенцев кажется завышенной.

«Избиение младенцев» Гвидо Рени (1611—1612), Национальная пинакотека Болоньи. Пальмовые ветви в руках ангелов - символ мученичества младенцев.
«Избиение младенцев» Гвидо Рени (1611—1612), Национальная пинакотека Болоньи. Пальмовые ветви в руках ангелов - символ мученичества младенцев.

Тот факт, что младенцев было значительно меньше, объясняется и отсутствием сведений об этом эпизоде в других источниках (например, у того же Иосифа Флавия, который подробно описывал жизнь Ирода Великого). Даже если принять во внимание пренебрежительное отношение к детям в античном мире (уровень детской смертности был высок, а жизнь слабого и не приносящего пользы в хозяйстве ребенка не имела ценности), историк вряд ли бы смог умолчать о гибели 14000 младенцев. Однако если их было не более нескольких десятков, то на фоне жестокости Ирода, сеявшего смерть вокруг себя, подобную цифру можно было прировнять к чему-то вроде статистической погрешности.

«Избиение младенцев» Даниэле да Вольтерра (1557).
«Избиение младенцев» Даниэле да Вольтерра (1557).

Современного человека новость об убийстве детей обескуражит, испугает и вызовет сострадание, однако в древние времена об этом переживали разве что матери новорожденных. Не случайно евангелист Матфей цитирует пророчество:

"Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет" (Мф 2:17–18).

Неудивительно, что художники разных эпох так часто обращались к этому неоднозначному библейскому эпизоду.

Сцену избиения младенцев можно встретить в христианской иконографии достаточно рано, первый случай — триумфальная арка Санта-Мария-Маджоре, в которой эта сцена завершает цикл раннего детства. Слева на престоле изображен царь Ирод, отдающий приказание. Воины в одежде римских легионеров готовы выполнить приказ, один из них протягивает руку в сторону женщин с младенцами на руках, сама сцена убийства не показана.

В дальнейшем интерпретация сюжета будет приобретать больший драматизм: на рельефе оклада Евангелия композиция дополнена изображением младенца под ногами воина, а также появляются фигуры женщин, горюющих о своих детях.

Избиение младенцев. Рельеф оклада Евангелия. Ок. 460 г. (Сокровищница кафедрального собора, Милан).
Избиение младенцев. Рельеф оклада Евангелия. Ок. 460 г. (Сокровищница кафедрального собора, Милан).

Иногда работы на этот сюжет приобретали и откровенные политические коннотации. Пожалуй, самым известным подобным примером является картина Питера Брейгеля Старшего.

П. Б. Старший, "Избиение младенцев".
П. Б. Старший, "Избиение младенцев".

В те годы на нидерландской земле царил произвол со стороны испанской армии: они учиняли разгром, убивали людей и не щадили даже младенцев. Художник был так сильно потрясён жестокими событиями, что решил создать картину в период революционных восстаний нидерландцев с испанским католицизмом и феодализмом.

Художник переносит сюжет в голландскую деревню, которую осадили солдаты-наёмники, занимающиеся мародёрством и грабежом. В центре композиции мы видим, как отец, вероятно, предлагает оруженосцу обменять сына на дочь, а мать умоляет о пощаде.

Фрагмент картины.
Фрагмент картины.

В левом угле за женщиной гонятся всадник, требующий, чтобы несчастная мать выдала местоположение ребенка. Художник правдиво изобразил жестокую, бесчеловечную реальность.

Фрагмент картины.
Фрагмент картины.

Картину на этот сюжет создал и знаменитый фламандский художник П. П. Рубенс, в его работе также отражены религиозные и политические потрясения того времени.

П. П. Рубенс, "Избиение младенцев".
П. П. Рубенс, "Избиение младенцев".

В этот период художник работал в Антверпене, центре коммерции и искусства. Благодаря этой работе Рубенсу удалось передать сообщение о жестокой власти и страданиях невинных. Таким образом, полотно отражает общественные и политические реалии и погружает зрителя в мир страдания и хаоса.

Жестокий сюжет можно встретить и в искусстве классицизма. Так, на картине французского художника Н. Пуссена мы видим античного воина, яростно наступившего на невинного младенца. Мать ребенка умоляет солдата о пощаде и в отчании обхватывает его могучее тело.

Н. Пуссен, "Избиение младенцев".
Н. Пуссен, "Избиение младенцев".

На втором плане художник изобразил женщину в синем одеянии, у которой только что убили ребенка. Не отрывая взгляда от небес, она обращается с воззванием к Богу. С левой стороны над сценой убийства возвышается темная мраморная колонна, являющаяся символом неотвратимости смерти. Обратите внимание на храм, расположенный на дальнем плане - колонны коринфского ордена, согласно записям римского архитектора и механика Витрувия, олицетворяют материнское начало.

Картина была заказана римским банкиром Винченцо Гвистиньяни по случаю семейной трагедии - произведение выполнено в память о трагической судьбе детей Джустиниани, взятых в заложники солдатами Османской империей в 1564 году. Для семьи римского аристократа этот факт был сравним с евангельской трагедией избиения младенцев.

Спасибо, что дочитали до конца! ✅

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)

Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)

Мои статьи о библейских сюжетах в искусстве, которые могут быть вам интересны: